Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Гендерный аспект интеллектуальных различий в подростковом возрасте ID работы - 697209 психология (курсовая работа) количество страниц - 42 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение ………………………………………………………………….…….3 Глава 1. Теоретические исследования интеллекта ………………….………10 1.1 Основные подходы отечественных и зарубежных авторов к проблеме интеллекта ………………………………………………………………….10 1.2 Особенности интеллектуального развития в подростковом возрасте …17 1.3 Теоретический анализ гендерных особенностей интеллектуального развития …….………………………………………………………………27 Глава 2. Экспериментальная часть …………………………………………..46 2.1 Цель, задачи и методы эксперимента ……………………………………55 2.2 Описание и анализ результатов эксперимента ………………………….64 Заключение ……………………………………………………………………66 Литература …………………………………………………………………….70 Приложения ……………………………………………………………………77 ВВЕДЕНИЕ: Актуальность темы. В современных условиях повышается актуальность развития интеллектуальных способностей подрастающего поколения - детей и подростков. Современный мир - усложняющиеся технологии, совершенствование школьной учебной программы - выдвигают особые требования к развитию высших психических функций личности. Вместе с тем, к концу подросткового периода развитие интеллектуальных способностей человека происходит уже не такими бурными темпами, как в младшем школьном возрасте, что повышает актуальность создания условий для совершенствования и закрепления интеллектуальных навыков подростка. Вместе с тем, в условиях совместного обучения мальчиков и девочек в средней школе, зачастую поднимается вопрос о неравномерности темпов психического развития в подростковом возрасте, и, в связи с этим - о наличии гендерных особенностей интеллектуального развития. На сегодняшний момент данные о гендерных различиях в части развития интеллектуальных функций весьма противоречивы. Таким образом, особую актуальность приобретает выявление гендерных различий интеллектуального развития в подростковом возрасте и создание психолого-педагогических условий для повышения уровня интеллектуального развития подростков. Научная разработанность темы исследования. В отечественной психологии проблему интеллектуального развития подростков изучали: Л.С. Выготский (зона ближайшего развития, взаимосвязь мышления и речи), В.Н.Дружинин (интеллектуальные способности), Я.Д. Пономарев (взаимосвязь интеллектуальных и творческих способностей), М.К. Акимова (интеллект как умственная активность), Э.А. Голубева (активность и саморегуляция как базовые факторы интеллектуальной продуктивности), М.А. Холодная (выделение базовых характеристик интеллекта). В зарубежной психологии проблему интеллектуального развития подростков изучали: Ж.Пиаже (ассимиляция как механизм накопления знаний), В.Штерн (интеллектуальные функции как приспособительный акт личности к условиям среды), Л.Полани (интеллект как один из способов приобретения знаний), Дж. Томпсон (интеллект как абстрактное понятие, которое упрощает и суммирует ряд поведенческих характеристик), Р. Стернберг (интеллект как уровень описания обыденного поведения). Гендерные особенности развития интеллектуальной сферы изучались с древних времен - начиная с работ Аристотеля и Платона. По данным журнала Psychological Abstracts, с 1950 по 1980 г. было опубликовано 30 тысяч работ по половым различиям. Половые различия исследовались в очень широком спектре: от зоопсихологии (Н. А. Тих) и психофизиологии до социальной психологии (исследования А. В. Ярмоленко, Н. А. Розе, Л. А. Головей, Л. В. Саулиной, В. И. Сергеевой и др.); половые различия в психомоторике (И. Я. Круминя), реактивности организма (Г. И. Акинщикова), системах нейропсихической регуляции (Л. В. Буравцова), интеллекте (М. Д. Дворяшина, Л. А. Баранова), общении, социальной перцепции и межличностных отношениях (А. А. Бодалев, В. Н. Куницына, И. С. Кон, Н. Н. Обозов и др.), производственной деятельности (Э. С. Чугунова, В. Н. Панферов, С. М. Михеева и др.), конформности (В. А. Лосенков), а также в работах Т.В. Бендас. В нашей науке гендерная психология только начинает развиваться. Проводятся исследования в различных областях: поло-ролевые стереотипы (В. С. Агеев), ролевая структура молодой семьи (Е. В. Антонюк), гендерная социализация (И. С. Клецина), психофизиология мужчины и женщины (Е. П. Ильин), половые различия в феномене неправды (В. В. Знаков), самоактуализация личности в профессии - гендерный аспект (Л. Н. Ожигова), гендерные установки (В. Е. Каган), гендерная психология лидерства (Т. В. Бендас), женский менеджмент (Н. В. Ходырева), самореализация одаренных женщин (Л. В. Попова), состояние женщин во время беременности и после родов (В. И. Брутман, Г. Г. Филиппова, И. Ю. Хамитова), материнство (Г. Г. Филиппова), стереотипы женского поведения (О. В. Митина, В. Ф. Петренко) и др. Как видно из этого перечня, в основном разрабатывается психология половых и гендерных различий. Психология женщины представлена более скромно. Психология гендерных отношений делает первые шаги. Типичными вариантами многомерной модели интеллекта, в которой предполагается множество первичных интеллектуальных факторов, являются модели Дж. Гилфорда (априорная), Л. Терстоуна (апостериорная) и, из отечественных авторов, - В. Д. Шадрикова (априорная). Эти модели можно назвать пространственными, одноуровневыми, поскольку каждый фактор может интерпретироваться в качестве одного из независимых изменений факторного пространства. Иерархические модели (Ч.Спирмена, Ф.Вернона, П.Хамфрейс) являются многоуровневыми. Факторы размещаются на разных уровнях общности: на верхнем уровне - фактор общей умственной энергии, на втором уровне - его производные и т.д. Факторы взаимозависимы: уровень развития общего фактора связан с уровнем развития частных факторов. Целью данной работы является анализ гендерных различий интеллектуального развития в подростковом возрасте. Задачи: 1) Исследовать особенности интеллектуального развития в подростковом возрасте. 2) Выявить соотношение вербального и невербального интеллекта. 3) Установить соответствие вербального и невербального интеллекта в связи с гендерными особенностями. 4) Методами математической статистики доказать значимое различие. Объектом исследования является интеллектуальная сфера. Предмет исследования - гендерные особенности интеллектуального развития в подростковом возрасте. Гипотезой исследования является предположение о том, что: существуют гендерные особенности интеллектуального развития подростков, проявляющиеся в части соотношения показателей вербального-невербального интеллекта: у мальчиков более высок невербальный интеллект, а у девочек - вербальный. Критерии принятия гипотезы - наличие статистических различий по параметрам интеллектуального развития. Зависимая переменная в данном исследовании - интеллектуальное развитие подростков. Независимая переменная - гендерные особенности подростков. Контролируемой переменной является гендер. Определение ключевых понятий исследования: Интеллект понимается как система всех познавательных способностей индивида, общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; способность к решению проблем без внешних проб и ошибок (в уме), противоположная способности к интуитивному познанию. Гендер, гендерные особенности - социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям "мужчина" и "женщина". Методики: СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru