Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Коррекция психофизических недостатков физического воспитания в школе VIII вида. ID работы - 620108 психология (дипломная работа) количество страниц - 47 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ стр.3 1. ПРОБЛЕМА КОРРЕКЦИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ НЕДОСТАТКОВ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ стр.8 1.1. Специфические особенности двигательного анализатора умственно отсталых школьников стр.8 1.2. Средства повышения двигательной активности умственно отсталых учащихся стр.14 1.3. Коррекционно-развивающее значение уроков ритмики в школе для детей с нарушением интеллекта стр.18 2. ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ КАК ОДНОГО ИЗ ГЛАВНЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ стр.23 2.1. Экспериментальное определение уровня физического развития и особенностей двигательного анализатора учащихся с нарушением интеллекта стр.23 2.2. Коррекция психофизических недостатков умственно отсталых младших школьников средствами физических упражнений(на примере уроков ритмики) стр.25 2.3. Результаты коррекционно-развивающей работы с умственно отсталыми младшими школьниками стр.30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр.43 БИБЛИОГРАФИЯ стр.47 ПРИЛОЖЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ: ВВЕДЕНИЕ В последние годы в России наблюдаются негативные тенденции в динамике здоровья детей. Ухудшению здоровья детского населения способствует целый ряд факторов. Среди них наиболее серьезными является неблагоприятная экономическая, экологическая обстановка, а также такие факторы, как стресс повседневной жизни школьников, увеличение количества социопатических семей, медикаментозная агрессия. Большие нагрузки в школе приводят к хроническому стрессу, последствиями которого становятся повышение невротизации детей, дефицит сна, гиподинамия и гипокинезия. Статистика детской заболеваемости по стране подтверждает неблагоприятность ситуации. У 60% российских школьников нарушена осанка, 50% детей заканчивает школу с ослабленным зрением, третья часть детей страдает нервно-психическими расстройствами. По данным Минздрава за последние годы в 16 раз увеличилось количество детей с вегетососудистой дистонией, в 5 раз – ожирением. Клинические наблюдения и практический опыт отечественных врачей и дефектологов показывают, что ученики школы VIII вида особенно нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений моторики и расширение двигательных возможностей умственно отсталого ребенка являются главными условиями подготовки его к жизни и, в последующем, к физическому труду. Эффективность физических упражнений для исправления нарушений моторики и недостатков физического развития подчеркивается в работах многих учетных (И.П. Павлов, П.Ф. Лесгафт, В.В. Гориневский, А.Н. Крестовников, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и другие). Исследования гигиенистов свидетельствуют о том, что до 82 – 85% дневного времени большинство учеников находятся в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольные движения (ходьба, бег, игры) занимают только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3%. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Так, она особенно мала зимой (в третью учебную четверть), весной и осенью возрастает. Малая подвижность отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно на сердечно-сосудистой и двигательной. При длительном сидении за партой или учебным столом дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведет к снижению работоспособности всего организма, и особенно, мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений. Из-за недостаточной двигательной активности снижается и сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого, малотренированного сердца и связанного с этим развития в дальнейшем сердечно-сосудистой недостаточности. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания, с избытком углеводов и жиров в дневном рационе, приводят к избыточному весу, а зачастую и к ожирению, что еще больше снижает двигательную активную активность учащихся. Единственная возможность нейтрализовать отрицательное воздействие, возникающее у школьников при продолжительных статических нагрузок, а также исправить нарушения моторики, расширить двигательные возможности умственно отсталых детей, - активная и определенным образом организованная физическая деятельность. При этом двигательный режим учеников школы VIII вида должен складываться из неукоснительного выполнения рационального распорядка дня, который должен быть буквально пронизан разнообразными физическими упражнениями. Это и выполнение утренней гигиенической гимнастики, и занятия ритмикой и ритмической гимнастикой, плаванием, ходьбой на лыжах, подвижными играми на свежем воздухе и т. д. Понятно, что основная форма физического воспитания в школе VIII вида остается за уроком физкультуры. Но, к сожалению, количество часов в учебном процессе весьма незначительно. А в рекомендациях Всероссийского НИИ физической культуры и спорта указывается, что недельные занятия физическими упражнениями должны составлять у школьника 8 – 12 часов. Эти рекомендации относятся к учащимся массовой школы, то есть к здоровому школьнику. А поскольку для умственно отсталых детей двигательный режим является одной из коррекционно-компенсаторной и лечебно-оздоровительной реабилитации, то их недельный режим занятий физическими упражнениями должен быть не только еще больше, но и качественно иным. Все вышеуказанное позволило нам судить о высокой актуальности проблемы коррекции психофизических недостатков средствами физического воспитания в школе VIII вида для детей с нарушением интеллекта. Итак, целью нашего экспериментального исследования явилось изучение влияния средств физического воспитания на коррекцию психофизических недостатков умственно отсталых школьников. Задачами нашего исследования стало: - изучение и анализ работ отечественных специалистов по проблеме физического воспитания в школе VIII вида, - выявление специфических особенностей развития двигательного анализатора умственно отсталых школьников, - определение коррекционного значения физических упражнений в структуре уроков ритмики, - разработка рекомендаций по коррекции психофизических недостатков посредством занятий ритмикой в школе VIII вида. Гипотеза: применение определенных физических упражнений в структуре уроков ритмики оказывается более эффективным в коррекции психофизических недостатков умственно отсталых учащихся, нежели традиционное проведение уроков по традиционной программе. Объект исследования: физические упражнения как средство физического воспитания в школе VIII вида. Предмет исследования: коррекционное значение физических упражнений в школе VIII вида. Практическая значимость настоящей дипломной работы заключается в ее направленности на решение проблемы сохранения и укрепления здоровья умственно отсталого школьника средствами физического воспитания, а также в той реальной помощи, которую результаты данного исследования оказали педагогам школы-интерната №31 VIII вида, на базе которого проводился эксперимент. Настоящая дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Во «Введении» определены цель и задачи исследования, его предмет и объект, доказана актуальность изучаемой проблемы и практическая значимость работы, сформулирована рабочая гипотеза. В первой главе «Проблема коррекции психофизических недостатков умственно отсталых школьников средствами физического воспитания» дан анализ 60 теоретических источников, освещены особенности развития двигательного анализатора умственно отсталых школьников, выделены основные средства и задачи физического воспитания в школе VIII вида, проанализировано значение физических упражнений как одного из основных средств физического воспитания в структуре уроков ритмики. Во второй главе «Влияние физических упражнений как одного из важных средств физического воспитания умственно отсталых школьников» экспериментальным путем мы определили уровень физического развития и особенностей двигательного анализатора учащихся исследуемой группы, оценили степень результативности коррекционно-развивающей работы, направленной на совершенствование двигательных навыков посредством физических упражнений (на примере уроков ритмики). В «Заключении» нами приводятся основные результаты исследования. Отмечена степень выполнения цели и задач исследования, подтверждение рабочей гипотезы, намечены пути дальнейшей работы по применению физических упражнений на уроках ритмики. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Азбука здоровья / Сост. Г.И. Гербцова. Федеральная программа «Дети России», подпрограмма «Дети-инвалиды», 1994 г. Международный университет семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. 2. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. // Школа здоровья. – М., 1994. - №1. – с. 17. 3. Бабенкова Р.Д., Юрковский Б.И., Захарин В.И. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1977. 4. Бабенкова Р.Д. Пути исправления дефектов моторики и физического развития учащихся младших классов вспомогательной школы средствами физического воспитания. М., 1963. 5. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М., 1966. 6. Божович Л.И., Славина Л.С., Ендовицкая Т.В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения // Вопросы психологии. – 1976. - №4. 7. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. Уч. пособие. – М., Высшая школа, 1986. – 255 с. 8. Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. – М.: Педагогика, 1976. 8а Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М., 1985. 9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. 2-е изд. АПО, 1994. – 80 с. 10. Грабова А.Н. Очерки по олигофренопедагорики. М., 1961. 11. Гужаловский А.А. Физическая культура в режиме дня учащихся. – Минск, 1976. – 112 с. 12. Дмитриев А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания. – Красноярск, 1987. 13. Дмитриев А.А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей. – М.: Советский спорт, 1991. – 32 с. 14. Добровольский В.К. Врачебно-педагогический контроль за физическим воспитанием в школах-интернатах. – Л.: Медгиз, 1963. 15. Замский Х.С. История олигофренопедагогики: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1974. 16. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. – М., 1960. 17. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. – М., 1980. 18. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Пособие для студентов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304 с. 19. Кенеман А.В., Хухлаев Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Уч. пособие. Изд. 2-е. – М., 1978. – 297 с. 20. Качашкин В.И. Методика физического воспитания. – М., 1980. 21. Козленко Н.А. Физическое воспитание учащихся младших классов вспомогательной школы. – Киев, 1966. 22. Козленко Н.А. Физическое воспитание учащихся вспомогательной школы. «Рядяньска школа», 1987. 23. Козленко Н.А. Физическое воспитание в системе коррекционно-воспитательной работы вспомогательной школы // Дефектология, 1991. - №2. 24. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1987. 25. Коррекционная работа на уроках физической культуры во вспомогательной школе / Б.И. Захарин, В.Д. Бабенкова // Дефектология. – 1970. - №6. – стр. 83. 26. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. – М., 1978. 27. Лурия А.Р. О генезисе произвольных движений // Вопросы психологии. – 1957. - №6. 28. Матвеев А.П., Мельников О.Б. Методика физического воспитания с основами теории. – М., 1991. 29. Мозговой В.М. Характеристика двигательных нарушений у умственно отсталых учащихся // Дефектология. – 1993. - №3. 30. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 1992. 31. Мать и ребенок. Какие и где можно получить пособия на детей: Документы, комментарии, разъяснения (Библиотека «Российской газеты»). – М., 1996. – Вып. 1 с. 14 – 15. 32. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников. Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: Просвещение, 1989. – 222 с. 33. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 416 с. 34. Об организации и содержании коррекционных занятий по ЛФК во вспомогательной школе и школе-интернате. Методические рекомендации / Сост. Мачихина В.Ф., Козленко Н.А., Дмитриев А.А. – М.: Гособразование СССР, 1988. 35. Обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста основным движениям // Специальная школа. – 1965. - №114. 36. О проведении игр на уроках физкультуры во вспомогательной школе. В.В. Венгржиповский // Специальная школа. – 1995. - №129. 37. Павлов И.П. Физиологический механизм так называемых произвольных движений // Двадцатилетний опыт объективного изучения ВНД животных. – М., 1951. 38. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. – М., 1959. 39. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. – М.: Просвещение. – 1968. – 160 с. 40. Пинский Б.И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы. – М., 1977. 41. Программы подготовительных и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида / Под ред. Воронковой. – М.: Просвещение, 1999. – 192 с. 42. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательные школы). Раздел «Физическая культура» (1 – 9 классы). – М.: Просвещение, 1990. – стр. 212 – 264. 43. Похлебин В.П. Уроки здоровья: Книга для учителей: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с. 44. Пуни А.Ц. О сущности двигательных навыков // Вопросы психологии. – 1964. - №1. 45. Самыличев А.С., Олейник В.М. Мышечная работоспособность учащихся вспомогательной школы // Дефектология. – 1988. - №3. с. 17. 46. Сермеев Б.В. Пути повышения эффективности физического воспитания детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1990. - №4. 47. Сеченов И.М. Избранные произведения. Т. 1. – М., 1952. 48. Таран Л.А. Из опыта проведения подвижных игр на уроках физической культуры в V – VIII классах вспомогательной школы // Дефектология. – 1981. - №4. 49. Таран Л.А. Из опыта использования домашних заданий по физической культуры в V – VIII классах вспомогательной школы-интерната // Дефектология. – 1979. - №6. – стр. 42. 50. Ухтомский А.А. Физиология двигательного аппарата. Вып. 1. – М., 1927. 51. Физическое воспитание школьников с отклонениями в состоянии здоровья. – М., 1965. 52. Физическая культура и здоровье детей и подростков. – М.: Медицина, 1966. 53. Черник Е.С. Изменение биоэлектрической активности мышц при статическом напряжении у умственно отсталых школьников // Дефектология. – 1973. - №2. 54. Черник Е.С. Сравнительная характеристика времени реакции у нормально развивающихся детей и детей-олигофренов // Дефектология. – 1971. - №2. 55. Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: Уч. пособие. – М.: Учебная литература, 1997. – 320 с. 56. Экология и здоровье ребенка / Под ред. А.А. Баранова. – М., 1995. – с. 14. 57. Юровский С.Ю. Воспитательная работа с учащимися вспомогательной школы в процессе занятий по физической культуры // Дефектология. – 1985. - №1. – стр. 39. 58. Янкелевич Е.И. Воспитание правильной осанки. – М.: ФиС, 1959. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru