Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
ДИАГНОСТИКА СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА ID работы - 674143 психология (курсовая работа) количество страниц - 37 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение. 3 Глава 1. Теоретическое исследование особенностей темперамента 6 1.1Психологическое содержание и характеристика темперамента 6 1.2 Характеристика типов темперамента 10 Выводы по главе 1 17 Глава 2. Эмпирическое исследование свойств темперамента 18 2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования 18 2.2Методика исследования 19 2.3Результаты исследования 27 2.4 Обсуждение результатов 30 Выводы по главе 2 33 Заключение 34 Библиография 36 Приложение 38 ВВЕДЕНИЕ: Актуальность исследования. В настоящее время уже достаточно изучен вопрос о такой психологической характеристике личности, как темперамент. При всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Даже сейчас, несмотря на то, что психологическая наука уже дает ответы на многие вопросы эти понятия путают, смешивают и не дифференцируют. В самом общем смысле темперамент понимается либо как "природная основа", либо как "динамическая основа" характера. Темперамент врожден и не меняется в течение жизни. Тип темперамента определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть разный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности. Именно в этом смысле обычно говорят, что у такого - то человека большой или небольшой темперамент, учитывая его импульсивность, стремительность, с которой проявляются у него влечения, и т. д. Темперамент - это динамическая характеристика психической деятельности индивида. Темперамент - это по сути обстоятельства, в которых находится человек. Человеку, однако, дано в какой-то степени выбирать режимы работы своей нервной системы, укреплять ее, расшатывать, уравновешивать. Под темперамент можно приспосабливаться, темперамент можно постепенно изменять. Проблемой изучения темперамента занимались многие исследователи, такие как К.А. Альбухановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Г.С. Батищева, М.М. Бахтина, А.А. Бодалева, Л.П. Буевой, Л.С. Выготского, Ю.М. Жукова, М. С. Кагана, Б. Ф. Ломова, Б. Н. Мясищева, А. В. Петровского, К. Роджерса, Л. С. Рубинштейна, В.М. Соковнина, А.И. Титаренко и др. Мы можем отметить, что этот вопрос уже достаточно изучен, но в силу того, что нет единого систематизированного исследования, рассматривающего процесс диагностики свойств темперамента, а так же связь темперамента и коммуникативных способностей личности, как наиболее важных качеств человека, это не уменьшает значимости и актуальности нашей работы. Объектом исследования стал темперамент личности. Предметом исследования является диагностика свойств темперамента. Целью нашей работы является изучение проблемы диагностики свойств темперамента. В соответствии с целью в исследовании были поставлены следующие задачи: 1.провести анализ научной психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам о темпераменте личности; 2. дать психологическую характеристику темперамента личности, его свойствам и типам; 3.провести эмпирическое исследование свойств темперамента, а так же и коммуникативных способностей личности, как наиболее важных качеств человека. Гипотеза: При написании данного исследования мы опирались на предположение о том, что существует связь между темпераментом личности и коммуникативными способностями - у людей с высокими показателями по параметрам коммуникативности выявлены сильные свойства темперамента - общительность, активность, жажда деятельности, высокая потребность в социальных контактах, легкая переключаемость с одного вида деятельности на другой и тд. Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов. 1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы; 2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, наблюдение); 3)статистические: ранжирование, обработка полученных в ходе исследования данных. Экспериментальная часть нашего исследования строилось на основе подобранных нами методик по определению типа темперамента и коммуникативных способностей личности: 1. Опросник для изучения темперамента Я. Стреляу 2. Выявление типа темперамента опросник Русалова В.М. 3. Методика диагностики коммуникативных умений Михельсона. База исследования: один из частных предприятий города. В исследовании принимали участие 20 сотрудников данного предприятия. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1.Альбуханова-Славская К.А.. Личность в процессе деятельности // психология личности // т. 2// Хрестоматия.- Самара: изд. Дом "Бахрах", 1999г., с.240. 2. Ананьев Б. Г. Проблема формирования характера, Л., 1949 3.Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие.- Пятигорск, 1990. 4.Выготский Л.С. Психология. - М.: Эксмо - Пресс, 2000. - 1008 с. 5.Гальперин П.Я. Введение в психологию.- М.1976 г 6.Психология индивидуальных различий. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧЕРО, 2000. - 776 С. 7.Джемс У.. Психология. М.: Педагогика, 1991 г., с.88 8.Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М., 1982. 9.Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975 г., с.304. 10.Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М., Наука, 1975 11.Ломов Б. Ф. Личность в системе общественных отношений - Психол. ж., 1981, т. 2, № 1. 12.Маклаков А.Г. Общая психология: учебное пособие. - Спб.: Питер, 2005. - 583 с. 13.Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. М., 1964; изд. 2 (ред.). Пермь, 1973. 14.Немов Р.С. Общие основы психологии /психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.- книга 1. - М.: ВЛАДОС, 1997. 15.Немчинов Т. А. "Тесты, диагностики", М.1999 16.Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования / сост. Е.И. Рогов. М. 2000г 17.Петровский А.В., Ярошевский М.Г., "Психология", учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.-2-е изд-е., стереотип.- М.: изд. Центр "академия",2000г.-512 с. 18.Психологический словарь, 1983. С.332. 19.Психологический словарь под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика - пресс, 2001 г., 440 с. 20.Райгородский Д.А. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. - Самара: Бахрах, 1997 . - 640 с. 21.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение, 1989. - 720 с. 22.Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека// Психологический журнал.-1989.-Т.10,-№ 1. - С. 12. 23.Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под. ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. - М.: МГУ, 1984 24.Стреляу Я. Местоположение регулятивной теории темперамента (РТТ) среди других теорий темперамента. Иностранная психология, 1993, т.1. № 2, с.37-48. 25.Теплов Б.М. Избранные труды. В 2 т., М., Педагогика, 1985. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru