Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Фрейд и классический психоанализ ID работы - 612015 психология (курсовая работа) количество страниц - 39 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 1. Зарождение психоанализа. Теория Фрейда 5 1.1. Философские предпосылки появления психоанализа 5 1.2. Естественно-научные предпосылки появления психоанализа 7 1.3. Сущность психоаналитической теории Фрейда 8 2. Развитие классического психоанализа и психодиагностики 10 2.1. Использование проективных методов в психодиагностике 10 2.2. Контент-анализ как психодиагностическая процедура 23 3. Практическое использование теста Роршаха 29 3.1. Методологические основы эксперимента 29 3.2. Практическое исследование уровня тревожности у детей 34 3.3. Характеристика испытуемых 34 3.4. Анализ результатов 35 Заключение 39 Список литературы 40 ВВЕДЕНИЕ: Введение Психоанализ в его классической форме был основан З. Фрейдом на рубеже XIX и XX столетий, когда намечалась ломка традиционных представлений о психической жизни человека, методах и границах познания психической. реальности, ставшей объектом пристального внимания и споров философов, психологов, физиологов, неврологов. Из всего многообразия проблем, связанных с осмыслением психической реальности, можно выделить две главные, от правильного понимания которых во многом зависело решение всех остальных. Это, во-первых, проблема содержания психической реальности и, как более частный аспект ее, вопрос о правомерности сведения психики к сознанию; во-вторых, проблема метода исследования собственно психических явлений. Возникновение психоанализа как раз и связано со своеобразным видением З. Фрейдом этих основных, краеугольных проблем, с его попытками их собственной интерпретации и разрешения. Первая из этих проблем, вызвавшая оживленную дискуссию в конце XIX-начале XX века, имеет свою предысторию, уходящую корнями в философскую мысль предшествующих столетий. Рассуждения о взаимоотношениях между телом и душой, материей и сознанием составляют, как известно, основу многих философских систем прошлого. Критическая направленность мышления Фрейда, попытки соотнесения абстрактных философских понятий о сущности человека и его внутреннем мире с эмпирическими данными психоаналитического наблюдения, выявление причин и специфических условий возникновения неврозов, выделение в особый объект исследования той сферы человеческой деятельности, которая не покрывается областью сознательного в человеке, рассмотрение художественной деятельности и произведений искусства под углом зрения психологии художника, развенчание религиозных иллюзий и вера в разум, критика этических норм и моральных предписаний буржуазного общества, негативное отношение к ценностям буржуазной культуры - все это составляет сильные стороны психоаналитического учения. Вместе с тем психоанализ Фрейда содержал в себе множество явных и скрытых противоречий, методологически неверных установок и научно необоснованных утверждений, граничащих с мифологическим вымыслом, иллюзорностью и утопизмом (признание врожденности и наследственности "первичных" бессознательных влечений человека, теория сексуального развития ребенка, концепция исторического развития человечества, объяснение скрытого смысла и содержания художественных произведений через призму семейных отношений и индивидуально-личностных переживаний художника в раннем детстве, утопически-просветительское отношение к возможности устранения религиозного миросозерцания, исторически ограниченный подход к анализу культурных и социальных достижений человеческой цивилизации, экстраполяция выводов, сделанных на основе частного наблюдения, на более общие закономерности развития природы и общества). Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопросов теории Фрейда и классического психоанализа. Задачами работы является рассмотрение вопросов зарождения психоанализа, методов, используемых в психоанализе и психодиагностике, а также проведение практического эксперимента с применением теста Роршаха. 1. Зарождение психоанализа. Теория Фрейда 1.1. Философские предпосылки появления психоанализа История развития философской мысли наглядно свидетельствует, что интерес к познанию человеческой души проявляется уже на самых ранних стадиях становления философского знания - в древнегреческой, древне- китайской и древнеиндийской философии. Изречение "познай самого себя", принадлежащее родоначальнику античной философии древнегреческому мыслителю Фалесу и ставшее впоследствии центральным тезисом философии Сократа, показывает, какое большое значение придавалось в древнем мире постижению человека, его духовной жизни. Многие мыслители прошлого пытались понять внутреннюю жизнь человека, скрытое от непосредственного наблюдения содержание его души, врожденные и приобретенные в процессе воспитания качества, свойства, черты характера индивида. Их волновал вопрос о том, каков человек: является ли он от природы добрым или злым, разумным, способным контролировать свои действия, или существом, которое не в состоянии сдерживать и обуздывать свои страсти? При решении этих вопросов философы высказывали самые различные, подчас противоположные мнения. Древнекитайский философ Мэн-цзы выступил с учением о доброй природе человека, повинующейся естественному движению чувств, а его соотечественник Сюнь-цзы выдвинул противоположное положение о злой природе человека, будто бы с момента рождения проникнутого ненавистью. От эпохи к эпохе менялось содержание понятий добра и зла, смещались акценты в направлении развития природных и приобретенных качеств человека, однако вопрос о том, добр человек от природы или зол, постоянно всплывал на поверхность философского сознания: он поднимался и в "Диалогах" Платона, и в "Мыслях" Паскаля, и в дискуссиях просветителей от Гельвеция до Руссо и Дидро, сохранив свою актуальность для многих философских систем современности. В зависимости от решения этого вопроса возникали различные концепции человека, выдвигались обоснования сущности человеческой природы, предъявлялись определенные требования к соблюдению моральных норм поведения индивида в обществе. Дилемма "добр человек от природы или зол" ставила мыслителя перед проблемой соотношения разума и страстей, рассудка и чувств, осознанных желаний и неясных влечений. Уже древнегреческие философы подмечали, что душу человека нельзя свести только к разумному началу. Согласно Платону, в душе каждого человека незримо дремлет дикое, звероподобное начало, которое под влиянием сытости и хмеля, отбросив всякий стыд и разум, стремится к удовлетворению своих вожделений. Даже в тех, Кто на первый взгляд кажется разумным, умеренным и добродетельным, таится "какой - то страшный, беззаконный и дикий вид желаний...". В истории философии трудно, пожа СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность / Пер. с англ. М.: "Когито-центр", 2004 2 Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. – М., 1999 3 Артемьева Е.Ю., Мартынов Е.М. Вероятностные методы в психологии. – М. 2003 4. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. – М. 2002 5 Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. – М.,2001 6 Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб., «Речь», 2003. 7. Зворыкин А.А., Черносвитов Е.В. Методика изучения типологических особенностей личности. – М. 1999 8. Клонингер С. Теории личности. Познания человека. М.,2005 9. Леонгард К. Акцентуированные личности. – К., « Вища школа », 2-е изд.: Ростов-на-Дону, Феникс, 2000. 10 Мира-и-Лопес Е. Графическая методика исследования личности. – СПб., «Речь». – 2004. 11 Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. – М. 2000 12. Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.В. Типы темперамента в практической психологии. – СПб., Речь, 2003. 13. Орехова О.А. Диагностика эмоционального состояния ребенка. – СПб., «Речь». – 2004. 14 Петрова Е.Ю. Психологические типы Юнга. – СПб, "Мебиус", 1999 15 Практическая психология для менеджеров (под ред. М.К.Тутушкиной). – М., "Филин", 1999 16 Практическая психология для преподавателей (под ред. М.К.Тутушкиной). – М., "Филин", 1999 17 Практикум по психодиагностике / Под ред. В.В.Столина, А.Г.Шмелева. – М. 1999 18 Психодиагностика основных типологических характеристик личности СПб. гос. архит.-строит. ун-т, 1999 19 Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: Бахрах, 1999 20 Фрид Дж., Бирнбаум Д. Чтение личности. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 21 Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. – СПб., «Речь». – 2002. 22 Юнг К.Г. Аналитическая психология: теория и практика. Тавистокские лекции. – СПб.: Б.С.К., 2001 23 Юнг К.Г. Психологические типы. – СПб.: изд-во «Азбука», 1999 24 Юнг К.Г. Четыре работы о психологической типологии // СПб.: изд-во «Азбука», 1999 Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru