Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Эмоциональное благополучие ребенка как психолого-педагогическая проблема ID работы - 617696 педагогика (курсовая работа) количество страниц - 40 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 1. Эмоциональная сфера как базисная в развитии ребенка 5 2. Характеристика эмоциональных проявлений у дошкольников 13 3. Эмоциональные ориентации ребенка дошкольного возраста 17 4. Факторы, определяющие эмоциональное благополучие / неблагополучие ребенка в семье и в детском саду 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39 ВВЕДЕНИЕ: ВВЕДЕНИЕ Актуальность выбранной темы подтверждает тезис о том, что изучение процесса становления личности ребенка и его социализации является одной из важнейших научно - практических задач психологии и педагогики. Особое внимание исследователи уделяют изучению процесса становления свойств личности ребенка – в частности, его эмоциональной сферы. Органичная связь процессов формирования личности и становления эмоциональной сферы была указана многочисленными работами начиная с Б.Пере (1879), В.Штерна (1922). Л.С.Выготский в своих работах отмечал, что «участвуя в процессе психического развития от самого начала и до самого конца в качестве важнейшего момента, сам аффект проделывает сложный путь, изменяясь с каждой новой ступенью построения личности, входя в структуру нового сознания, свойственного каждому возрасту, и являя на каждом новом этапе глубочайшие изменения своей психической структуры» [3]. В работах Л.С.Выготского, Г.М. Бреслав, А.Д. Кошелевой, Л.И.Божович, Л.С.Славиной, М.И.Лисиной, Т.А. Репиной, К.Изарда и других уделялось большое внимание изучению особенностей развития эмоциональной сферы личности ребенка. Особую роль в развитии эмоциональной сферы дошкольника играет межличностное общение. На всех ступенях общественного воспитания, начиная с детско¬го сада, вопросы собственно обучения, т. е. получения знаний и уме¬ний, занимают, как правило, преимущественное место перед вопро¬сами воспитания. В качестве первоочередной задачи выдвигается обучение детей математике, родному языку, знакомство с окру¬жающими явлениями. Вопросы же нравственного поведения — чут¬кости и гуманности, внимательного и доброго отношения к взрослым и сверстникам — занимают в практике детского сада нередко подчиненное положение по отношению к вопросам приобретения знаний. Эта тенденция некоторой односторонности педагогического про¬цесса порой усугубляется семейными условиями жизни детей. Таким образом, актуальной проблемой является гармоничное сочетание в воспитании ребенка акцентов на развитие морально-нравственных качеств, эмоциональности и интеллектуальных возможностей. Целью данной работы является теоретический анализ факторов эмоционального благополучия детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучение теоретических исследований по проблеме формирования эмоциональной сферы личности. 2. Изучение формирования эмоциональной сферы личности в дошкольном возрасте. 3. Анализ факторов эмоционального благополучия дошкольника. 1. Эмоциональная сфера как базисная в развитии ребенка Эмоции (от лат emoveo - потрясаю, волную) - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта [12]. В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма эмоций - так называемый эмоциональный тон ощущений - непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению. Как отмечает И.Изард, согласно теории дифференциальных эмоций шесть систем личности создают четыре основных вида мотивации: побуждения., эмоции, аффективно-когнитивное взаимодействие и аффективно-когнитивные структуры. Побуждения являются результатом изменения в тканях, происходящего обычно циклично. Эмоции рассматриваются как переживательно-мотивационные феномены, имеющие адаптивные функции. Аффективно-когнитивное взаимодействие — это мотивационное состояние, возникающее из-за взаимодействия между аффектом или комплексом аффектов и когнитивными процессами. Такие взаимодействия многочисленны и меняются в зависимости от конкретных отношений субъекта с окружающей средой. Аффективно-когнитивные структуры являются результатом повторяющегося взаимодействия отдельного аффекта или комплекса аффектов с некоторым набором или конфигурацией знаний. Сложная аффективно-когнитивная структура может образовывать аффективно-когнитивную ориентацию, более глобальную личностную черту, комплекс черт или диспозицию, например интроверсию. Любой из этих четырех основных типов мотивации может являться СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бадулина О.И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников: Автореф.дисс.канд.педагогич. наук. – М., 1998. 2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М., 1990. 3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том. 4. М.: Педагогика, 1984. 4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педа¬гогическое общество России, 2003. — 512 с. 5. Ежкова Н.С. Дошкольный возраст: образование с учетом эмоционального компонента. //Дошкольное воспитание, 2004, №8. 6. Изард К. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980. 7. Кошелева А.Д., Алексеева А.С. Диагностика и коррекция материнского отношения. М.: НИИ Семьи, 1997. 8. Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка в детской психологии //Психолог в детском саду, 2000, №№2-3. 9. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. М., 2003. 10. Кучерова Э.В. Эмоциональное благополучие детей как показатель их психического здоровья //А.В. Запорожец и современная наука о детях: Тезисы конференции, посвященной 90-летию А.В. Запорожца. М., 1996. 11. Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 12. Лопатина О.Г., Медведева М.Ю. «Взрослые» составляющие эмоционального комфорта ребенка в ДОУ //Психолог в детском саду, 2000, №№2-3. 13. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с. 14. Орлов А.Б. Психологическое насилие в семье //Психолог в детском саду, 2000, №№2-3. 15. Путяева Л. Воспитание сердца //Дошкольное воспитание. 2006. №6. 16. Репина Т.А. Эмоциональное неблагополучие в семье и группе детского сада как причина отклонений в развитии личности дошкольника. М., 1996. 17. Эмоциональное развитие дошкольника /Кошелева А.Д. М.: Просвещение, 1985. – 176 с. 18. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М., 1976. 19. Янковская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М., 1986. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru