Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР ID работы - 684959 педагогика (курсовая работа) количество страниц - 47 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР 7 §1.1. Этиология и классификация задержки психического развития 7 §1.2. Особенности познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР 17 §1.3. Особенности эмоционального развития детей с ЗПР 20 Выводы к 1-й главе 23 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР 24 §2.1. Основные задачи, организация и методики исследования 24 §2.2. Результаты исследования 32 §2.3. Анализ и обсуждение результатов 40 Выводы ко 2-й главе 44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46 ВВЕДЕНИЕ: ВВЕДЕНИЕ Детская популяция в настоящее время состоит из трех больших групп: нормально развивающиеся дети; одаренные дети; дети с нарушениями в развитии различной степени, в том числе дети-инвалиды. Группа детей с нарушениями в развитии по статистическим данным ряда стран составляет от 4,5 до 11% в зависимости от того, какие нарушения учитываются. Число таких детей из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка, курение матери во время беременности, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе. По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8% детей с наследственной патологией, 8-10% имеют выраженную врожденную или приобретенную патологию, 4-5% составляют дети-инвалиды, значительное число детей имеют стертые нарушения развития. По данным МО РФ, 85% детей - воспитанников детских садов и учащихся школ нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера. Около 25% детей нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи. Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с задержкой психического развития (ЗПР). Темой нашего исследования являются: "Личностные особенности детей младшего школьного возраста с ЗПР". Актуальность данной темы исследования обоснована тем, что изучение личностных особенностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития связана с тем, что именно недостаточная сформированность познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы является главной причиной трудностей, возникающих у детей с задержкой психического развития при обучении в школе. Ввиду того что программа специальных учебных заведений для детей с ЗПР предусматривает получение ими образования в объеме средней общеобразовательной школы, создание системы коррекционного обучения для таких учащихся обязательно предполагает тщательное изучение их личностных особенностей, что может помочь поиску путей и методов ее совершенствования. Объект курсовой работы: дети младшего школьного возраста 8-10 лет с ЗПР и дети младшего школьного возраста возрастной нормы. Предмет: личностные особенности детей младшего школьного возраста. Цель нашего курсового исследования: провести сравнительный анализ личностных особенностей у младших школьников с ЗПР и младших школьников возрастной нормы. В качестве рабочей гипотезы курсового исследования выдвинуто предположение о том, что младшие школьники с ЗПР отличаются от своих сверстников возрастной нормы рядом личностных особенностей. А именно: - завышенной самооценкой; -заниженным уровнем тревожности; -отсутствием школьной мотивации; - направленностью личности на материальные ценности. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой, нами были поставлены следующие задачи: 1. Провести ретроспективный анализ психолого-педагогических и специальных литературных источников, посвященных проблеме изучения детей младшего школьного возраста с ЗПР. 2. Провести изучение теоретического аспекта проблемы изучения личностных особенностей детей младшего школьного возраста с ЗПР. 3. Определить методы и подобрать методики, позволяющие экспериментальным путем провести сравнительный анализ личностных особенностей у младших школьников с ЗПР и младших школьников возрастной нормы. 4. Подвести итоги проведенного исследования и сформулировать выводы. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно позволяет систематизировать и уточнить существующие на сегодняшний день представления о личностных особенностей детей младшего школьного возраста с ЗПР. Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты и выводы экспериментального исследования могут быть использованы в работе общеобразовательных и специальных учреждений, а также на лекционных и практических курсах, включенных в программы профессиональной подготовки педагогов. Актуальность, теоретическая и практическая значимость позволяют сформулировать проблему исследования, которая состоит в изучении и сравнении личностных особенностей у младших школьников с ЗПР и младших школьников возрастной нормы. Для достижения цели и решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы: 1. Теоретические методы: теоретический анализ психологической и специальной литературы (выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств, явлений). 2. Эмпирические методы: тест школьной тревожности Филлипса, методика диагностики самооценки А.И. Липкиной "Три оценки", методика на направленность личности "Цветик-семицветик" и анкета для оценки уровня школьной мотивации Л.Н. Блиновой. Структура и объем работы. Представленная курсовая работа имеет стандартное содержание и состоит введения, 2-х глав, заключения и списка литературы, включающего 30 наименований. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. - М., 2001. - 136 с. 2. Блинов Ю.А., Мордич Л.Н. Основные принципы психологической реабилитации детей с задержкой психического развития.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - №1. - С. 17-20, 93. 3. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития.//Дефектология. - 2001. - № 6. - С. 8-11. 4. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. - М., 2002. - 278 с. 5. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей./Под ред. С.Г. Шевченко. - М., 2001. - 224 с. 6. Задумова Н.П. Роль вербальных средств общения у детей с умеренной умственной отсталостью во взаимодействии со сверстниками.// Практическая психология и логопедия. - 2005. - № 1 (12). - C. 44-46. 7. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. - М., 1998. - 352 с. 8. Ильина Ю.А. Исследование взаимоотношений со сверстниками у дошкольников с умеренной умственной отсталостью в условиях интегративной среды.//Дефектология. - 2007. - № 4. - С. 18-25. 9. Ковалев В.В., Кириченко Е.И. Пограничные формы интеллектуальной недостаточности, в том числе задержки темпа психического развития.//Психиатрия детского возраста./Руководство для врачей). - М., 1999. - 608 с. 10. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии./Под ред. Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская. - М., 1999. - 141 c. 11. Костенкова Ю.А. Тригер Р.Д. Шевченко С.Г. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения. - М., 2004. - 64 с. 12. Ксенофонтова Г.Ф. Воспитание личности умственно отсталого школьника в процессе формирования детского коллектива.//Дефектология. - 2001. - № 5. - С. 64-69. 13. Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психические особенности детей с задержкой психического развития.//Дефектология. - 1972. - № 4. - С. 32-38. 14. Лубовский В.И. Задержка психического развития. - М., 2003. - 289 с. 15. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб., 2001. - 220 с. 16. Марковская И.Ф. Клинико-катамнестический анализ задержки развития соматогенного генеза.//Дефектология. - 1993. - № 1. - С. 12-16. 17. Марковская И.Ф. Клинико-нейропсихологические основы диагностики и коррекции ЗПР у детей.//Клинико-генетическое и психолого-педагогическое изучение и коррекция аномалий психического развития у детей. - М., 1991. - 182 с. 18. Марковская И.Ф. Клинико-нейрофизиологическая характеристика задержки психического развития церебрально-органического генеза.//Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. - М., 1992. - С. 28-52. 19. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологлв и педагогов. - М., 2003. - 128 с. 20. Никишина В.Б. Причинная обусловленности ЗПР у детей. - Ярославль, 2000. - 172 с. 21. Новоторцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь. - Ярославль, 1999. - 143 с. 22. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития.//Дефектология. - 1980. - № 3. - С. 22-28. 23. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития: вопросы дифференциальной диагностики.//Вопросы психологии. - 1999. - № 1. - С. 55-62. 24. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. - М., 2002. - 350 с. 25. Подъячева И.П. Кррекционно-развивающее обучение детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. - М., 2001. - 280 с. 26. Смелик В.А. Особенности обучения детей с задержкой психического развития.//Начальная школа. - 1994. - №4. - С.10-11. 27. Тингей-Михаэлис К. Дети с недостатками развития: Кн. в помощь родителям: Пер. с англ./Кэрол Тингей-Михаэлис. - М., 1988. - 232 с. 28. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. - Новгород, 1994. - 110 с. 29. Ульенкова У.В. Особенности личностной тревожности младших подростков с ЗПР, обучающихся в разных педагогических условиях.// Дефектология. - 2004. - № 1. - С. 28-34. 30. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. - Балашов, 2004. - 68 с. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru