www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ


ID работы - 602672
психология (дипломная работа)
количество страниц - 92
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К ВОЗМОЖНОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ 7
1.1. Современное состояние проблемы наркозависимости 7
1.2. Особенности подросткового возраста как фактор риска приобщения к употреблению психоактивных веществ 16
1.3. Распространение наркотиков как латентный социальный процесс 32
1.4. Социально-психологические факторы, способствующие приобщению к употреблению психоактивных веществ подростками 36
ГЛАВА II. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 42
2.1. Направленность профилактической деятельности в связи с проблемой приобщения подростков к употреблению психоактивных веществ 42
2.2. Социальная технология профилактики аддиктивного поведения 46
2.3. Выбор методов психокоррекционной профилактики наркозависимости подростков 50
ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К ВОЗМОЖНОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ 54
3.1. Исследование распространения наркотиков в подростковой среде 54
3.2. Психокоррекционная программа 67
3.3. Полученные результаты исследования и их обсуждение 72
ВЫВОДЫ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 84





ВВЕДЕНИЕ:



ВВЕДЕНИЕ

Современной ситуации развития российского общества соответствует крайне неблагоприятный социальный фон, который характеризуется такими тенденциями, как рост статистической кривой отклоняющегося поведения, в первую очередь молодежи, усиление интереса детей и подростков к употреблению различных психоактивных веществ, в том числе наркотического характера, рост проституции и агрессивного поведения молодых людей, проявление фактов необоснованной жестокости, вандализма, безнравственности.
Особую тревогу взрослых: педагогов, психологов, родителей, медиков, работников правоохранительных органов ? вызывает "омоложение" контингента проблемных, трудных, социально дезадаптированных детей, детей, интересующихся наркотическими веществами и начинающих употреблять их.
Естественно встает вопрос: почему у несовершеннолетней молодежи формируется мотивация приобщения к употреблению различных психоактивных веществ, какие факторы обуславливают ее формирование? Что побуждает наших детей проявлять интерес к наркотикам, пробовать и употреблять наркотические вещества?
Вопрос о причинах, порождающих, особенно среди несовершеннолетних и лиц молодого возраста, различные формы зависимости как массовое, эпидемическое явление представляет собой на сегодняшний день один из актуальных аспектов эффективной борьбы с нарко- и токсикоманиями. Без изучения причин и факторов, приводящих к развитию химической зависимостью от различных психоактивных агентов, невозможно адекватно планировать тактику и стратегию профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий у потребителей психоактивных веществ (ПАВ).
По мнению специалистов различного научного профиля, процесс распространения наркомании носит характер эпидемии. Следовательно, этот процесс должен изучаться как эпидемия, то есть
с выделением "групп риска" (групп или категорий населения, наиболее подверженных заражению);
с обязательным изучением причинно-следственного механизма первичного заражения;
с изучением факторов, ускоряющих и замедляющих развитие заболевания после первичного заражения.
Специфика данного явления состоит в том, что процесс "заражения" имеет, в первую очередь, социокультурный характер. Это нисколько не умаляет роль психологических и физиологических факторов при выделении групп риска, а также как катализаторов, ускоряющих развитие "заболевания".
В исследовании причин наркомании, как и девиантного поведения вообще, основное внимание обычно уделяется факторам, способствующим такому поведению. Однако практика исследований показывает, что полезнее рассматривать те факторы, которые препятствуют девиантному поведению. Так, изучая причины курения марихуаны студентами Гавайского университета, Дэвид Тейкучи не смог подтвердить гипотезы о причинном влиянии таких факторов, как низкая успеваемость и отрицание ценностей среднего класса. Тогда он сделал предположение, что любой студент станет курить марихуану, если нет сдерживающих факторов. Таким образом, только акцент на препятствующих, сдерживающих факторах сделал исследование причин употребления наркотика результативным.
В России на сегодняшний день по официальным данным 20 % старшеклассников, 37 % учащихся ПТУ, 26 % студентов вузов употребляют наркотики. Безработица среди молодежи составляет 45 %, отсюда возросшая преступность, венерические заболевания, угроза распространения СПИДа
Учитывая всё сказанное, можно считать тему работы "Факторы психологической толерантности к возможности употребления психоактивных веществ у подростков и методы психокоррекционного влияния на них" актуальной и своевременной.
Цель данной работы - рассмотреть особенности толерантного отношения подростков к употреблению психоактивных веществ и возможные пути коррекции.
Объект исследования - толерантное отношение подростков к употреблению ПАВ.
Предмет исследования - социально-психологические факторы толерантного отношения подростков к возможности употребления ПАВ.
Задачи работы:
Изучить особенности подросткового возраста как фактор риска приобщения к употреблению психоактивных веществ.
Рассмотреть социально-психологические факторы, способствующие приобщению к употреблению психоактивных веществ подростками.
Проанализировать направленность профилактической деятельности в связи с проблемой приобщения подростков к употреблению ПАВ.
Исследовать практически социально-психологические факторы толерантного отношения подростков к возможности употребления психоактивных веществ и эффективность психокоррекционной работы.
Гипотеза: Мы предполагаем, что в основе толерантного отношения подростков к возможности употребления психоактивных веществ лежат разнообразные социальные и психологические факторы, поэтому алкоголизм, наркомания и другие болезни зависимости лучше всего соответствуют понятию мультифакториальных заболеваний. Также выдвинуто предположение, что снижение толерантного отношения к возможности употребления ПАВ возможно с помощью психокоррекционного воздействия.
Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, тестирования, методы статистической обработки данных.
Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении устанавливается актуальность исследования, определяется объект, методы, цель и задачи исследования. Первая глава посвящена изучению толерантного отношения подростков к возможности употребления наркотиков (психоактивных веществ), во второй главе рассматриваются возможные пути профилактики и коррекционной работы. Третья глава представляется собой результаты проведенного исследования среди подростков на выявление и коррекцию толерантного отношения к психоактивным веществам. В заключении приводятся выводы проведенного теоретического и практического исследования.



ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К ВОЗМОЖНОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ
1.1. Современное состояние проблемы наркозависимости

Термин "наркотик" содержит в себе три критерия: медицинский, юридический и социальный . Следует отметить, что подобное понимание принято не во всех странах. Согласно медицинскому критерию наркотики - вещества, которые в силу своего химического состава способны оказывать специфическое действие на центральную нерв




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Goldstein A. Addiction. From Biology to Drug Policy. - New York: M.D.W.H. Freeman and Company, 1994. - С.253-255.
2. Бабаян Э. А., Гонопольский М. Х. Наркология. - М.: Медицина, 2004.
3. Байярд Р.Т., Байярд Д. - Ваш беспокойный подросток. - М.: Семья и школа, 1995. С. 52.
4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988.
5. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2000.
6. Габиани А. А. Кто такие наркоманы? // Социологические исследования. - 2002. - № 2.
7. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2004.
8. Драгунова Т.В. Подростковый возраст // Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1983.
9. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - СПб.: Питер, 1999.
10. Ковальчук М.А., Ковальчук А.В. Факторы, способствующие приобщению к употреблению психоактивных веществ несовершеннолетней молодежью // Ярославский педагогический вестник. - 2003. - № 2 (35). С. 19.
11. Кон И.С. Введение в сексологию. - М.: Медицина, 1989. - С. 202.
12. Крысько В.Г. Социальная психология. - М.: ВЛАДОС, 2001.
13. Курек Н.С. Развитие психики и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте // Материалы научно-практической конференции. - М.: РГУ, 2004. - С.16.
14. Леонова Л.Г., Бочкарёва Н.Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. - Новосибирск: Новосибирский медицинский институт, 1998. - С.60.
15. Личко А. Е., Битенский В. С. Подростковая наркология: Руководство. - СПб.: Медицина, 1999. - 304с.
16. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - М.: Наука, 1979. С. 19.
17. Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера /А. Лоуэн; Пер. с англ. Поле Е.В. - М.: Компания ПАНИ, 1996.
18. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 1995. - Т.2.
19. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - С.285-305.
20. Петерс В.А. Психология и педагогика. - М.: Велби, Проспект, 2005.
21. Подхватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости. - М., 2005.
22. Позднякова М. Е. К проблеме легализации наркотиков // Наркомания как форма девиантного поведения. - М., 1997. - 64 с.
23. Практическая психология в тестах или Как научиться понимать себя и других. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. - 376 с.
24. Проблемы наркотиков // Медицинский журнал. - 2005. - №7.
25. Проблемы национальной политики России по контролю за наркотиками и международное сотрудничество. // Материалы международного научно-практического семинара 24-26 февраля 1998 г. - Белгород, 1998.
26. Психологический словарь. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1993. - С.261.
27. Психология. / Под ред. Вороновой А.В. - СПб.: Питер, 2004.
28. Психология и педагогика. / Под ред. А.А.Радугина. - М.: Центр, 1999.
29. Психология и педагогика: Учебное пособие. / Сост. Романова И.А. - М.: Экзамен, 2004.
30. Психология развивающейся личности. / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Прогресс, 1987.
31. Пятницкая И. Н. Клиническая наркология. - М., 1985. - 333с.
32. Реан А. А. Психология изучения личности. - СПб.: Питер, 1999.
33. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994. С. 293.
34. Россия против наркотиков. Специальный выпуск информационного сборника "Безопасность". - М., 1998. - № 11-12 (45). - С.33.
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999.
36. Свеженцева Ю. А. Социокультурные аспекты приобщения к наркотикам: качественный анализ проблемы // Молодёжь и наркотики (социология наркотизма) / Под ред. В. А. Соболева, И. П. Рущенко. - Харьков: Торсинг, 2000. - С. 84-129
37. Семенов В.Д. Психология характера. - М.: Мысль, 2004.
38. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Преодоление эмоционального стресса подростками. Модель исследования // Обозр. психиат. и мед. психол. - 1993. - №1. С. 53-59.
39. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. - М.: Школьная пресса, 2000.
40. Словарь практического психолога. - Минск: "Харвест", 1997. - С.78-79.
41. Сосин И. К. Табакокурение как клиническая разновидность ингаляционной токсикомании // Международный медицинский журнал. - 2003. - № 3. - С.99-103.
42. Социальные и психопатологические предпосылки формирования нарко- и токсикоманий у несовершеннолетних в современных условиях / Сост. Надеждин А.В., Иванов А.И., Авдеев С.Н., Тетенова Е.Ю., Слоневская С.Ю., Стрельцова Ж.Н. - М.: Изд. НИИ наркологии, 2003. - С.2.
43. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
44. Фоломеева Н. М., Шурыгина И. И., Новикова Н. А., Чекинёва Т. В. Опыт применения биографического метода в исследовании проблем наркомании // Наркомания как форма девиантного поведения. - М., 1997.
45. Шабанов П. Д., Штакельберг О. Ю. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация. - СПб., 2000
46. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. - М.: Владос, 1995. - С.219.
47. Энциклопедия психологических тестов. Личность. Мотивация. Потребность. - М.: АСТ, 1997. - 300 с.



Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru