www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СУПРУЖЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ


ID работы - 682848
психология (курсовая работа)
количество страниц - 48
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ СУПРУЖЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ 7
1.1. ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ КОММУНИКАЦИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ 7
1.2. КОММУНИКАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ РОДИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ 11
2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СУПРУЖЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ 19
2.1. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ КОММУНИКАЦИЙ РОДИТЕЛЕЙ НА ПОКАЗАТЕЛИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ 19
2.2. ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ БРАЧНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ОБЩЕНИИ 32
2.3. ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПОЗИЦИЙ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНЫХ СУПРУЖЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 44




ВВЕДЕНИЕ:



Актуальность исследования. Последнее десятилетие характеризуется масштабными изменениями в политическом, экономическом, социальном и культурном укладе жизни России. Адаптация к новым макроусловиям сопровождается акцентированием актуальности проблем личности и семьи как ячейки общества.
В процессе развития и роста каждый человек проходит от стадии ребенка до взрослой разносторонне развитой личности, стоящей на пороге создания собственной семьи с необходимостью рождения и воспитания новой личности. В зависимости от ряда факторов, начиная от семейных отношений, этической атмосферы, родители на основе своего жизненного опыта заботятся о своих детях, о здоровье и благополучии, но каждая семья идет по этому пути своим неповторимым способом. Моделируя отношения в семье и трансформируя их через свою психику, ребенок пытается невольно их копировать. Это имеет громадное значение для каждой семейной пары: как выстроить отношения, не подвергая отрицательному воздействию формирующуюся детскую психику, с одной стороны, и заложить основные принципы общения в будущем с социумом, постараться создать условия наиболее органичного вхождения в этот социум. Чем активнее и эмоциональнее на позитивном уровне отношения между супругами, тем более открытые и эмоциональные отношения ребенок пытается выстроить в социуме.
В этой связи особенно актуальным представляется следующее: если родитель создает хороший психологический климат при общении с ребенком, то ребенок начинает лучше себя контролировать, становится более зрелым и социализированным, тоже самое можно сказать и об отношениях между супругами, насколько они позитивно выстроены в отношении друг друга, точно так же они влияют и на взаимоотношения внутри семьи при отношениях с ребенком.
Степень изученности проблемы. Различные аспекты семейной психологии хорошо изучены и разработаны как в отечественной (А.Я. Варга, Е.М. Вроно, А.И. Захаров, Е.Т. Соколова, А.С. Спиваковская, В.А. Петровский, А.В. Черников, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и др.), так и в зарубежной психологии (N.W. Ackerman, M. Bowen, A. Meneghetti, S. Minuchin, V. Satir, C.A. Whitaker, R. Weiss и др.). Однако, несмотря на это, данная отрасль психологической науки продолжает испытывать острый дефицит как методологических исследований, так и конкретных техник в области оценки влияния супружеских коммуникаций на развитие общения у детей. Особенно актуальны такие исследования в нашей стране, что связано с чрезвычайно существенными противоречиями развития семейной психологии .
В связи с этим целью нашего исследования является изучение особенностей отражения супружеских коммуникаций и их влияние на развитие общения у детей.
Объектом исследования является развитие общения ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.
Предмет исследования – влияние коммуникаций в супружеской паре на развитие общения у ребенка.
Практические гипотезы исследования:
1. Актуализация образа супружеских коммуникаций изменяет параметры общения ребенка.
2. Актуализация негативного образа супружеских коммуникаций в сознании ребенка повышает напряженность общения, эмоциональную закрытость и эмоциональную разобщенность.
3. Негативный образ супружеских коммуникаций в семье является индикатором конфликтности или замкнутости ребенка. Острота и напряженность конфликта возрастает при актуализации образа супружеских коммуникаций в сознании ребенка.
4. Актуализация позитивного образа супружеских коммуникаций в сознании ребенка порождает тенденцию к углублению и развитию общения у него.
Задачи исследования:
1. Проанализировать существующие в психологической литературе представления о специфике супружеских коммуникаций в семье как источнике развития общения ребенка и нарушений этого общения.
2. Рассмотреть существующие в современной психологии подходы к коррекции развития общения детей.
3. Исследовать эффекты взаимоотраженности (персонализированности) родителей в ребенке при общении.
4. Разработать приемы опосредствованной коррекции развития общения у ребенка через воздействие на супружеские коммуникации его родителей.
Методы исследования: стандартизированное наблюдение (методика Р. Бейлза), беседа, эксперимент, проективное тестирование (кинетический рисунок семьи - КРС, тест тревожности Р. Теммла, М. Дорки и В. Амена), метод "отраженной субъектности" (В.А. Петровский).
Практическая значимость. Установленные в ходе исследования факты и закономерности используются при построении программ коррекционной работы с семьями, имеющими детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Материалы исследования могут широко использоваться при создании спецкурсов для студентов психолого-педагогических специальностей.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе ряда консультативных




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Азаров Ю.П. "Семейная педагогика". М, 1985.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М., 1994.
3. Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. — М.: Просвещение, 1991.
4. Блонский П. Психология младшего школьника. – М., 1997.
5. Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,1968.
6. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Краткий курс лекций. — М.: Речь, 2001.
7. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. – М., 1988.
8. Винникотт Д. Разговор с родителями. — М.: Класс, 1994.
9. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей. — М.: Класс 1997.
10. Возрастная и педагогическая психология. / Под. редакцией Гамезо М. В., Матюхиной М. В., Михальчик Т. С. – М., 1984.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. т.4, М., Педагогика, 1984
12. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.,1985.
13. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: ЧеРо, 1997.
14. Гребенников И.В. "Основы семейной жизни". М, 1990.
15. Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. — М.: Арбат, 1992.
16. Динамизация супружеских отношений как фактор коррекции личностного развития ребенка. В кн.: На пути к практической психологии: междисциплинарные исследования. Сб. науч. статей преподавателей, аспирантов и студентов психол. ф-та. – Самара: Изд-во СамГУ, 1999. – С. 98-106.
17. Зеньковский Л. Психология детства. – М., 1996.
18. Казакова В. Г., Кондратьева Л. Л. Психология. – М., 1989.
19. Ковалёв С.В. "Психология современной семьи". М, 1988.
20. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М., 1998.
21. Кулик Л.А., Н.И. Берестов. "Семейное воспитание". М, 1990.
22. Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1991
23. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. — М., 1994.
24. Люблинская А. А. Детская психология. – М., 1971.
25. Методологические проблемы исследования межличностных конфликтов. Тезисы докладов научно-практической конференции "Межличностный конфликт: теория и практика", Самара, 1998. – С.3-6.
26. Немов Р.С. Психология. Книга 2 – 3. – М.,1995.
27. Немов Р.С. Психология. Книга 2. - М.,1995.
28. Нефёдов В.И., Ю.Ю. Щербань. "Искусство воспитания в семье". Минск, 1971.
29. Обухова А.Ф. Детская психология. – М., 1995.
30. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. — М., 1997.
31. Осухова Н.Г. Основы семейного консультирования//Психология семейных отношений с основами семейного консультирования/Под ред. Е.Г. Силяевой. — М.: Академия, 2002.
32. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.
33. Популярная психология для родителей / под ред. А.А. Бодалева, М, 1988.
34. Развитие общения у дошкольников //Под ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И. - М.,1964.
35. Развитие ребенка //Под ред. Запорожца А.В. - М.,1976.
36. Развитие самооценки ребенка в системе семейных отношений. Тезисы докладов Международной конференции "Педагогический процесс как культурная деятельность", Самара, 1997. – С. 153-154.
37. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М., 1992.
38. Сатир В. Психотерапия семьи. — М.: Речь, 2001.
39. Селезнева Е.П. Развитие речи детей. – М., 1984.
40. Флейк-Хобсон К., Б. Робинсон, П. Скин. "Развитие ребёнка и его отношений с окружающими". М, 1993.
41. Фолькельт Г. Экспериментальная психология дошкольника. - М.-Л.,1930.
42. Штерн В. Психология раннего детства. - Петроград,1922
43. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.,1960.
44. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., Просвещение, 1989.
45. Эмоциональное развитие дошкольника. / Кошелева А.Д. М., Просвещение, 1985
46. Эриксон Э. Детство и общество. Спб. , Ленато АСТ, 1996
47. Butkiene G., Kepalaite A. Mokymas ir asmenybes brendimas. – V., 1998.
48. Chakrabarti S, Kulhara P, Verma SK. Extent and determinants of burden among families of patients with affective disorders. Acta Psychiatr Scand.1992;86:247-252.
49. Fadden G, Bebbington P, Kuipers L. Caring and its burdens: a study of the spouses of depressed patients. BrJ Psychiatry. 1987; 151:660-667.
50. Gordon D, Burge D, Hammen C, Adrian C, Jaenicke C, Hiroto D. Observations of interactions of depressed women with their children. Am J Psychiatry. 1989;146: 50-55.
51. Gucas A. Vaiko ir paauglio psichologija. – K., 1990.
52. Hammen С. Depression runs in families: the social context of risk and resilience in children of depressed mothers. New York, NY: Springer; 1991.
53. Keller MB, Beardslee WR, Dorer DJ, Lavori PW, Samuelson H, Klerman GR.Impact of severity and chronicity of parental affective illness on adaptive functioning and psychopathology in children. Arch Gen Psychiatry. 1986; 43:930-937.
54. MayoJM,0'ConnellRA,0'BrienJD. Families of manic-depressive patients: effect of treatment Am J Psychiatry. 1979;136:1535-1539.
55. Merikangas К, Ranelli CJ, Kupfer DJ. Marital interaction in hospitalized depressed patients. J Nerv Ment Dis. 1979; 167: 689-695.
56. Murray L, Cooper PJ eds. Postpartum depression and child development. NewYork, NY:Guildford Press; 1997.
57. Paykel ES, Weissman MM, Prusoff BA, Tonks CM. Dimensions of social adjustment in depressed women. J Nerv Ment Dis. 1971: 152: 158-172.
58. Paykel ES, Weissman MM. Social adjustment and depression: a longitudinal study. Arch Gen Psychiatry. 1973; 28: 659-663.
59. Paykel ES. Personal impact of depression: disability. WPA Teaching Bulletin. 1997. 2.Weissman MM, Paykel ES. The depressed woman: a study of social relationships. Chicago, IL: University of Chicago Press; 1974.
60. Richman J. Sex differences in social adjustment: effects of sex role socialization and role stress. J Nen/ Ment Dis. 1984; 172: 539-545.
61. Richter G, Richter J. Social relationships reflected by depressive inpatients. Acta Psychiatr Scand.1989;80:573-578.
62. Targum SD, Dibble ED, Davenport YB, Gershon ES. The Family AttitudesQuestionnaire: patients' and spouses' views of bipolar illness. Arch Gen Psychiatry. 1981; 38: 562-568.
63. Weissman MM, Gammon GD, John K, et al. Children of depressed parents: increased psy-chopathology and early onset of major depression. Arch GenPsychiatry. 1987; 44: 847-853.
64. Weissman MM, Klerman GL, Paykel ES. Clinical evaluation of hostility in depression. Am J Psychiatry. 1971; 128: 261-266.
65. Weissman MM, Paykel ES, Klerman GL. The depressed woman as a mother. Soc Psychiatry. 1972:7:98-108.
66. Zambaceviciene E. Kai kurie kalbos psichologijos klausimai. – V., 1979.
67. Zukauskiene R. Raidos psichologija. – V., 1996.

Цена: 2000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru