Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Деструктивное поведение ID работы - 611721 психология (контрольная работа) количество страниц - 17 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание: Введение 3 1. Теоретические подходы к анализу деструктивного поведения 4 2. Деструктивность, как свойство личности и показатель ее дезадаптации 8 2.1 Деструктивность как проявление личности 8 2.2 Деструктивность как личностная дезадаптация 9 Заключение 14 Список литературы 16 ВВЕДЕНИЕ: Введение Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) – психологии деструктивного поведения. В последние годы в связи с общим кризисом российского общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики деструктивного поведения, поиска более эффективных мер социального контроля – превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной литературы посвященной проблемам деструктивного поведения. Сравнительно небольшой объем данного исследования не позволяет подробно изложить все вопросы теории и истории современной психологии деструктивного поведения, описать ее различные формы, достаточно полно представить его концепции, а тем более – дать основательный анализ всех существующих в мировой психологической науке точек зрения по рассматриваемым проблемам. Строго говоря, собственно строгой теории деструктивного поведения пока нет. Психология деструктивного поведения – одна из самых молодых отраслей современной психологии, она на пути своего становления и утверждения, но у нее уже большое будущее! В данное исследование посвящено оценке социокультуральных, психо-логических и биологических, а в более узком смысле, патологических факто-ров, которые определяют причины и особенности деструктивного (девиант-ного) поведения детей. В любом возрасте психическое, личностное развитие всегда рассматривается через призму его социальной ситуации развития, его индивидуальных особенностей социализации и взаимоотношений с той социальной средой, в которой реализуется и осуществляется его жизнедеятельность. В связи с этим необходимо рассмотреть базовые понятия, связанные с социальной ситуацией развития, особенностями социального функционирования ребенка в основных сферах его жизнедея-тельности: семье, работе (школе), ближайшем окружении, его малом и большом социуме. Социальные факторы, начиная с отрочества, играют ведущую роль в особенностях становления личности, т.е. в характере его социализации в широком смысле этого понятия. В работе будет использоваться не только специализированная литература, написанная российскими авторами и авторами из стран СНГ, но и зарубежными психологами. Поэтому, делая ссылки на литературу, в конце работе прилагается список литературы, необходимость которого диктуется задачами проводимого исследования. 1. Теоретические подходы к анализу деструктивного по-ведения В зарубежной науке психология деструктивного (как одна из форм от-клоняющегося или девиантного) поведения сложилась как самостоятельная научная и учебная дисциплина. В России эта наука не имеет такого теорети-ческого и эмпирического опыта: она на пути становления и развития. Тем не менее ни у зарубежных, ни у отечественных авторов нет единой точки зрения на термин «деструктивное поведение». Одни исследователи считают, что речь должна идти о любых отклонениях от одобряемых обществом социаль-ных норм, другие предлагают включить в это понятие только нарушения правовых норм, третьи – различные виды социальной патологии (убийство, наркотизм, алкоголизм и т.п.), четвертые – социальное творчество. Дело в том, что деструктивное поведение всегда связано с негативным или нигилистическим отношением к человеческим поступкам, действиям, видов деятельности, распространенным в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценно-стям. Так, по мнению А. Коэна, отклоняющееся поведение – это «такое пове-дение, которое идет вразрез с институционализированными ожиданиями, то есть с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри со-циальной системы»[12]. Деструктивным называют поведение, которое не соответствует нормам и ролям и направленное на радикальное неприятие альтернативных точек зрения. При этом одни ученые предпочитают в качестве точки отсчета («нормы») использовать экспектаци (ожидания) соответствующего поведения, а другие – аттитюды (эталоны, образцы) поведения. Некоторые полагают, что деструктивными могут быть не только действия, но и идеи (взгляды) Ученые давно обратили внимание на то, что словами «деструктивное поведение» называют и конкретные действия конкретного человека, и относительно массовое и устойчивое социальное явление. Поскольку деструктивным признается поведение, отрицающее сло-жившиеся социальные нормы и ожидания. Поскольку нормы и ожидания раз-личны не только в разных обществах и в разное время, то и у различных групп в одном и том же обществе в одно и то же время они могут быть раз-личны, и деструктивное поведение рассматривается относительно данного социума. Например, правовые нормы и «воровской закон», нормы взрослых и молодежные нормы, правила поведения «истеблишмента» и «богемы» и т.п. Постольку понятие «общепринятая норма» весьма относительно, а, сле-довательно, относительно и социально-деструктивное поведение. Исходя из этих первых, самых общих представлений деструктивного поведения, опре-делим его как: 1) поступок, действия человека; 2) социальное явление. Психологические традиции изучения этого сложнейшего и интерес-нейшего явления, каким является деструктивное поведение, складывались в основном в психоаналитических и социологических школах и использовали большой арсенал метод СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников – М.: Аспект-Пресс 1997 2. Бамкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп – М., Речь, 2000 3. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль – СПБ.: Прайм-Еврознак, 2001 4. Владинска Н., Петрова Н. Социально-педагогическая модель коррекционно-воспитательной работы // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т – М., Медицина, 1993 5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах – М., 1984, т.4, т.5 6. Гирич Я.П. Проблема наркоманий трудна и для Запада, но... (обзор иностранной литературы) // Новости психосинтеза. 1993. №1 7. Гурьева В.А. Психопатология подросткового возраста (теоретический, клинический и судебно-психиатрический аспекты) – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994 8. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В.А. Никитина – М., ВЛАДОС, 1996 9. Дюркгейм Э. Самоубийство: социальный этюд – М., СПАРК, 1994 10. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001 11. Кон И.С. Введение в сексологию – М., Речь, 1999 12. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня – М.: Психология и Педагогика, 1965 13. Моргулец Л. Методы социально-психологической диагностики личности – Л., Наука, 1990 14. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 15. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996 16. Психологический словарь // под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова – М.: Педагогика-Пресс, 1997 17. Руденский Е.В. Психология отклоняющегося развития личности – Новосибирск, изд-во НГУ, 1998 18. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология (серия: мастера психологии) – СПб., Питер, 1999 19. Сборник тезисов международной конференции: Подростки и молодеж в меняющимся обществе (проблемы девиантного поведения) – М., Новый отсчет, 2001 20. Свядощ А.М. Женская сексопатлотия – М., Медицина, 1988 21. Смелзер Н. Дж. Социология / Пер. с англ. – М., Юристъ, 1994 22. Старович З. Судебная сексология – М., Юридическая литература, 1991 23. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии – М.: Речь, 1995 24. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности // Перевод: Авт.вступ. ст. П.С.Гуревич – М.:Республика, 1994 25. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка Кн. для воспитателей детских садов и родителей – М.:Просвещение, 1998 26. Ярошевский М.Г. История психологии – М: Мысль, 1995 Цена: 1000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru