www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Диагностика интересов и профессиональных склонностей подростков


ID работы - 611743
психология (курсовая работа)
количество страниц - 37
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Содержание


Введение 3
Глава I. Социально-психологическая проблематика профессиональной ориентации подростков 5
1.1. Общая характеристика профессиональной ориентации 5
1.2. Диагностика интересов и профессиональных склонностей подростков в процессе профессионального становления 8
Глава II. Психосоциальные технологии профессионального самоопределения подростков 17
2.1. Молодежь как субъект профессионального самоопределения 17
2.2. Диагностика интересов и профессиональных склонностей подростков 20
Заключение 33
Список литературы 34
Приложения 37




ВВЕДЕНИЕ:



Введение

Пора молодости является стартовой площадкой для реализации наших желаний. В этот период происходит определение своего места в жизни, формирование мировоззрения, выбор профессионального пути и многого другого не менее важного. Жизненный путь личности, как и история человечества, с одной стороны – естественно-исторический, закономерный процесс, а с другой – уникальная драма, каждая сцена которой – результат сцепления множества индивидуально-неповторимых характеров и жизненных событий.
Юность – завершающий этап первичной социализации. Поэтому главной социальной задачей этого возраста является выбор профессии. Общее образование дополняется специальным, профессиональным. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Переходный период от одной системы общественно-экономических отношений к другой всегда связан с большими трудностями. Специфика психологических проблем современного периода определяется необходимостью освоения нового социально-экономического и профессионального опыта. С одной стороны, появившиеся в связи с переходом к рыночной экономике новые профессии не имеют еще корней в профессиональной культуре нашего общества, с другой – происходит болезненный процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, которые также претерпевают изменения в современных условиях.
Важным является и то, что образ профессии как когнитивное эмоциональное образование в определенной мере меняет систему общих ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей. Раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их профессиональной биографией, их определенными профессиональными ценностями (иногда это был собирательный образ, но он обладал той конкретностью, которая способствовала процессу идентификации).
Сейчас можно наблюдать, что в некоторой степени «идеальный образ жизни» («американский», «европейский», «новых русских» и др.). Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает все ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии, которая уже выступает средством достижения этого образа жизни, а не его существенной частью. Изменение ценностных ориентаций, разочарование в экономических и социальных реформах обуславливают отношение общества к образованию.
Объект исследования: Подростки (старшие классы средней школы), находящаяся в процессе профессионального самоопределения
Предмет исследования: Взаимосвязь личностных характеристик и этапов профессионального становления.
Цель исследования: Определить личностные особенности на каждом этапе профессионального становления
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ проблемы профессиональной ориентации
2. Анализ проблем молодежи как социальной группы с точки зрения процесса профессиональной ориентации.
3. Выявление взаимосвязи процесса профессионального становления с личностными характеристиками в молодежной среде.
4. Разработка программы профессионального консультирования с учетом полученных в исследовании результатов.
Методы исследования:
Теоретические:
? анализ научной литературы и статистических данных;
? факторный и сравнительный анализ данных;
? обобщение и интерпретация полученных данных.
Эмпирические:
? анкетирование;
? подбор и разработка диагностического инструментария
В исследовании принимали участие 69 подростков в возрасте от 15 до 17 лет (учащиеся общеобразовательных школ 9-11 классов).



Глава I. Социально-психологическая проблематика профессиональной ориентации подростков

1.1. Общая характеристика профессиональной ориентации

Социальные преобразования, которые мы наблюдаем сейчас, вынуждают подрастающее поколение ориентироваться в происходящем, делать самостоятельный выбор, занимать независимые позиции.
Вряд ли может возникнуть сомнение в том, что выбор профессии молодым поколением является серьезной и важной задачей общества.
Переход к рыночным отношениям обострил проблемы в области занятости населения, резко возросло число неработающей и не учащейся молодежи. В условиях рынка молодой человек должен быть готов к тому, что ему придется неоднократно менять не только свое рабочее место или должность, но и специальность, не только профессию, но и отрасль или регион.
Профессиональное самоопределение для подростка - сложный и длительный процесс, который не сводится только к выбору учебного заведения или профессии. Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии. Помочь ученику проблему профессионального выбора призвана профориентация.
Ошибки в выборе профессии в существенной мере связаны с недостатками работы по профориентации. Можно выделить несколько моментов этой проблемы, е




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов Вузов – М.: издат. Центр «АКАДЕМИЯ», 1997.
2. Абрамова Г.С. Эта кника про тебя – Брест, 1999.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни – М.: Мысль, 1991.
4. Алмазов Б.Н. Психическая дезадаптация несовершеннолетних – Свердловск, 1986.
5. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности – М.: ВЛАДОС, 1999.
6. Берн Эрик. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. – М.: Гранд, 2000.
7. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия – М.: Знание, 1991.
8. В мире подростка/ под ред. Бодалева А.А. – М.: Медицина, 1980.
9. Воробьев Г.Г. Легко ли учится в американской школе – М.: Просвещение, 1993.
10. Выготский Л.С. Возрастная психология – М., 1996.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ под ред. Давыдова В.В. – М.: Педагогика-Пресс, 1999.
12. Групповая профориентационная работа (обобщение опыта): методическая разработка – М.: РГАТиЗ, 2000.
13. Доминова О.Б., Еремеев Б.А. Наш проблемный ребенок – СПб., 1999.
14. Дорофеева Е.Н., Егорова С.А. Программа социальной адаптации молодежи «Профессиональное самоопределение» - инструктивно-методическое пособие. – Калуга: ДФГСЗН по Калужской области, 1998.
15. Дружинин В.Н. Варианты жизни. – М.: изд-во ПЭР СЭ, 2000; ИМАТОН, 2000.
16. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – С-Пб.: «ПИТЕР», 2000.
17. Жуковская В. И. Психологические основы выбора профессии. – Минск: Нар. Асвета, 1978.
18. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности – М.: Из-во Московского университета, 1987.
19. Карьера №12, 2000 – «Варианты обмена.
20. Климов Е.А. Как выбирать профессию: кн. Для учащихся – М.: Просвещение,1984.
21. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1996.
22. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1996.
23. Ковалев В.В. Психология юношеского возраста – М.: 1984.
24. Кон И.С. Психология ранней юности – М.: Просвещение, 1989.
25. Кон И.С. Психология старшеклассника – М.: Просвещение, 1982.
26. Константинов С.А., Константинова Л.В. Профессиональные предпочтения молодежи – Саратов: Изд-во Поволжского межрегионального учебного центра, 1997.
27. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики – М., 1984
28. Методическая разработка лекционно-диагностического курса «Профессиональный план личности» - Калуга: ДФГСЗН по Калужской области, 1999.
29. Молодежный ренессанс (проблемы социализации молодежи). / ответственный ред. и составитель Быстрицкий А.Г., Рощин М.Ю. – М.: Наука, 1990.
30. Мудрик А.В. Время поисков и решений или старшеклассникам о них самих – М.: Просвещение, 1989.
31. Немов Р.С. Общая психология. Возрастная психология (педагогическая психология): учебные планы и программы курсов. – М.: Флинта, 1998.
32. Немов Р.С. Психология: уч. Пособие для учащихся педучилищ, студентов пединститутов – М.: Просвещение, 1990.
33. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: беседы психолога со старшеклассниками – М.: Просвещение, 1989.
34. Основы социальной работы: учебник / ответ. ред. Павленок П.Д. – М.: ИНФРА-М, 1998.
35. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации от 27.09.96г.
36. Программа профориентационного курса Основы выбора профессии и профессионального самоопределения». - Калуга: ДФГСЗН по Калужской области, 1997.
37. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи / под ред. Аза Л. А, Вишняк А. И., Головаха Е.И. и др. – Киев: Наук. Думка, 1987.
38. Профессиональный потенциал №1, 1999. «Профконсультирование и психологическое тестирование», с. 33.
39. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение – Москва-Воронеж, 1996.
40. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда / уч. Пособие к курсу Психология труда и инженерная психология – Москва-Воронеж, 1997.
41. Психологические основы профессионально-технического обучения/ под ред. Кудрявцевой Т.В. и Сухаревой А.И. – М.: Педагогика, 1998.
42. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1996
43. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста – С-Пб.: Питер, 2000.
44. Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы – М.: Наука, 1993.
45. Рикка С. Служба занятости – М.: Цезан, 1993.
46. Российская газета от 22.06.2001. Я в рабочие пойду. Где меня научат?
47. Российская социологическая энциклопедия/ под общ. ред. Осипова Г.В. – М.: НОРМА- ИНФРА•М, 1998.
48. Руководство для инструкторов по профориентации и профподготовке. – М.: ЦЕЗАН, 1993.
49. Руткевич М.Н., Л.Я. Рубина Общественные потребности, система образования, молодежь – М.: Изд-во политической литературы, 1988.
50. Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Аванесов В.С., Бухалов Б.И. Профессиональная ориентация учащихся./ под ред. Сазонова А.Д. – М.: Просвещение, 1988.
51. Сахаров В.Ф., Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация школьников – М.: Просвещение, 1982.
52. Свергун О. Психология успеха, или как стать хозяином своей жизни – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
53. Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения: кн. для учителя – М.: Просвещение, 1985.
54. Словарь-справочник по социальной работе / под ред. Холостовой Е.И. – М.: Юристъ, 1997.
55. Смелзер Н. Социология – М.: Феникс, 1998.
56. Собкин В.С. Старшеклассники в мире политики. Эмпирическое исследование – М.: ЦСО РАО, 1997.
57. Современный философский словарь/ под общ. ред. Кемерова В. Е. – М.: 1996.
58. Содержание и организация профессиональной ориентации незанятого населения (из опыта Финляндии). Методическое пособие – М.: РУЦ, 1997.
59. Социс №2, 2001. Селиванова З.К. «Смысложизненные ориентации подростков», с. 87.
60. Социс №5, 1999. Шурыгина И.И. «Жизненные стратегии подростков», с. 52; Павловский В.В. «Социология молодежи и ювенология», с.46.
61. Столяренко Л.Д. Основы психологии – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
62. Сулейманов М.Н., Дуке К., Роннеберг Х. Человек и мир профессий – Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1990.
63. Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. Части I и II. – М.: Изд-во «Союз», 1994.
64. Теория социальной работы: учебник / под редакцией профессора Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1998.
65. Фетюхин М.И. Социальное право: курс лекций. – Волгоград: изд-во ВолГУ, 1998.
66. Щекин Г.В. Профориентация в строительстве. – М.: Стройиздат, 1990.
67. Брунер Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации. М. Прогресс, 1977г.

Цена: 2000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru