Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Дидактические игры как средство развития внимания детей младшего школьного возраста ID работы - 602535 психология (курсовая работа) количество страниц - 40 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 1. Теоретические основы развития внимания у детей младшего школьного возраста 5 1.1. Понятие внимания. Функции внимания 5 1.2. Основные виды внимания детей младшего школьного возраста 8 1.3. Основные свойства внимания 12 1.4. Развитие произвольного внимания у младших школьников 18 2. Дидактические игры как средство развития внимания детей младшего школьного возраста 22 2.1. Дидактические игры как средство воспитания и методика проведения дидактических игр 22 2.2. Руководство дидактическими играми для детей младшего школьного возраста 26 Заключение 32 Список литературы 35 Приложение 1 37 Приложение 2 38 Приложение 3 40 Приложение 4 41 ВВЕДЕНИЕ: Введение В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психо-коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания. Однако рекомендации для практических психологов и педагогов по данным вопросам относятся в основном к начальной школе и не освещают опыт организации работы с детьми дошкольного возраста, хотя на сегодняшний день для дальнейшего успешного обучения необходимо ранее выявление и коррекция нарушений внимания уже у детей старшего дошкольного возраста. Внимание всегда есть сосредоточенность на чем либо. В выделении одного объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: интерес к одному есть одновременное невнимание к другому. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса. Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же 30-40 мин., то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказа и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза, ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей. Цель данной работы - изучить влияние дидактических игр на развитие внимания детей младшего школьного возраста. Объект исследования - развитие внимания дошкольников шестого года жизни. Предмет исследования - дидактические игры как средство развития внимания детей младшего школьного возраста. Гипотеза: развитие внимания происходит эффективнее, если в процессе обучения используются дидактические игры. Исходя из цели и гипотезы, были сформулированы задачи исследования: изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме; подобрать диагностический материал для исследования развития внимания. Методы, используемые при работе: теоретический анализ источников; проведение эмпирического исследования; количественная и качественная обработка результатов исследования. 1. Теоретические основы развития внимания у детей младшего школьного возраста 1.1. Понятие внимания. Функции внимания Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности связывают с таким свойством нашей психики, как внимание. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. Внимание - это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности [17, с.58]. Внимание проявляется в возможности сосредоточиться на чем-то. Если подойти к этому вопросу с точки зрения нейропсихологии, то, очевидно, что в этот момент происходит взаимодействие лобных отделов мозга с глубинными, отвечающими за активацию или торможение коры. Происходит совместная избирательная активация тех или иных участков мозга. Поэтому мы можем, к примеру, читать в библиотеке, не обращая внимания на то, что делается вокруг, на фоне гула голосов. Чтобы сформировалось устойчивое внимание необходимо, чтобы глубинные отделы работали как можно лучше, а они больше всего страдают от неблагополучия в период пре- и перинатального развития. Зрелость глубинных отделов влияет на активность ребенка и его возможности находи СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1974. 2. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии. - М.: ВЛАДОС, 1996. 3. Валентинов В. 150 веселых игр. СПб.: Литера, 2002. 4. Венгер Л, Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. - 1974. - № 12. 5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988. 6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. - М.: ВЛАДОС, 2002. 7. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / Под ред. Л.А.Парамоновой, О.С.Ушаковой. - М.: Просвещение, 1987. 8. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. 9. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М.: Просвещение, 1974 10. Гуткина Н. И. Психологическая подготовка детей к школе в группе развития // Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1990. 11. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск: Педагогика, 1997. 12. Калинина Р.Р. Психолого - педагогическая диагностика в детском саду. - СПб.: Речь, 2003. 13. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения.- М.: БУК-МАСТЕР, 1993. 14. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т.1. 15. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3 т. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - Т.1. 16. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. - М.: ВЛАДОС, 2001. 17. Петерс В.А. Психология и педагогика. - М.: Велби, Проспект, 2005. 18. Психология и педагогика: Учебное пособие. / Сост. Романова И.А. - М.: Экзамен, 2004. 19. Психология развивающейся личности. / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Прогресс, 1987. 20. Рогов Е.И. Общая психология. М.: Издательство "ПРОСПЕКТ", 2000. 21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999. 22. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. - М.: Школьная пресса, 2000. 23. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 24. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. - Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2000. 25. Хрестоматия по вниманию. / Под ред. Леонтьева А.Н., Пузырея А.А., Романова В.Я. - М.: Просвещение, 1976. 26. Черемошкина Л.В. Оценка уровня развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста. Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 1998. 27. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 28. Якобсон С. Г. Сафонова Н. М. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников // Вопросы психологии, 1999. №5. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru