Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Игровые методы развития речевой функции у дошкольников ID работы - 673003 психология (курсовая работа) количество страниц - 60 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 Глава 1. Психологические особенности развития речи дошкольников 7 1.1 Речевая деятельность в дошкольном возрасте и предпосылки ее развития 7 1.2. Речевая деятельность как основной компонент психологической готовности к обучению в школе 20 Глава 2. Анализ результатов и рекомендации 26 2.1. Организация исследования 26 2.2. Анализ результатов 29 2.3. Рекомендации по речевому развитию дошкольников 32 Заключение 38 Список литературы 40 ВВЕДЕНИЕ: Актуальность работы. Изучение процесса становления личности ребенка и его социализации является одной из важнейших научно - практических задач психологии и педагогики. Особое внимание исследователи уделяют изучению процесса становления свойств личности ребенка. В работах Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, Л.И.Божович, Л.С.Славиной, М.И.Лисиной, Д.Б.Эльконина и других уделялось большое внимание изучению роли речи и общения в развитии личности ребенка. Основы будущей личности закладываются преимущественно в дошкольном возрасте и воспитание личности - центральная задача этого периода. Поскольку личность связана с психическими процессами, то суть этой работы состоит в формировании у ребенка новых уровней в структуре его личности - умственных образов и основ социальной и нравственной регуляции поведения, предполагающей опережающую ориентировку на отдаленные социальные результаты собственных действий с учетом общественных норм. Важное значение в продуктивной деятельности ребенка принадлежит речи: именно через речь, используемую сначала в диалоге со сверстниками, а потом и для управления собственным поведением, ребенок приобретает первый опыт саморегуляции своих действий. При этом мотивом такой регуляции служит стремление к согласованию совместных действий со сверстниками и взрослыми, а ее средством выступает речь (внешняя или внутренняя). В частности, работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, М.И.Лисиной и др. широко представлена роль развития речевой функции дошкольника в его личностном развитии. Каждый возрастной период развития личности характеризуется своей ведущей активностью, обладающей системообразующей функцией в структуре личности. Исследования отечественных психологов: Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, А.А.Волочкова, С.А.Васюры и др. показывают значимую роль игровой активности в развитии старшего дошкольника. В случае перехода ребенка к ситуации школьного обучения игра как ведущая деятельность дошкольника по-прежнему занимает большое место в жизни ребенка. Проблемы “кризиса 7 лет”, переход ребенка в новую систему социальных отношений (школа) становятся менее острыми, когда ребенок погружается в мир фантазий, в игру. В данном случае игра выполняет своего рода терапевтическую функцию, смягчая проблемы ребенка, а иногда и решая их. Исследования Е.В.Заики, С.Н.Карповой, Н.И.Мурзиновой, Е.Л.Яковлевой, Л.Г.Лысюк и др. показали практическую значимость применения игровой деятельности дошкольников, в том числе – в плане развития речевой функции. Различные специально организованные игры помогают легче и быстрее усваивать речевой материал, готовить ребенка к школьному обучению. Методологической основой исследования являются следующие работы. Различные аспекты речевого развития рассматривались отечественными и зарубежными исследователями: развитие словаря (Д.Б.Эльконин, А.В.Захарова), развитие грамматики (А.А.Леонтьев, Н.И.Лепская, Ф.А.Сохин, Р.Браун, Ж.Лендел и др.), развитие синтаксиса и семантики (П.Гринфилд, Э.Бейтс, Д.Брунер). Речевое развитие занимает важное в структуре интеллектуальной и психологической готовности ребенка к школьному обучению. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Навыки речевого взаимодействия ребенка со сверстниками во многом определяют дальнейшую адаптацию к новому коллективу. Таким образом, актуальной задачей является развитие речевой функции дошкольника. Вместе с тем, для решения данной задачи в качестве проблемы исследования можно выделить недостаточное использование ресурсов игровой деятельности детей в дошкольных учреждениях. Целью данной курсовой работы является развитие речевой функции ребенка старшего дошкольного возраста в ходе игровой деятельности. Задачи: 1. Анализ специфики речевого развития в дошкольном возрасте. 2. Изучение условий развития речевой функции дошкольника в игровой деятельности. 3. Эмпирический анализ эффективности игровой деятельности в плане развития речевой функции дошкольника. Объект исследования – развитие речевой функции дошкольников. Предмет исследования – игровые методы развития речевой функции дошкольника. Теоретическая значимость заключается в обобщении теоретического материала по исследуемой теме. Практическая значимость – применение методов диагностики в практической деятельности психолога в рамках дошкольного учреждения. Методы исследования. Для диагностики особенностей речевой сферы детей использовалась методика Д. Векслера, адаптированного А.Ю. Панасюком. Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что специальным образом организованные игровые занятия будут способствовать эффективному развитию речевой функции ребенка старшего дошкольного возраста. Методология исследования – теоретические положения теории зоны ближайшего развития Л.С. Выготского, концепция речевого развития дошкольника как фактора готовности к школьному обучению. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Антонова Г.П., Икунина З.И., Антонова И.П., Антонова Н.А. Влияние особенностей интеллекта старших дошкольников на эффективность их обучения //Вопросы психологии, 1999, №2 2. Арановская - Дубовис Д.М., Заика Е.В. Идеи А.В.Запорожца о развитии личности дошкольника. //Вопросы психологии, 1996, №5. 3. Бариленко Н.Б. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности. // Вопросы психологии, 1996, №4. 4. Божович Л.И., Славина Л.С. Случаи неправильных взаимоотношений ребенка с коллективом и их влияние на формирование личности. // Вопросы психологии, 1976, №1. 5. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Часть 2. М., 1981. 6. Вопросы психологии способностей школьников / Под ред. В. А. Крутецкого. М. , 1964. 7. Волкова Г.А., Тележникова М. Использование игровой деятельности в коррекции заикания у детей / Хрестоматия. Логопедия. Заикание. Под ред. В.Секачева. - М.: Эксмо - Пресс, 2001. - 416 с. 8. Детская психология: Учеб. пособие/ Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько, А. Н. Белоуса и др. Минск.: Университетское, 1988. 9. Дубровина И.В. Психологическая служба школы. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 10. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. М.: Академ А., 1999. 11. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников М., 1984 12. Ермакова Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников // Вопросы психологии, 1999, №4 13. Исенина Е.И. Начальный период развития речи у детей: проблемы и гипотезы // Вопросы психологии, 1987, №2. 14. Заика Е.В., Назарова Н.П., Маренич И.А. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти дошкольников // Вопросы психологии, 1995, №1. 15. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986. 16. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: «Логос», 2000. – 384 с. 17. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии 1987, №3. 18. Коломинский Я.Л. Малая (контактная) группа как универсальная система непосредственного межличностного общения. / В сб. «Генетические проблемы социальной психологии»: под ред. Я.Л.Коломинского и М.И.Лисиной. - Минск, Изд-во «Университетское», 1985. 19. Критская В.П., Мелешко Т.К. Дефицит потребности в общении и особенности развития личности. //Психологический журнал, Том 18, №3, 1997. С. 98 - 108. 20. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. - Кишинев, «Штиница», 1987. - 136 с. 21. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986.-144 с. 22. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). Советы педагогам и родителям по подготовке и обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М.: Владос, 1997. - 304 с. 23. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. 24. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников /Под ред. М.И.Лисиной. - М., 1974. 25. Попова Л.В. Психолингвистические характеристики устной речи младших школьников // Вопросы психологии, 1982, №4. 26. Психология дошкольника. Хрестоматия. /Сост. Г.А.Урунтаева. - М.: «Академия», 1997. - 384 с. 27. Развитие общения дошкольников со сверстниками /Под ред. А.Г.Рузской. - М.: Педагогика, 1989 28. Романеева М.П., Цукерман Г.А., Фокина Н.Э. Роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников // Вопросы психологии, 1980, №6. 29. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С.Выготского и М.И.Лисиной. //Вопросы психологии, 1996, №6 30. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии, 1996, №3. 31. Трефилова Т.Н. Изучение онтогенеза речи в российской психологии (80-е гг. XIX в. — 20-е гг. XX в.) // Вопросы психологии, 1997, №5. 32. Шахнарович А.М. Психолингвистический анализ языкового значения. Синтаксическая семантика в онтогенезе /В сб. Детская речь: проблемы и наблюдения. - Л.: Изд-во ГПИ им. А.И.Герцена, 1989. - 160 с. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru