Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Анализ истории становления гуманистической психологической школы ID работы - 690438 психология (курсовая работа) количество страниц - 30 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 1. Истоки и природа гуманистической психологии 6 2. Теории гуманистической психологии 9 2.1. Первые теории гуманистической психологии 9 2.2. Теория Маслоу 12 2.3. Теория К.Р. Роджерса 19 2.4. Теория Франкла 21 2.5. Гуманистическая психотерапия 23 3. Судьба гуманистической психологии 25 Заключение 28 Список литературы 30 ВВЕДЕНИЕ: Психоаналитическое направление, впервые поставившее вопрос о необходимости исследования мотивации и структуры личности, обогатило психологию многими важными открытиями. Но этот подход игнорировал изучение таких важнейших характеристик, как качественное своеобразие личности каждого человека, возможность сознательно и целенаправленно развивать определенные стороны "образа Я" и строить взаимоотношения с окружающими. Вызывала возражения ученых и идея психоанализа о том, что процесс развития личности заканчивается в детстве, тогда как экспериментальные материалы показывали, что становление личности происходит в течение всей жизни. Не мог быть признан удовлетворительным и подход к исследованию личности, развиваемый в рамках бихевиористского направления. Ученые, развивавшие этот подход, сосредоточиваясь на изучении ролевого поведения, игнорировали вопросы внутренней мотивации, переживаний личности, так же как и исследование тех врожденных качеств, которые накладывают отпечаток на ролевое поведение человека. Осознание этих недостатков традиционных психологических направлений привело к появлению новой психологической школы, получившей название гуманистической психологии . Это направление, появившееся в США в 40-х годах, строилось на основе философской школы экзистенциализма. Одним из его основателей является Г. Олпорт, который подчеркивал, что американская психология способствовала распространению и развитию того, что внесли в психологию Фрейд, Бине, Сеченов и другие ученые. "Теперь мы можем сослужить такую же службу в отношении Хайдеггера, Ясперса и Бинсвангера", - писал он. Развитию гуманистической психологии способствовала обстановка, которая сложилась в обществе после Второй мировой войны. Если Первая мировая война продемонстрировала бессознательную жестокость и агрессию человека, ужаснувшие общественное мнение и пошатнувшие устои гуманизма и просвещения, то Вторая мировая война, не опровергнув наличия этих качеств, выявила и другие стороны человеческой психики. Она показала, что многие люди в экстремальных ситуациях проявляют стойкость и сохраняют достоинство в самых трудных условиях. Эти факты, так же как и данные, полученные психологией личности в 30-50-е годы, показали ограниченность подхода к человеку, объясняющего развитие его мотивации, его личных качеств только стремлением к адаптации. Нужны были новые подходы, интерпретирующие возможности людей преодолеть давление ситуации, "встать над полем", как говорил Левин, их желание творческой реализации своих способностей. Это стремление человека к сохранению и развитию своей духовной уникальности было невозможно объяснить в терминах старой психологии и только естественно-научной детерминации, игнорируя философские постулаты. Именно поэтому лидеры гуманистической психологии обратились к достижениям философии XX в., прежде всего к экзистенциализму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека. Так появилась новая детерминация - психологическая, объясняющая развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей . Частично пересматриваются и взаимоотношения личности с обществом, так как социальное окружение может не только обогатить человека, но и стереотипизировать его. Исходя из этого, представители гуманистической психологии, хотя и подчеркивали неприемлемость идеи глубинной психологии о враждебности внешнего мира к личности, старались изучать разнообразные механизмы общения, описывать сложность взаимоотношений личности и общества во всей ее полноте. Таким образом, и логика развития психологии, и идеология общества приводили с необходимостью к появлению нового, третьего пути в психологии, который как раз и стремилась сформулировать гуманистическая психология, развиваемая Г. Олпортом, А. Маслоу и К. Рождерсом. Учитывая всё выше сказанное, можно считать тему "История становления гуманистической психологической школы" актуальной. Цель работы: Проанализировать историю становления гуманистической психологической школы. Задачи: 1. Рассмотреть истоки и природу гуманистической психологии. 2. Изучить теории гуманистической психологии. 3. Проанализировать судьбу гуманистической психологии. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Горностай П.П. Гуманистическая психология К.Р. Роджерса // Вопросы психологии. - №12. - 1997. 2. Ждан А. Н. История психологии: Учебник. - М.: Изд-ва МГУ, 1990. - 367 с. 3. Ильенков Э.В. Что же такое личность? // Философия и культура. - №11. - 1996. 4. Марцинковская Т.Д. История психологии. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 544 с. 5. Маслоу А. К психологии бытия. - М.: Просвещение-АСТ, 2001. - 260 с. 6. Немов В.С. Основы психологии. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 576 с. 7. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М.: Творческий центр, 2000. - 512 с. 8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Т.1. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 416 с. 9. Пископпель А.А. Природа человека в концепции А. Маслоу // Вопросы психологии. - №5. - 1999. 10. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994. - 168 с. 11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 736 с. 12. Шульц Д.П., Шульц Э.С. История современной психологии. - СПб.: ВЕЧЕ, 1998. - 400 с. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru