Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Гендерные характеристики и ролевой конфликт работающей женщины в среднем возрасте ID работы - 606339 психология (дипломная работа) количество страниц - 99 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 Глава 1. Ролевой конфликт в жизни работающей женщины 6 1.1 Возрастные характеристики и особенности возрастных проблем в среднем возрасте 6 1.2 Основные детерминанты и показатели ролевого конфликта 19 1.3 Ролевой конфликт работающей женщины, как частный случай межролевого конфликта личности 40 1.4 Факторы, связанные со степенью выраженности ролевого конфликта у работающей женщины 47 Глава 2. Эмпирическое исследование ролевого конфликта 63 2.1 Программа эмпирического конфликта работающей женщины 63 2.2 Методики исследования 68 2.2.1 Методика «Маскулинность–фемининность» С.Бем 68 2.2.2 Тест «Семья или карьера?» И. Г. Леонов 71 2.3 Описание выборки и процедуры исследования 78 2.4 Описание и анализ результатов исследования 80 Выводы 89 Заключение 91 Список литературы 93 Приложения 97 ВВЕДЕНИЕ: Введение Актуальность исследования ролевого конфликта работающей женщи-ны обусловлена рядом причин теоретического и практического характера. Профессиональная деятельность способствует реализации творческого лич-ностного потенциала, развитию ощущения личной независимости и самоцен-ности, одновременно сокращая время самореализации женщины в семейной сфере, что может приводить к ролевой перегрузке, напряжению и конфликту. Проблема исследования напрямую связана с современной социально-экономической ситуацией в России, т.к. профессиональная деятельность женщины часто вызвана необходимостью обеспечить средний прожиточный минимум существования своей семьи. Совмещение работы и семьи, как ос-новная причина ролевого напряжения, – реальность, которую нельзя игнори-ровать или решить социально-экономическим способом. Стратегии умень-шения ролевого напряжения, которые можно отнести к психологическим, ка-саются изменения внутренних установок женщины, ее ценностных ориента-ций и самовосприятия. Психологические тактики снижения ролевого напря-жения связаны с процессом восприятия женщиной себя, своей жизненной си-туации и др. Однако, феномен ролевого конфликта работающей женщины в контек-сте возрастного развития в психологии крайне недостаточно. Около 75 % отечественных исследований ориентированы на социально-экономический или социологический подходы к проблеме совмещения женщиной профес-сиональных и семейных ролей, а динамика возрастных изменений практиче-ски не учитываются (Васютина Л.А., Власова О.А., Гурко Т.А., Дудченко О., Мезенцева Е.Б., Ниворожкина Л.Н., Перова И., Сидорова Т.Н., Токсанбаева М., Ясная Л. и др.). Целью большинства исследований является определение путей адаптации женщин к новым социальным условиям. Предполагаемые пути решения направлены на изменение объективных политико-экономических условий, а не на изменение психологии женщины (и ее окру-жения). Предполагается изменить систему льгот, пособий, график работы для женщин, систему сервиса, организовать центры поддержки и т.п. В отечест-венной науке проблемы работающей женщины преимущественно рассматри-ваются в социально-экономическом ключе, а не в психологическом. Предло-жения исследователей по изменению конфликтной ситуации адресованы в большей степени властям, а не самим женщинам. В психологических исследованиях ролевого конфликта работающей женщины изучаются психологические способы выхода из конфликтной си-туации (Алешина Ю.Б., Босс П., Гурко Т.А., Залюбовская Е.В., Лекторская Е.В., Милова О.Л., Родыгина Л.Н., Хоткина З.А., Ясная Л.В.). Однако мало-численность работ этого направления не позволяет говорить о многосторон-ности и полноте изучения данной проблемы. Психологами обозначены толь-ко подходы, ключевые моменты, по которым исследования ролевого кон-фликта работающей женщины должны развиваться. Необходимы психологи-ческие работы, направленные на изучение причин возникновения ролевого конфликта, факторов, связанных с его развитием и путей снижения ролевого напряжения, испытываемого работающей женщиной при совмещении про-фессиональных и семейных обязанностей. Целью исследования является изучение психологических факторов, связанных с возникновением и развитием ролевого конфликта женщины, включенной в выполнение профессиональных и семейных ролей. Предмет исследования – взаимосвязь представления развития ролево-го конфликта при смене социальных ролей работающей женщины среднего возраста. Объектом исследования – ролевой конфликт работающих женщин. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что особенности проявле-ния и развития ролевого конфликта работающей женщины, обусловлены ее представлениями об иерархии социальных ролей, связанными с особенно-стями представления о феминности и маскулинности и зависимы от возраста. Выбор методик отталкивается решения вопросов, получения психоло-гического портрета женщин должен выявить: • в чем проявляется ролевой конфликт – социально-психологический оп-росник; • какими характеристиками обладают женщины той или иной группы – ис-следование маскулинности-феминности по методу С.Бэм; • какими признаками он обусловлен – изучение взаимодействия показате-лей семья и работа по тесту «Семья или карьера?» И.Г. Леонова. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих тео-ретических и методических задач: • анализ направлений изучения проблемы ролевого конфликта работающей женщины как частного случая межролевого конфликта личности; • анализ и оценка степени разработанности проблемы ролевого конфликта работающей женщины; • на основе полученных данных определить факторы, связанные с разной степенью выраженности ролевого конфликта, и психологические страте-гии, используемые женщинами для его снижения. Научная новизна и теоретическая значимость. В исследовании вы-делены характеристики ролевого конфликта работающей женщины как пси-хологического феномена: определены психологические и возрастные факто-ры, связанные с разной степенью выраженности ролевого конфликта у рабо-тающей женщины. Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе полученных результатов может быть разработана программа сольно-психологической помощи женщинам, испытывающим ролевое напряжение или стресс по причине совмещения ими профессиональных и семейных ро-лей. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Агеев В.С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии. – 1997. – №5. – С.70-78 2. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической гентрологии – СПб.: изд-во СПб.ГУ, 1999 3. Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. – 1998. – №5. 4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человека знания – М.: Наука, 1977 5. Антология гендерной теории – Мн.: Пропилеи, 2000 6. Арутян М.Ю. Распределение обязанностей в семье и отношения между супругами // Семья и социальная культура. Хрестоматия – СПб.: Питер, 2004 7. Баскакова М.Е. Замужняя женщина семья или работа? // Семья в России. – 1995. – №3-4. – с.101-108 8. Батлер Дж. Случайно сложившиеся основания: феминизм и вопрос о "постмодернизме" // Гендерные исследования. – 1999. – № 3. 9. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности – М.: Аспект пресс, 2001 10. Берн Ш. Гендерная психология – СПб.: ЕВРО-Пресс, 2001 11. Бернс Развитие Я-концепции и воспитание – М.: Прогресс, 1996 12. Бороздина Л.В. Теорико-экспериментальное исследование самооценки // автореф. к дисс. – М., 1999 13. Бранд Г. Природа женщины. – Екатеринбург: Элкис, 1999 14. Василюк Е.Ф. Жизненный кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал – 1995. – №3. – С.90-101 15. Воронина О.А., Клименкова Т.А. Женщина – друг человека? // Человек. – 2000. – №5 16. Выгодский Л.С. Психология –М.: ЭКСМО-Пресс, 2000 17. Гаврилица О.Л. Ролевой конфликт работающей женщины // Автореф. к дисс. – М., 1998 18. Гурко Т.А. Гендерная социология // Социология в России – М.: изд-во Инст. социологических исследований РАН РФ, 1996 19. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. 1998. № 3-4. 20. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. 1999. № 6. 21. Ивков Н.Н. Условия и динамика разрешения ценностных ориентаций в зрелости – М.: МГУ, 2002 22. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины – СПб.: Питер, 2003 23. Клецина И.C. Гендерная социализация – СПб.: Дидактика Плюс, 1998 24. Клецина И.C. Психология гендерных отношений – СПб.: Алетея, 2004 25. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. – 2000. – №2. – с.65-69 26. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей: соотношение биологического и социального – СПб.: Прайм-Еврознак, 1999 27. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000 28. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М.: Олма-Пресс, 1999 29. Луковицкая Е.Г. Введение в гендерные исследования – Великий Новгород: Нов.ГУим. Ярослава Мудрого, 2002 30. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента – М.: Дело, 1997 31. Морозов А.В. Деловая психология – СПб.: СОЮЗ, 2002 32. Полонская Н.Г. Личное влияние и поло-ролевой стереотип // Ананьевский чтения – 97: тезисы научно-практической конференции – СПб.: СПбГУ, 1997 33. Попова Л. Психологические исследования и гендерный подход // Женщина. Гендер. Культура. – М., 1999 34. Психология и этика делового общения // под ред. Лавриенко В.Н., ЮНИТИ ДАНА, 2001 35. Психология человека от рождения до смерти // под ред. Реана А.А. – СПб., 2002 36. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии – СПб.: Питер, 1999 37. Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых – СПб.: Химиздат, 2001 38. Словарь психолога-практика // сост. Головин С.Ю. – Мн. Харвест, М.: АСТ, 2001 39. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез – Ростов н/Д.: Феникс, 2004 40. Турецкая Г.В. Страх успеха: психологическое исследование феномена // Психологический журнал. 1998. № 1. Т. 19. 41. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР – М.: Психология и педагогика – М.: 42. Хорни К. Женская психология. - СПб.: Питер, 1999 43. Чудилина В.А. Эмоциональная зрелость личности: определение понятий и выделение критериев // Личность и проблемы развития: сборник работ молодых ученых – М.: изд-во МГУ, 2003 44. Шестаков А.Д. Психология управленческих воздействий руководителя на подчиненных в органах внутренних дел: Автореф. дис. … канд. наук – СПб., 1997 45. Шихирев П. Современная социальная психология. – М.: Академия-Пресс, 1999 46. Эриксон Э. Личность и общество – М.: Детство и общество – СПб.: Университетская книга, 1996 47. Ясная Л.В. Городская семья – СПб.: Дидактика Плюс, 1999 48. Bose C., Rossi H. Gender and jobs: Prestige standings of occupations and gender. American Journal of Sociology 48:316-330, 1983 49. Carli L.L. Gender, status, and influence // Advances in group process: theory and research, v.8, Greenwich, CT: JAI Press, 1999 50. Chodorow N.J. Feminism and psychoanalytic theory/ New Haven, CT: Yale University Press, 1989 51. Deaux K. Sex and Gender // Annual Review of Psychology. 1985. № 36. Р.49 81. 52. Dinnerstien D. The Mermaid and Minotaur: Sexual Arrangements and Human Malaise. – N.Y., 1977 53. Gilligan C. In a Different Voice: Psychological Theory and Women's Development. Cambridge, 1982. 54. Hagen R.L., Khan A. Discrimination against competent woman // J. Of Appl. Soc. Psychol., 1975, №5, p.362-376 55. Hare-Mustin R.J., Marecek J. On making a Difference // Making a Difference: Psychology a. the construction of Gender. – New Haven. 1990. 56. Maccoby E.E., Jacklin C.N. The psychology of sex differences. – Oxford, 1975. 57. Miller J.B. Toward a new psychology of woman. Boston, MA, Beacon Press, 1986 58. Tucker J.S., Friedman H.S. Sex differences in nonverbal expressiveness: emotional expression, personality and expressions // J. Of Nonverbal behavior, 1993, summer, p.161-173 59. Unger R.K. Imperfect reflections of reality: Psychology constructs gender // Making a difference: Psychology a. the construction of gender. – New Haven; L.: Yale University Press, 1990 Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru