Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Государство как основной элемент политической системы ID работы - 616511 политология (реферат) количество страниц - 16 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 1. Право и политическая система общества: генезис государственно-политических и государственно-правовых явлений 4 2. Государство в политической системе общества 6 3. Характеристика политических систем и роль и место государства в политико-правовой надстройке 11 Заключение 15 Список литературы 17 ВВЕДЕНИЕ: Введение Политическая система общества – это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство. Компонентами политической системы являются: совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения); политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы; политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны; политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы; политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений. Используя различные методологические приемы (подходы), можно выявить ряд критериев, позволяющих обосновать и расшифровать приведенное определение политической системы. С позиций генетического подхода важное критериальное значение имеет объективная обусловленность политических явлений экономическими и социальными факторами. Критерий экономической детерминации политики проявляется, прежде всего, в отношениях собственности и производства, и напротив, обратное влияние политики на экономику наиболее возможно в отношениях распределения и управления. Критерий социальной обусловленности политических явлений свидетельствует о том, что они являются результатом и средством общественного развития. Любое политическое явление неотделимо от людей. Люди как конкретные материальные и одухотворенные, обладающие разумом существа создают политические идеи, вырабатывают политические нормы, устанавливают между собой связи, т.е. творят политику именно люди, а не какие-то абстракции. Критерии социального интереса раскрывает взаимосвязь политической системы и ее элементов с определенными социальными группами, слоями, классами, нациями. Потребности и интересы этих групп, слоев и т.д. выступают решающими мотивационными факторами в формировании политических организаций. Основным элементом и институтом политики является государство. С правовой точки зрения взаимосвязь политики и государства более очевидна: государство проводит политику, направленную на защиту собственного существования, т.е. посредство политики государство и/или государственные институты управляют общественно-политическими процессами. Институционный подход позволяет обозначить устойчивые и реальные во времени и пространстве характеристики политических явлений. Целью данной работы является оценка государства как основного элемента политической системы 1. Право и политическая система общества: генезис государственно-политических и государственно-правовых явлений Государство и общество не тождественны. Их следует различать. Государство выделилось из общества на известной ступени его зрелости. Общество – мать государства, и соответственно государство – дитя общества, продукт общественного развития. Каково общество – таково и государство. Государство проявляет заботу об обществе или, напротив, паразитирует или даже сокрушает общественный организм. По мере того как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство. Оно также становится более совершенным и цивилизованным. Аналогично сложилось, что право исторически предшествует политическим явлениям. Его возникновение и развитие схематично можно представить следующим образом. Человек, появившись на Земле как вид и появляясь, каждый раз персонально, защищает свою жизнь, свободу, собственность (сначала инстинктивно, а потом осознанно), т.е. в современном понимании, по сути, реализует свои права на жизнь, свободу, собственность. При этом между людьми возникают противоречия и, как их результат, – необходимость привести свободу одного человека в соответствие со свободой другого, ограничив свободу обоих. Фиксация пределов действия свободы и проверка их практикой общения означают установление меры свободы волеизъявления и действий каждого индивида, возникновение нормы поведения согласно этой мере. В течение тысячелетий названные грани человеческого существования – жизнь, свобода, собственность и их защита – были неразделимы и носили конкретный, персонифицированный характер, обусловливающий казуальный способ регулирования отношений между людьми. Жизненные ситуации достаточно часто повторяются, и потому в процессе общения людей постепенно стали вырабатываться привычки, стереотипы, которые, с одной стороны, обеспечивали свободу действий, а с другой – ограничивали ее разумными и справедливыми (с точки зрения социального большинства или определенной социальной силы) рамками. Устанавливалась общепринятая мера, т.е. общая уже для какого-то круга людей (семьи, рода и т.п.) норма (правило). Сперва эти природообусловленные правила жизни существовали в виде мононорм, соединяющих в себе религиозные, нравственные, эстетические, экологические начала. Они не расчленялись на права и обязанности и носили организационно-регулятивный характер. В эпоху присваивающей экономики они регулировали добычу и распределение пищи, закрепляли порядок и структуру органов управления, процедуры разрешения споров, исполнения ритуалов, обрядов и т.п. Иными словами, такие мононормы выполняли практически те же функции, что и современные правовые нормы. И хотя они в силу привычки и традиций исполнялись в основном добровольно, существовали санкции за их нарушение – порицание, изгнание из племени, нанесение телесных повреждений; смертная казнь. Субъектами применения мононорм выступали родственники, старшие по возрасту, общество в целом. Главной формой (источником) сохранения и передачи нормативного материала последующим поколениям служили сказания, мифы, легенды. Примечательно, что уже на данном этапе развития человечества существовали три основных способа регулирования, которые дошли до наших дней, – запреты, дозволения и позитивное обязывание. Например, запреты (табу) под страхом тягчайших наказаний запрещали истреблять животных отдельных видов, подниматься на "священную гору", вступать в кровно-родственные браки, дозволения регулировали сроки и места сбора плодов, пользования общими орудиями и средствами охоты и рыболовства. Позитивное обязывание было направлено на организацию необходимого поведения в процессе приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров и поддержания огня, изготовления орудий, средств передвижения. В эпоху становления производящей экономики, т.е. с возникновением земледелия, скотоводства и ремесел, постепенным расслоением общества на группы, слои и классы, начинается расщепление мононорм на собственно правовые, моральные и религиозные нормы. Кроме того, появляются нормы, обусловленные спецификой сельскохозяйственного производства, быта, культовых церемоний, социальной дифференциацией общества. С рождением письменности и ремесел, по мере развития человеческих знаний о природных явлениях, приобретения производственного опыта происходит накопление норм, определяющих, что надо, что можно и что нельзя делать людям в соответствующих обстоятельствах. Возникает необходимость в упорядочении, обеспечении стабильности и неотвратимости их применения, т.е. потребность в фиксации правовых норм (на камне, глиняных и деревянных дощечках), их систематизации (по сферам деятельности СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.,2000. 2. Глебов А.П. Новое поколение учебников по Теории государства и права. / Государство и право. 2001. -№4. 3. Государственной право Российской Федерации // под ред. Кутафина О.Е. – М., ВЛАДОС, 1996 4. Еллинек Г. Общее учение о государстве. Спб., 2002. 5. Зарубинский Е.А. Конспект лекций по теории государства и права. М., 2005. 6. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. – М.: Манускрипт, 2006. 7. Спиридонов Л.И. Теория государства и права – М.: Проспект, 1999 8. Теория государства и права: Учебник для вузов // Под ред. проф. В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: НОРМА–ИНФРА-М, 2000 9. Теория государства и права: курс лекций Под ред. Марченко М.Н.. - М., 2005. Цена: 1000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru