Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Феноменология межличностного конфликта ID работы - 614656 психология (курсовая работа) количество страниц - 33 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 Глава 1. Проблема межличностного конфликта и условия его возникновения 7 1.1. Общие характеристики и участники межличностного конфликта 7 1.2 Анализ путей разрешения межличностного конфликта 10 Глава 2. Профилактика и методология изучения межличностных конфликтов 16 2.1. Профилактика межличностных конфликтов 16 2.2. Методологические особенности исследования конфликтности 22 Заключение 30 Список литературы 32 ВВЕДЕНИЕ: Введение Бурные изменения, происходящие в политическом, экономическом и социальном укладе жизни страны обострили многие кризисные явления в теории и практике развития, воспитания и обучения. Психологическая практика, осуществляемая сегодня в новых социально-политических условиях невозможна без глубокого теоретического осмысления методологических и прикладных проблем, нерешенность которых снижает эффективность воспитания и обучения. Актуальность исследования определяется тем, что за последние 5-6 лет резко изменилась ситуация развития детства. Напряженные социальная, экономическая, демографическая и экологическая ситуации обуславливают нарастание негативных тенденций в становлении личности подрастающих поколений. Среди них особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная дезориентированность детей, возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности. Практическая значимость исследования определяется тем, что негативные последствия межличностных конфликтов хорошо изучены и широко представлены в отечественной и зарубежной социально-педагогической и психологической литературе, рассматривающей конфликт как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельного индивида или в межличностных взаимоотношениях, связанное с острыми отрицательными переживаниями. Возникновение межличностного конфликта рассматривают обычно как симптом неблагоприятных отношений. Обычная тактика разрешения конфликтов – их подавление. Предварительный анализ причин возникновения противоречий, приводящих к межличностному конфликту, как правило, не проводится. Вместе с тем, наряду с деструктивными факторами, к которым можно отнести снижение эффективности совместной деятельности, негативное развитие межличностных отношений, ухудшающие внутригрупповые отношения, межличностный конфликт обладает конструктивным потенциалом. К конструктивным функциям межличностного конфликта можно отнести следующее: • межличностный конфликт является важным источником личностного развития, а также внутригрупповых отношений; • межличностный конфликт способен позитивно изменить и расширить сферу и способы межличностных взаимодействий; • через открытую конфронтацию межличностный конфликт освобождает группу от негативных факторов ее развития; • межличностный конфликт способствует развитию взаимопонимания между людьми, развивает их социальный интеллект. Более того, позитивный смысл конфликта состоит в раскрытии для человека его собственных возможностей, в активизации личности как субъекта предупреждения, преодоления и разрешения межличностного конфликта. В связи с этим возникает проблема поиска форм и методов организации условий для максимальной реализации конструктивного потенциала межличностных конфликтов. Практика показывает, что наиболее распространенными способами преодоления межличностного конфликта является нейтрализация агрессивных и враждебных проявлений, разведение конфликтующих сторон, изъятие конфликтогенных факторов. Все это – способы, снижающие активность самих участников конфликта. Открываются большие возможности в развитии личности в условиях конструктивного преодоления межличностного конфликта, если деятельность психолога носит характер активных коррекционных воздействий. Однако, готовность участников конфликта к конструктивному поведению в условиях межличностного конфликта формируется в особых условиях, создание которых является предметом профессиональной деятельности психологов. В связи с этим, целью курсовой работы является изучение феноменологии межличностных конфликтов. Объектом исследования является деятельность психолога по анализу и предупреждению межличностных конфликтов. Предметом исследования является повышение эффективности деятельности психолога в ситуации межличностного конфликта. По характеру влияния и последствиям, оказываемых на участников межличностного конфликта и группу в целом, различают конструктивный (личностно-развивающий) и деструктивный межличностный конфликт. В связи с этим, под преодолением межличностного конфликта понимают такую деятельность психолога, которая направлена на создание условий для преобразования потенциально-деструктивного межличностного конфликта в конструктивный, позитивно влияющий на структуру и динамику социально-психологических процессов в группе и служащий условием саморазвития личности. Задачи исследования определяется исследованием следующих вопросов: • изучение межличностных конфликтов как социальное явление, позволяет обнаружить перспективные формы и методы их преобразований из деструктивных в конструктивные, обеспечивающие позитивное личностное развитие участников групп; • конструктивное разрешение межличностного конфликта в контексте коррекционной деятельности психолога расширяет диапазон их социального поведения, позволяет участникам осознавать личные позиции, цели, свои интересы и интересы оппонента, что способствует их личностному развитию, активизирует личность как субъект предупреждения, преодоления и разрешения межличностных конфликтов; Структура работы. Работа состоит из двух взаимосвязанных глав, содержание каждой из которых отражает поставленные задачи. Конфликт в различных его аспектах, многофакторность и сложность этого явления изучает конфликтология, такие ее направления, как теория конфликтов (Боулдинг К., Дарендорф Р., Козер Л., Парсон Т.); юридическая конфликтология (Кудрявцев В. Н. и др.); организационная конфликтология (Дружинин В.В., Конторов Д. С. и др.); социология конфликтов (Зиммель Г., Здравомыслов А. Г. и др.); производственная конфликтология (Данькова Т.М., Ерина С. И., Ковалев А. Г., Филиппов А. В. и др.); психология конфликтов (Анцупов А. Я., Бойко В.В., Гришина Н. В., Ершов А. А., Зазыкин В. Г., Крогиус Н. В., Мерлин В.С., Тимофеев Ю.П. и др.); политическая конфликтология (Гаджиев К.С., Кульчар К. и др.); педагогическая конфликтология (Алишев Б.С., Вереникина И. М., Гусева А. С., Киршбаум Э.И., Козлов В. В., Рыбакова М. М., Симонова Л. В. и др.). Глава 1. Проблема межличностного конфликта и условия его возникновения 1.1. Общие характеристики и участники межличностного конфликта В обыденной речи понятие “конфликт” используется применительно к широкому кругу явлений – от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных или семейных разногласий. Понятие «конфликт» (от лат. conflictus – противоречие) не принадлежит како СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Александров А.А.. Современная психотерапия. Курс лекций. СПб, 1997 2. Алешина Ю.Е., Даншин К.Е., Дубовская Е.М. Опрос. Индивидуальное консультирование: Спецпрактикум по социальной психологии. М., 1991 3. Альманах психологичеких тестов – М.: КСП, 1995 4. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников – М.: Аспект-Пресс 1997 5. Бамкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп – М., Речь, 2006 6. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники, М., "Ось-89", 2005 7. Вачков И. В. Основные виды тренинговых групп в западной практической психологии. Деп. в ИТОП РАО, №20-96, М., 1996 8. Владинска Н., Петрова Н. Социально-педагогическая модель коррекционно-воспитательной работы // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т – М., Медицина, 1993 9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах – М., 1984, т.4, с.5-241, т.5, с.137-198 10. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения/Под ред. В.А. Никитина – М., ВЛАДОС, 1996 11. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога // Под ред. И.В. Дубровиной – М., 2007 12. Дубровская Е.М., Тихомадрицкая О.А. О стратегиях работы психолога в школе. В сборн. Введение в практическую социальную психологию / под. ред. Жукова Ю.М.. Петровской Л.А., Соловьевой О.В. – М.: Смысл, 1999 13. Дюркгейм Э. Самоубийство: социальный этюд – М., СПАРК, 1994 14. Егорова М.С. Генетика поведения: психологический аспект – М., Речь, 1995 15. Жуков Ю.М., Петровская Л .А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Спецпрактикум по социальной психологии. М., 1990 16. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М., 1985. 17. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001 18. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня – М.: Психология и Педагогика, 1965 19. Макшанов С. И. Психология тренинга. СПб., 1997. 20. Моргулец Л. Методы социально-психологической диагностики личности – Л., ПитерКон, 1990 21. Овчарова Р.В. Практическая психология образования – М.: Академия, 2003 22. Подросток на перекрестке эпох // под ред. Кривцовой С.В. – М.: Генезис, 1997 23. Практикум. Дифференциальная психология личности – М.: 2000 24. Практическая психодиагностика // под ред. Райгородского Д.Я. – Самра, Бахрах, 2000 25. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 26. Психология человека от рождения до смерти // под ред. под ред. Реана А.А. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002 – 656 с. (сер. Психологическая энциклопедия) 27. Психологическая служба в школе // Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1994 28. Руденский Е.В. Психология отклоняющегося развития личности – Новосибирск, изд-во НГУ, 1998 29. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология (серия: мастера психологии) – СПб., Питер, 1999 30. Реан А.А. Агрессия и конфликтность в структуре возбудимой и демонстративной личности // Ананьевские чтения-97 – СПб., СПб.ГПУ, 1997 31. Реан А.А., Трофимов Н.В. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов – Мн.: Высшая школа, 1999 32. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1993 33. Смелзер Н. Дж. Социология / Пер. с англ. – М., Юристъ, 1994 34. Смид Р, Групповая работа с детьми и подростками – М.: Генезис, 1999 35. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии – М.: Речь, 1995 Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru