Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Экспериментальное исследование особенностей фонематического слуха и восприятия младших школьников ID работы - 737838 педагогика (курсовая работа) количество страниц - 53 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 Глава 1. Теоретические основы особенностей формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР младшего школьного возраста 8 1.1. Особенности развития речи в норме и у детей с ЗПР 8 1.2. Роль фонематического слуха и восприятия в развитии речи у младших школьников с ЗПР 14 1.3. Влияние фонематического слуха и восприятия на звукопроизношение и письмо 24 1.4. Общие направления коррекции фонетико-фонематического недоразвития 31 Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей фонематического слуха и восприятия младших школьников 36 2.1. Методы исследования 36 2.2. Анализ результатов 40 2.3. Формирование фонематического слуха и восприятия 43 Заключение 50 Список литературы 52 ВВЕДЕНИЕ: Одной из основных проблем современной педагогической практики является проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Многочисленные исследования показывают, что среди неуспевающих учеников есть школьники с педагогической запущенностью, задержкой психического развития, неярко выраженными сенсорными, интеллектуальными, речевыми нарушениями, причинами которых являются остаточные поражения центральной нервной системы, минимальные мозговые дисфункции. Дети с задержкой психического развития составляют примерно 50% неуспевающих школьников [22]/ Понятие "задержка психического развития" (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депри-вации. Для них характерна незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов. Изучение ЗПР как специфической аномалии детского развития началось в конце 50-х годов и широко развернулось в 60-70-е годы XX века. Это было обусловлено потребностями педагогической практики, поскольку в связи с переходом на новые, более усложненные учебные программы резко возросли образовательные проблемы у стойко неуспевающих школьников. Кроме того, развертыванию комплексного клинико-психолого-педагоги-ческого изучения детей этой категории способствовал накопленный к этому времени опыт дифференциальной диагностики, обобщен зарубежный опыт исследования и обучения школьников с данной патологией развития. Изучение (Т. А. Власовой, В. И. Лубовским) зарубежного опыта исследования детей с трудностями в обучении показало, что однозначной трактовки сущности и причин этих затруднений не существует. В США, Англии, Германии эта категория детей обозначалась как "дети с трудностями в обучении", "псевдонормальные", "отстающие в педагогическом отношении", "запоздавшие", "малограмотные", как дети, занимающие промежуточное положение между "малограмотными" и "ненормальными", как дети "пограничной черты", как дети, "имеющие недостаточные способности к обучению", "неприспособленные", "дети с нарушением поведения", "педагогически запущенные", "дети с минимальными повреждениями мозга" [8]. В отечественной специальной литературе для обозначения подобных состояний использовались термины "дети с пониженным общим развитием и недостаточностью отдельных функций" (И. Борисов), переходные формы между нормой и дефективностью, "субнормальные" дети (А. И. Граборов), "слабоодаренные" дети (В. П. Кащенко, Г. В. Мурашов), "умственно недоразвитые", находящиеся между дебилами и нормальными детьми (П. П. Блонский). Термины "задержка темпа психического развития", "задержка психического развития" были предложены Г. Е. Сухаревой. Отечественные исследователи (Т. А. Власова, М. С. Пев-знер, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский и др.) изучая детей этой категории, выявили среди неуспевающих младших школьников учащихся, неуспеваемость и особенности поведения которых давали основания считать их умственно отсталыми. Эти ученики были объединены в особую категорию. В ходе дальнейших исследований Т. А. Власова и М. С. Певзнер выделили две наиболее многочисленные группы и охарактеризовали их как детей с психическим инфантилизмом. В настоящее время приходится с сожалением констатировать, что по своему психическому развитию дети с ЗПР отличаются от ровесников с нормальным психическим развитием. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека. При задержке психического развития наблюдаются различные нарушения не только психического характера, но и моторного развития, развития речи. Задержка психического развития всегда сопровождается задержкой речевого развития. Но часто на фоне ЗПР проявляется различная речевая патология. Это могут быть любые нарушения речи, наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом. Чаще всего это системное нарушение - общее недоразвитие речи. Но есть небольшая группа учащихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи на фоне ЗПР. Дети с задержкой психического развития требуют иного подхода при коррекции речевых нарушений. Особенности проявления речевого дефекта, приемы и методы коррекционной работы определяются не только характером речевого нарушения, но и особенностями общего фона нервно-психического развития ребенка. Поэтому в коррекционной работе должна учитываться специфика работы с детьми этой категории. Недоразвитие речевой системы входит в структуру задержки психического развития у детей дошкольного возраста (К.С. Лебединская, 1983; ТА Власова, М.С. Певзнер,1973). Развитый фонематический слух и восприятие являются необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит неприменным условием обучения грамоте. С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р.Е. Боскис, П.Х. Швакигкин, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р.Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны стороны речи, то есть развития фонематического слуха детей. Состояние развития фонематического слуха влияет на овладение анализом и синтезом звукового состава слова, что является необходимым условием для успешного обучения грамоте, а в дальнейшем - полноценного усвоения школьной программы в целом Объект исследования: фонематический слух и восприятие у детей с ЗПР младшего школьного возраста. Предмет исследования: процесс формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР младшего школьного возраста. Цель исследования: теоретические изучить и проанализировать особенности формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР младшего школьного возраста. Задачи исследования: 1. проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования; 2. на основании исследования определить структуру и методы исследования; 3. выявить уровень сформированности фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР младшего школьного возраста; 4. проанализировать данные диагностики фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР младшего школьного возраста; 5. составить методические рекомендации для коррекции фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР младшего школьного возраста. Методы: обобщение имеющегося опыта, сравнение различных подходов к теме. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М. Младший школьник: Психодиагностика и коррекция развития. - М., 1995.-248с. 2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.-292с. 3. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык Ч.1pФонетика и морфология Учеб.для студ.рус.яз.и лит.пед.ин-тов М.Просвещение г.1978.-360с. 4. Дети с задержкой психического развития.- М., 1984.-256с. 5. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Педагогика, 1959.-281с. 6. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М., 1982.-196с. 7. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Логопедические занятия сдетьми 6-7 лет.-СПб: КАРО, 2003.-163с. 8. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей.-СПб, 2003.-287с. 9. Коррекционная педагогика: Основы обучения и развития /Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 1999.-400с. 10. Кузнецова Л. В. "Использование игры в коррекционных целях"//Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения М 1981.-166с. 11. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие.-СПб.: Изд-во "СОЮЗ", 2001.-224с. 12. Лалаева Р.И., Сееребрякова Н.В,, Зорина С.В. нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-304с. 13. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М., Изд-во АНН РСФСР, 1961.-206с. 14. Локалова Н.П. Как помочь неуспевающему школьнику.-М., 2003.-211с. 15. Нищева Н.В. Развивающие сказки. - СПб., 2002.-102с. 16. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М., 1988.-258с. 17. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.-470с. 18. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи: Учеб. - метод. Пособие.-СПб, 2005.-144с. 19. Ривина И.В., Левонтина Н.В. Развитие системного мышления у младших школьников с общим недоразвитием речи // Психoл. наука и образование . - 2001. - № 1.- С.27-31 20. Русецкая М. Н. Взаимосвязь дислексии с нарушениями устной речи и зрительных функций у младших школьников // Дефектология. - 2004. - N 5. - С. 42-49 21. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи (Комплексный подход) : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений .- М.: Академия, 2003 (Саратов: Саратовский полиграфический комбинат).- 144 с 22. Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи. - СПб., 1999.-126с. 23. Туманова Т. В. К проблеме развития процессов словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 2004. - N 5. - С. 34-41 24. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М., 1999.-301с. 25. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - Воронеж, 1997.-138с. 26. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов.-М.: АРКТИ, 2002.-136с. 27. Хомская Е.Д. Нейропсихология. - М.: Изд-во МГУ, 1987.-406с. 28. Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? - М.; Рига, 2000.-190с. 29. Швачкин Н.Х. Фонематическое развитие детской речи.-М., 1998.-122с. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru