www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ


ID работы - 617536
психология (дипломная работа)
количество страниц - 63
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



СО¬ДЕР¬ЖА¬НИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ 6
1.1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФЕНОМЕНА ДЕПРИВАЦИИ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ 6
1.2. СНИЖЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ 8
1.3. ТРАВМАТИЗИРУЮЩИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ РЕБЕНКА В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ 10
1.4. ВЛИЯНИЕ НЕПОЛНЫХ СЕМЬЕЙ НА ПОЛОРОЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА 12
2. СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ 16
2.1. СУЩНОСТЬ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ. 16
2.2. ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 27
2.3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ ПО МЕТОДУ СКАЗКОТЕРАПИИ. 30
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ СКАЗКОТЕРАПИИ КАК МЕТОДА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
3.1. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
3.2. ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДО ЭКСПЕРИМЕНТА.
3.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ ПО МЕТОДУ СКАЗКОТЕРАПИИ
3.4. ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПОСЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ




ВВЕДЕНИЕ:



ВВЕ¬ДЕ¬НИЕ
Воспитание ребенка – это целенаправленное и систематическое воз-действие на сознание, чувства и поведения воспитанников с целью формиро-вания у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общест-венной морали.
Основными социальными факторами, оказывающими влияние на воспитание ребенка, его эффективность и результативность являются школа, общественная организация, внешкольные учреждения, семья. Семья является одним из важнейших факторов нравственного воспитания. В семье ребенок находится большую часть времени. В процессе семейного общения переда-ется жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, образцы пове-дения.
Предмет нашего исследования – воспитание детей в неполной се-мье. Семья считается неполной, когда дети живут с одним из родителей. Не-полная семья имеет свои особенности. В неполных семьях на плечи одного родителя ложится материальное обеспечение семьи. Духовный контакт ро-дителей с детьми в такой семье ослабляется в силу перегруженности родите-ля, нехватки времени для общения с детьми. Социально - психологические проблемы, возникающие во внутриличностной сфере и межличностных от-ношениях членов неполных семей, нарушают общение родителя с детьми. Кроме этого, в неполных семьях существуют затруднения в правильной по-лоролевой идентификации и ориентации детей.
Проблемы в экономической, политической, духовной, социальной сферах жизни общества обуславливает сложности нравственного воспитания детей в неполной семье. Эти сложности требуют высокого уровня педагоги-ческой культуры родителя в неполной семье.
В настоящий момент число неполных семей в России перманентно возрастет. По информации Министерства труда и социального развития, ка-ждый седьмой российский ребенок до 18 лет воспитывается в неполной се-мье, и все больше женщин рожает детей, не состоя в браке (25 процентов в 2002 году против 20 процентов в 1999). Согласно докладу «Положение детей и молодежи в России. Проблемы, политика, благотворительная деятель-ность», в 94 процентах случаев неполные семьи - без отца . Возможно отсут-ствие обоих родителей, проживание детей с дедушками и бабушками. До-вольно распространен и такой тип семьи, как супружеская пара старшего по-коления, вместе с которой проживает дочь (вдова, разведенная, одинокая мать с детьми).
Рождение вне брака понижает шансы ребенка на полную семью в бу-дущем. Вряд ли матери, которые рожают детей, и отказываются выходить замуж, будут вместе с ребенком более счастливы, чем в семье, где есть отец. Психологически человек стремится к полноте взаимоотношений, и даже если мать в состоянии устроить безбедную жизнь для своего малыша, он может быть несчастен. Вопрос: «Где наш папа?» - и соответствующие переживания все равно возникнут на том или ином этапе». Чисто «женское», равно как и «чисто» мужское воспитание детей приводит к формированию искаженного образа поведения. В первом случае - это «феминизация», во втором - «маску-линизация» и все связанные с ними комплексы проявляются особенно ярко, когда единственный родитель воспитывает ребенка противоположного пола.
Неполные семьи могут быть и счастливые, и несчастные, благополуч-ные и неблагополучные. Неблагополучная семья - не та, где есть проблемы и конфликты, а та, где проблемы и конфликты изо дня в день, из года в год од-ни и те же. Тем не мене, психологические особенности ребенка в неполной семье будут отличаться, а семейное благополучие или неблагополучие явля-ется фоном, на котором развиваются все вновь возникающие возможности и взаимоотношения с окружающими людьми.
Данными положениями и обусловлена актуальность курсовой работы.



Исходя из вышеизложенного, анализа научной литературы и практи-ки были сформулированы цель, объект, предмет исследования, выдвинута гипотеза и обозначены задачи работы.
Цель исследования – достичь позитивной социализации у детей из неполных семей с помощью метода сказкотерапии.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать особенности поведения детей из неполных семей, травматизирующие переживания ребенка;
2) Проанализировать возможности сказкотерапии как метода формирования и развития коммуникативных навыков детей из неполной семьи.
3) Провести практическую работу по исследованию эффективно-сти сказкотерапии как метода работы с детьми из неполных семей
Гипотезой исследования целевого метода была выбрана следую-щая: дети из неполных семей имеют сниженные коммуникативные на-выки, а сказкотерапия как метод влияет на формирования коммуника-тивных навыков и способствует сплоченности детей в группе.


1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
1.1. Возникновение феномена депривации в неполных семьях

Неполные семьи – сегодня уже реальность, на которую трудно за-крыть глаза. Число их не только не снижается, но и имеет постоянную тен-денцию к росту. Причины, по которым кто-то из родителей (в большинстве случаев мать) вынужден воспитывать ребенка один, могут быть самыми раз-ными. Увеличивающееся число разводов, ранняя нежелательная беремен-ность, смерть одного из родителей или сознательный выбор «родить ребенка для себя» – вот далеко не полный перечень причин появления таких семей. Но каковыми бы они ни были, ясно одно – неполные семьи нуждаются в по-стоянной помощи и поддержке. Не только родных и близких, но и специаль-ных служб: психологических, юридических, и в первую очередь – государст-ва.
Трудно быть родителем и в полной семье, но вряд ли кто-то станет отрицать, что особенно нелегко приходится одиноким. Большинство родите-лей, вынужденных в одиночку воспитывать ребенка, сталкивается если не с постоянными денежными проблемами, то, по крайней мере, с психологиче-скими. Удвоенное чувство ответственности, часто изоляция и вынужденная замкнутость на своих семейных трудностях, необходимость одновременно и воспитывать ребенка, и зарабатывать на жизнь.
Уже этого достаточно, чтобы было очевидно: ребенку намного лучше, когда есть мама и папа и они живут вместе. Но, тем не менее, неполные се-мьи существуют, и воспитание ребенка в них характеризуется рядом психо-логических особенностей.
Как правило, психика ребенка в неполной семье характеризуется та-ким состоянием, как депривация.
Депривация (от ср.-век. лат. depri-vatio - лишение), психическое со-стояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей; ха-рактеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллекту-альном развитии, нарушением социальных контактов. Для полноценного развития ребёнка необходимы: 1) многообразные стимулы разной модально-сти (зрительные, слуховые и т.д.), их недостаток вызывает стимульную (сен-сорную) депривацию; 2) удовлетворительные условия для учения и приобре-тения различных навыков; хаотичная структура внешней среды, которая не даёт возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне, вызывает когнитивную депривацию; 3) социальные контакты с взрос-лыми (прежде всего с матерью), обеспечивающие формирование личности, их недостаток ведёт к эмоционально




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



СПИ¬СОК ЛИ¬ТЕ¬РА¬ТУ¬РЫ
1. Воспитание детей в неполной семье, пер. с чеш., М., 1980;
2. Лангмейер И., Матейчек 3., Психич. депривация в дет возрасте, Прага, 1984;
3. Дементьева И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования. - 2001. - N 11. - С. 108-113
4. Аксёнова Л.И. Социальная педагогика социального образования.-
М., 2001
5. Андреева Г. М. «Социальная психология» – М., Аспект Пресс, 1996
6. Бабкин Н.. Теоретические и методологические отношения социальной работы с педагогикой и зарубежный опыт /. ред.: Т.., В... – М. – Тула : АСОПиР, 1993. – C.135-146
7. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников – М.: Магистр, 1999.
8. Беличева С. А. Основы превентивной психологии – М., Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России»,1993.
9. Бочарова В.. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход. – М.: 1999.
10. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. Курс лекций – М.: Академия, 1999.
11. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – Москва 2007. Ось – 89
12. Вачков И.В. Основы психологии группового тренинга. Психотехники. Москва. Ось – 89. 2005
13. Вердбер Р.. Психология общения. СПб. Питер.,2003 с. 320
14. Владимирова, Овчинников «Методика психологического консультирования в социальной работе»// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 1996, № 2, стр. 14-30
15. Возрастная и педагогическая психология. Учебник под редакцией А. В. Петровского – М.: Просвещение, 1979.
16. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие под редакцией Гамезо М. В., Матюхиной М. В., Михальчик Т. С. – М.: Просвещение, 1984.
17. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия – М.: Академия, 1998.
18. Войдеко Р. И., Сергиевич О. П., Силенко У. М., Ересь Е. П., Мелешкевич М. И. Возрастные особенности психического развития и воспитания детей – Мн.: Типография им. Сталина, 1961.
19. Волкова Елена. Агрессивные дети или агрессивные родители? – М.: Профиздат, 1992.
20. Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания //М, 2000
21. Галинузова Л.Н.., Е.О. Смирнова. Искусство общения с ребенком от года до 6 лет. М.,1988 с.208.
22. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология агрессивного (отклоняющегося) поведения – СПб.: СПбФ РАН, 1993.
23. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия, Дым старинного камина.
24. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. «Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов» под ред. Проф. О. Я. Гойхмана. – М.: Инфра, 1997 – 272 стр.
25. Дементьева И.Ф.Социальная педагогика, поддержка детей групп риска М., 2002
26. Диагностика агрессивного поведения. Серия «Психологическая диагностика в школе». Выпуск 9 – Мозырь: Белый парус, 1997.
27. Запорожец А.В.. Проблемы детской психологии. М., 1973 с. 224
28. Защираниская О.В. Сказка в гостях у психологии. М., 2001 с. 152
29. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития – М.: Издательство Московского университета, 1980.
30. Зимняя И.. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа. 1992. Вып.2
31. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей: Метод сказкотерапии. СПб., Речь 2002 с. 176
32. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. Речь -2002 с. 250
33. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д.., Д. Кудзилов Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. СПб., Речь 2003 с. 324
34. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д.., Д. Кудзилов. Проективная диагностика в сказкотерапии. СПб., Речь 2003 с. 208
35. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. Речь - 2002 с.254.
36. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству, Теория и практика сказкотерапии. СПб «Златоуст»., 1998 с. 168
37. Квасков В.Д. «Роль общения в деятельности человека»// Социально – политический журнал, 1996, № 3, стр. 224 – 234
38. Квинн Вирджиния Н. Прикладная психология – Санкт-Петербург, Питер, 2000.
39. Клейберг Ю. А. Психология агрессивного поведения – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
40. Кликс Ф.. Преобразующее мышление. У истоков человеческого интеллекта. М.,1989 с. 354
41. Козлов В. В. «Социальная работа с кризисной личностью» – Ярославль, 1999 –238 стр.
42. Колпачников В. В. «Индивидуальные модели консультативного процесса и психологического здоровья в консультировании» // «Журнал практического психолога», 1997. №5, стр.18 –26.
43. Колпачников В. В. «Общее введение в индивидуальное психологическое консультирование» // «Вопросы психологии», 1998, №6, стр. 35 –43
44. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире – Новосибирск: Наука, 1990.
45. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Речь -2001 с. 160.
46. Кришанская Ю. С. Третьяков В. П. «Грамматика общения», М.: смысл, 1999
47. Курчинка Мэри Ш. Ребенок с «характером» - Санкт-Петербург: Питер, 1996.
48. Леонтьев А. Н. «Проблема развития психики» – М.: 1972
49. Ломов Б. Ф. «Общение и социальная регуляция поведения индивида»// Психологические проблемы социальной регуляции поведения, М.: 1976
50. Лотман Ю.М.. Несколько мыслей о типологии культуры и проблемы переводимости. М.,1978 с 48.
51. Методологические и технологические основы современной социальной работы в России; Ярославль, «Диа –пресс», 1997 –151 стр.
52. Обучение социальной работе : Преемственность и инновации – М.:1998
53. Общение и оптимизация совместной деятельности под ред. Андреевой Г. М. И Яноушек Я. М., МГУ, 1982
54. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
55. Основы социальной работы под ред. П. Д. Павленка – М.: Инфра –М, 2000 – 368 стр.
56. Поддьякова Н.Н.., А.Ф. Говоркова. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников. М.,1978 с З48
57. Психология: Комплексный подход. Под редакцией Майкла Айзенка – Мн.: Новое знание, 2002.
58. Пэнто Л. Личный опыт и научное требование объективности // Начала практической социологии. М., 1996.
59. Романова Е.С. Работа психолога на телефоне доверия Методическое пособие. М.: МГПУ, 2001. 69 с.
60. Руденский Е. В. Психология отклоняющегося развития личности – Новосибирск, 1998.
61. Рычкова Н. А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика – М., ГНОМ и Д, 2000.
62. Соколов Дм.. Сказки и сказкотерапия. М.,1996 с. 304
63. Справочное пособие по социальной работе под ред. А. М. Панова, Е. И. Холостовой, М.: Юристъ 1997 –168 стр.
64. Степанов В. Г. Психология агрессивных школьников – М., Академия, 1997.
65. теории и технологии социальной работы. / Материалы научной конференции. – М.: 2000. С.11-20
66. Технологии социальной работы - М.: ИНФРА -, 2001. – 400 с.
67. Топчий Л.. Проблемы формирования профессионального мастерства специалистов по социальной психологией // Актуальные проблемы теории и технологии социальной работы / Материалы научной конф. 1999
68. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии – М., Международная педагогическая академия, 1995.
69. Фирсов М. В. «Введение в теоретические основы социальной работы», М.: институт практической психологии; Воронеж НПО «МОДЭК», 1997 – 192 стр.
70. Фирсова О.А. Психологические особенности детей 6-7 лет имеющих агрессивности в общении. М.,1989 с. 146
71. Эльконин Д.Б.. Психология игры. М.,1978 с. 358

Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru