Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Гендерные особенности лидерства ID работы - 606338 психология (дипломная работа) количество страниц - 76 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 Глава 1. Теоретическая часть 7 1.1 Фемининность и мускулинность 7 1.2. Лидерство 9 1.3. Детский и подростковый возраст в формировании качеств лидера 13 1.4. Роль школы в формирования лидерских качеств женщин и мужчин 15 1.5. Гендерная стереотипизация общества – «основа» развития лидерства 16 1.6.Содержание и функции полоролевых стереотипов. 20 1.7. Проблема участия женщин в становлении и развитии демократических принципов и свобод России 29 1.8. Женский стиль управления 31 1.9. Место женщины во власти 37 Глава 2. Эмпирическая часть 47 2.1. Определение феномена лидерства с учётом его гендерного наполнения 47 2.1.1. Восприятие респондентами самих себя и противоположного пола 50 2.1.2. Выяснение степени личного влияния мужчин и женщин и типы лидерства 51 2.1.3. Анализ результатов 51 2.2 Изучение общественного мнения среди студенток московских вузов по проблеме участия женщин в управлении и женского лидерства. 57 2.2.1 Цели и задачи 57 2.2.2. Анализ результатов 61 Заключение 66 Библиография 72 Литература 74 ВВЕДЕНИЕ: Введение Актуальность: Двадцатый век стал свидетелем значительных перемен в отношении общества к женщине, а также переосмысления женщинами своей собственной роли в обществе. В течение последней четверти столетия женщины проникли в сферы деятельности, традиционно считавшиеся мужскими, что подтверждается данными многочисленных исследований. Во всем мире постепенно происходит "феминизация власти", т.е. процесс постепенного увеличения количества женщин во властных структурах. Во многих странах норма паритетного представительства мужчин и женщин во всех структурах власти уже прививается, как когда-то утверждались нормы женского избирательного права. Однако, независимо от времени предоставления избирательного права женщинам проблема женского лидерства и гендерного партнерства в политике и в бизнесе все еще остается актуальной, даже для стран устоявшейся демократии, которые ближе всего подошли к цели достижения гендерного паритета во всех сферах жизнедеятельности, включая и уровень принятия решений. Уже к середине 60-х годов в бывшем Советском Союзе рост уровня образования женщин привёл к увеличению их численности в науке и высшей школе. Гуманитарные науки постепенно стали "женскими", а вслед за ними увеличение численности женщин (причем, в 80-90-х годах темпы роста численности были особенно высокими) произошло в технических науках, а также в таких отраслях знания как медицина, биология, химия. В настоящее время российское общество переживает непростое время, когда накал противостояния интересов различных социальных групп нарастает. Одинаковы ли мужчины и женщины – это вопрос науки, а проблема их равенства в социуме – сфера политики государства. Известно, что в числе основополагающих норм современного демократического общественного устройства значатся: разделение властей на судебную, законодательную, исполнительную, всеобщее избирательное право и паритет – равное 50%-ное представительство мужчин и женщин во всех структурах управления обществом. Представительство реальное, а неформальное, закрепленное не только в законодательных актах, но и в практике отправления власти на всех ее этажах и во всех ее эшелонах [35]. В жизни остро стоят проблемы, связанные с самореализацией женщин. В России женщины занимают значительное место у подножья управленческой пирамиды. Но чем выше пирамида, тем меньше шансов встретить их. Во многих странах мира, причем, не только в развитых демократиях, в политику, бизнес и управление за последние годы пришли миллионы женщин, обеспечив тем самым радикальное продвижение по всему спектру женских проблем. Рост женского самосознания и осознания своей роли как политического субъекта исторического процесса совпадает по времени с изменением традиционных представлений не только о назначении женщин и мужчин, но также о смысле таких понятий как политика, власть, демократия, управление и лидерство. Растет осознание того, что управление страной – слишком серьезное и общее дело, чтобы доверять его только мужчинам; что женское вмешательство в политику, в управление на всех уровнях поможет ограничить власть политики с позиции силы; что проблемы, которые до сих пор представляются как женские, на самом деле общечеловеческие; что недопредставленность женщин на уровне принятия решений в политике совершенно несовместимо с демократическими идеалами. Именно по этому для исследования нами была выбрана проблема женского лидерства. Данная тема, особенно с учётом сексизма, недостаточно изучена в российской психологии, а, следовательно, не может не привлекать к себе пристального внимания. В отечественной психологической литературе особенности лидерского поведения, состава и структуры индивидуально-типологических особенностей и личностных черт лидера рассматриваются в основном без учета их гендерного наполнения. Но возвращение из "бесполого", а точнее "мужского" общества (товарищей, граждан и т.д.) к обществу, разделенному прежде всего не на классы и сословия, богатых и бедных, начальников и подчиненных, а на мужчин и женщин, порождает потребность в широких знаниях половых различий в различных сферах деятельности человека. Более того, наблюдаемый в настоящее время широкий выход женщин на политическую и, особенно, экономическую арены общества влечет за собой не только научный, но и практический интерес проблемы гендерных различий, в том числе и в феномене лидерства. Исследование психологических различий между мужчинами и женщинами, понимание их психологических особенностей, сильных и слабых сторон обоих полов, а также знание существующих в обществе гендерных стереотипов могут существенно помочь в деле продвижения женщин на уровень принятия решений. ГИПОТЕЗА: 1. В обществе существует устоявшееся мнение о низко эффективности работы женщин-руководителей. В нашем исследовании мы хотим проверить на сколько данная точка зрения соответствует действительности, имеет под собой объективные основания. 2. В нашей стране сильны стереотипы относительно роли женщины в обществе. В частности, очень распространён миф о том, что "политика – это не женское дело", что "предназначение женщины- семья, а не руководство организацией или страной". На сколько данное утверждение справедливо среди молодых женщин, выбравши путь профессионального развития, и стало задачей нашего исследования. ОБЪЕКТ РАБОТЫ Объектом исследования данной работы являются причины (гендерные стереотипы), влияющие на оценку женщин-руководителей в обществе и влияющие на самооценку и самореализацию женщин в политической и общественной жизни страны ПРЕДМЕТ РАБОТЫ Предметом работы является выборка мужчин и женщин различного социального статуса и профессий, обеспеченная как вертикальной, так и горизонтальной репрезентативностью. А также студентки московских вузов как гуманитарной, так и технической направленности. ЦЕЛИ РАБОТЫ: • Анализ существующих причин низкой представленности женщин в органах управления страной; • Исследование социо-половых (гендерных) аспектов лидерства; • Выявление общественного мнения по вопросу женского лидерства и отношения к участию женщин в управлении страной студенток московских вузов. ЗАДАЧИ РАБОТЫ: • выявить основные черты и качества лидера, необходимые для успешного руководства; • выявить существующие в обществе стереотипы о предназначении мужчины и женщины и проследить причины их возникновения. • выявить есть ли межполовые различия в психических качествах и способностях у мужчин и женщин и если есть, то какие; • на основании статистического материала провести анализ занятости женщин на государственных должностях; • исследовать с помощью ряда методик влияния гендерных стереотипов на феномен лидерства; • выявить общественное мнение на основании проведённого анкетирования студенток московских вузов по проблеме участия женщин в управлении и женского лидерства, выявить их мотивы и предпочтения. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Литература 1. Phelps S., Austin N. The assertive woman. San Louis Obispo, 1988 2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы.. М.: Изд-во МГУ, 1990 г. 3. Diana F.Halpern..Sex differences in cognitive abilities. Lawrence Erbaum Associates, Publisher, Hillsdale, New Jersey Hove and London, 1992 4. Айвазова С. Феминизм в России. М.: Прогресс, Литература., 1997. 5. Айвазова С. Русские женщины в лабиринте равноправия. Очерки политической теории и истории. Документальные материалы. Москва: ЗАО “Редакционно-издательский комплекс Русанова”, 1998. 6. Гаврилица О.А. Чувство вины у работающих женщин // Вопр. Психологии. 1998. №4 С 65-70 7. Турецкая Г. “Во главе”/0на- Февраль, 1998 8. Гендерные отношения в России: история, современное состояние, перспективы. Материалы научной конференции. Иваново, 27-28 мая 1999 9. Гендерный состав Государственной Думы третьего созыва (аналитическая записка, Консорциум женских неправительственных организаций России и СНГ. Апрель 2000 г. 10. Грошев И.В. Мужчины и женщины как руководители: различия в принятии решений // Проблемы теории и практики управления. 1998 №6 С 115-120 11. Грошев И.В. Полоролевые стереотипы в рекламе // Психол. журн. 1998. Т. 19 №3 С. 119-133 12. Дальбум Халл, Барбру. Женщина и руководство. – М. 1996 13. Департамент исследований, информации и статистики ЦБ: вопросы организации и деятельности (Деньги и кредит N 1, 1994 год) 14. Джулия Мертус в соавторстве с М.Датт и Нэнси Флауэрс. Права женщин – права человека. Пособие для учебных занятий. Российская адаптированная версия. М.: Глас, 1996. 15. Дружинин В.Н. “Женская карьера и женская судьба”../Управление персоналом. – МП, 1996 16. Женщина в сфере управления: проблемы и технологии. Межвузовская научно-исследовательская программа “Феминология и гендерные исследования в России: перспективные стратегии и технологии”, Ивановский государственный университет, Ивановский филиал Северо-Западной академии государственной службы. Иваново: 1999. 17. «Женщины и власть: время выполнять обещания» (позиция политического движения «Женщины России»). 15 июля 1996 г. 18. Женщина плюс Мужчина: Познать и покорить. – Мн.:Харвест, 2000. 19. Жизнь наверху. Искусство быть лидером.1996 1с. 20. Кому интереcны интересы лидера? Д. Ольшанский. 2с (Бизнес N 8, 1995 год) 21. Кон И.С. “Введение в сексологию”. М.: Медицина, 1989 22. Короленко Ц.П. Мифология пола. Красноярск, 1994 23. Ладанов И. Д. Психология управления рыночными структурами: 24. Леди-лидер. Под. ред. Громовой С. Москва: Пресс-Соло, 1997. 25. Лидеры (Стратегия принятия самостоятельных решений). Уоррен Беннис, Берт Нанус 26. Либоракина М. “Обретение силы: российский опыт. (Пути преодоления дискриминации в отношении женщин)”. М., 1996 г. 27. Материалы Женского форума в Иванове. Издание Ивановского государственного университета. М., 1999 г. 28. Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «ВАЛДАЙ- 96»7 М., 1997. 29. Мезенцева Е.Б. Женщины в сфере занятости и на рынке труда: некоторые итоги «десятилетия реформ». Московский центр гендерных исследований Вестник, 25 апреля 1999 г.) 30. Мезенцева Е.Б. Работающие женщины в условиях перехода России к рынку. М., Институт экономики РАН, 1993 г. 31. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., Основы менеджмента. М.: Дело, 1995. 32. Преобразующее лидерство. – М.: УЦ «Перспектива», 1997 33. Римашевская Н. Гендерные аспекты социально-экономической трансформации в России. В кн.: Социальные последствия рыночных реформ в России. М., 1997, с. 150. 34. Клименкова Т. “Женщина как феномен культуры”. М., 1996 35. Чирикова А. Женщины во главе фирмы, Москва 1998 36. Психология женщин. Курск, 1992 г. 37. . Garai J.E. Sex differences in mental Health // Genetic psychology menagiaphs. 1974. Vol. 81. №2. P. 123- 142. 38. Андреева A.H., Мдивани М.О., Рыжонкин Ю.Я. Методика и измерение коммуникативной дистанции // Вопр. психологии. 1987. № 1. С. 57 – 61 39. Гордеев ВА. Компьютерная методика анализа неформальных коммуникаций // Тез. научн.-практ. конф. Донецк, 1994. С. 93 – 95. 40. Погольша В.М. Социально-психологические факторы личного влияния // Теоретические и прикладные вопросы психологии (параметры личности). СПб., 1996. Вып. 2, ч. 2. С. 77-84. 41. Coleman A., Coleman L. Earth Father/Sky Father [1981] // Цит. по: Sarrel L., Sarrel Ph. Sexual Turning Points. N. Y., 1984. 42. Bardwick J., Douvan E. When women work // In R.Loring & H.Otto (Eds.), New Life Options. New York, 1976. 43. Pearson J.C., Turner L.H., Mancillas W.T. Gender & Communication. – Dubugue, IA: William C. Brown, 1985. 44. Denmark F.L. Styles of leadership // Psychology of women guarterly. 1977. Vol. 2. № 6. P. 108 – 117. 45. Чирикова A.E., Кричевская О.Н. Социально-психологические проблемы становления женского предпринимательства. М„ 1996. 46. Rice R-M., Bender L.R., Vitters A.G. Leader sex, follower attitudes toward women and leadership effectiveness: a laboratory expirement // Organizational behavior and human performance. 1980. Vol. 25. № 10. P. 97 – 124. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru