Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Экологическое воспитание приоритетное направление в работе с дошкольниками ID работы - 613626 педагогика (курсовая работа) количество страниц - 85 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6 1.1. Экологическое воспитание приоритетное направление в работе с дошкольниками 6 1.2. Педагогические основы формирования экологической культуры 15 1.3. Эколого-краеведческая работа со старшими дошкольниками 18 1.4. Методика формирования экологической культуры старших дошкольников 20 ГЛАВА II. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ 23 2.1. Кружковая работа в системе экологического воспитания старших дошкольников 23 2.2. Опыт организации кружка «Юный эколог» в МОУ ДОД станция "Юный натуралист" г. Сургута…………………………………………………………..29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46 ПРИЛОЖЕНИЕ. 50 ВВЕДЕНИЕ: ВВЕДЕНИЕ Проблема экологического воспитания является в настоящее время акту-альной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процес-сами происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. На межправительственной конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 году были поставлены задачи среди которых важнейшими являются: ? принятие практических первоочередных мер по выходу из кризиса; ? воспитание экологической культуры подрастающего поколения с це-лью предотвращения повторения сложившейся ситуации. Эти задачи нашли отражение и в Постановлении Правительства Россий-ской Федерации №1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения» от 3 ноября 1994 г., в котором экологическое образование и воспи-тание дошкольников определяется как приоритетное направление работы шко-лы. Проблема формирования экологической культуры дошкольников достаточ-но полно разработана в теории и практике современной школы. Методические основы формирования экологической культуры дошколь-ников разработана в трудах академика Н.Н. Моисеева. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувст-ва и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотно-шений с природной средой систематизируются и обобщаются. Психологи (А.Н. Леонтьев) отмечают, что у детей старшего дошкольного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Она включает: эмоциональную сторону ? восприим-чивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения, деловую готов-ность ? возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бес-корыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия); интеллектуальную готовность ? определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры. Известно, что в педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «знания-отношения-поведения». При этом более актуальными для старших дошкольников являются эмо-циональные переживания, связанные с процессом общения с объектом приро-ды, а также разнообразная деятельность в ней. Особенности формирования у старших дошкольников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Т.А. Бобылевой, Л.Д. Бобылевой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой и др. Проблемы экологического воспитания разработаны в работах И.Д. Звере-ва, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова, Л.П. Салеевой, И.Т. Сура-вегиной и других. Этими авторами раскрываются цели, задачи, принципы, ус-ловия экологического воспитания. Характеристику средств, форм и методов экологического находим в рабо-тах А.Н. Захлебного, Н.А. Городецкой, Н.В. Добрецовой, А.В. Миронова. Психолого-педагогическое обоснование нашей проблемы отражено в ра-ботах Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, А.П. Сидельковского, П.М. Якобсона и других. О значении краеведческого материала в воспитательной работе писали в своих трудах Т.А. Бабакова, Л.П. Салеева и другие. Однако, несмотря на оби-лие, достаточное освещение в литературе проблем экологического воспитания детей начальных классов, использование возможностей кружковой работы яв-ляются недостаточно разработанной. Поэтому мы поставили своей целью раз-работку программы работы экологического кружка для старших дошкольников. Нашей проблемой стало выяснение педагогических условий формирова-ния экологической культуры старших дошкольников в ходе работы кружка «Юный эколог». Нами была выдвинута гипотеза: систематическая работа со старшими дошкольниками по экологическому воспитанию в рамках кружка «Юный эко-лог» способствует: -формированию экологической и общей культуры детей начальных клас-сов; -повышению уровня знаний старших дошкольников; -углублению мотивации и активизации деятельности детей в природе. Нами определены следующие задачи исследования: 1. Анализ научной и методической литературы по проблеме. 2. Проведение педагогического эксперимента. 3. Разработка программы работы кружка «Юный эколог» для старших дошкольников. 4. Разработка пакета методического обеспечения для реализации плана работы кружка. В ходе работы использованы следующие методы: ? анализ научной, методической и популярной литературы; ? обобщение и анализ опыта работы учителей; ? анкетирование; ? статистическая обработка данных. Исследование проводилось в 2 этапа: 1) Определение проблемы, гипотезы, изучение литературы, разработка и проведение констатирующего эксперимента. 2) Разработка программы работы кружка «Юный эколог» для старших дошкольников и проведение формирующего эксперимента. Исследование проводилось на базе МОУ ДОД станция "Юный натура-лист" г. Сургута. Глава I. Теоретические основы экологического воспитания старших дошкольников 1.1. Экологическое воспитание приоритетное направление в работе с дошкольниками Для глубокого и прочного осознания экологических понятий, сложных глобальных, региональных и локальных природоохранных проблем особенно важен их исторический аспект. Известно, что современная острота экологиче-ских ситуаций имеет исторические корни, обусловлена потерей лучших народ-ных традиций, утрат нравственных основ гуманизма, любви, сострадания, бе-режного отношения к родной земле. По мнению Б.Т. Лихачева1, экология личности ? проблема, выдвинутая реалиями конца xx в., принявшими глобальный, угрожающий жизни на земле характер. Но ее истоки ? в давней, уходящей глубокими корнями в историю человечества, представлениях о смысле бытия, обязанностей и правах человека. В истории философских и педагогических идей, в системах образования и воспитания неоднократно предпринимались попытки построить содержание образования с позиции космоземного всеединства. Начиная с Я.А. Коменского, официальный статус получает принцип при-родосообразности. Но однозначного его понимания не было. Я.А. Каменский рассматривал человека как органическую часть природы, живущую по ее зако-нам, развивающеюся согласно циклам времен года. Ж.Ж. Руссо усматривал в человеке совершенное творение Бога. Чтобы сохраниться таковым, человек должен вернуться в природу, к чистоте и непосредственности ее отношений. Он первый понял опасность цивилизации и призвал: «Назад, к природе!» обще-ство восприняло это как недомыслие и чудачество. И.Г. Песталоцци видел в че-ловеке сущностные силы, которые успешно развиваются лишь в условиях, мак-симально приближенных к природе к при СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. – М.: Агропромидат, 1989. – 383с. 2. Астафьев В.И., Черданцева А.Ф. Советы по домоводству. – Минск: Пламя, 1993. – 412с. 3. Афанасьева Е. Экология не знает границ // Юный натуралист. – 1990. - №1. – С.30-32. 4. Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с старшими дошкольниками // Начальная школа. – 1993. - №9. – С. 16-17. 5. Барабанщикова Н.В. Здравствуй, лето // Начальная школа. – 1996. №6. – С.56-58. 6. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа. – 1994. - №2. – С.32-33. 7. Бобылева Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания старших дошкольников // Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: Межвуз. сб. науч. тр. – Владимир, 1989. – С.77-83. 8. Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания // Биология в школе. – 1996. - №3. – С. 57-59. 9. Большакова М.Д. Модели для ознакомления старших дошкольников с комнатными растениями // Начальная школа. – 1996. - №3. – С.48-49. 10. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание старших дошкольников: Проблемы и перспективы// Начальная школа. – 1997. - №4. – С.20-24. 11. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: Книга для детей – М.: Просвещение, 1985. – 192с. 12. Гробова Т. Амариллис // Юный натуралист. – 1991. - №10. –С.35-37. 13. Данилов В.И. Галичья гора – Воронеж, 1975. – 19с. 14. Дерим-Олгу Е.Н. Кукушка // Юный натуралист. – 1991. - №6. – С.28-31. 15. Дерим-Олгу Е.Н., Фролова Н.А. Материалы для проведения экскурсий на водоем // Начальная школа. – 1994. - №4. – С.34-38. 16. Дерим-Олгу Е.Н., Фролова Н.А. Материалы к проведению экскурсий в смешанный лес // Начальная школа. – 1992. - №3 – С.36-40. 17. Дуденко И.Б. Историко-краеведческий подход в экологическом образовании дошкольников // Советская педагогика. – 1989. - №9. – С.28-32. 18. Желтов Н.М. Край родной навек любимый – Тамбов, 1981. – 26с. 19. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н, Соловьева Л.М. С любовью к природе – М.: Педагогика, 1983. – 232с. 20. Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации // Советская педагогика. – 1984. - №9. – С.16-22. 21. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы – М.: Педагогика, 1981. – 184с. 22. Захлебный А.Н. Состав понятий межпредметных связей в дошкольном природоохранительном просвещении // Межпредметные связи в дошкольном природоохранительном просвещении – М., 1976. С.20-28. 23. Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Охрана природы в дошкольном курсе биологии – М.: Просвещение, 1977. – 206с. 24. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование // Советская педагогика. – 1985. - №12. – С.10-12. 25. Зверев И.Д. Экогласность и образование // Советская педагогика. – 1991. - №1. – С.9-11. 26. Зверев И.Д. Экология в дошкольном обучении: Новый аспект образования. – М., 1980. – 24с. 27. Зверев И.Д. Цели природоохранительного просвещения в школе // Краеведческая работа в школе – М., 1974. – С.3-10. 28. Иванов П.В. Современное дошкольное краеведение // Советская педагогика. – 1990. №10. – С. 27-30. 29. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. – 1993. - №2. – С.19-21. 30. Мазуренко М. Где пряталась весна // Юный натуралист. – 1992. - №2-3. – С.1-4. 31. Медведев В.А. Знаете ли вы свой край? – Воронеж, 1982. – 54с. 32. Моисеева Л.В., Кастунов И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у дошкольников / Министерство образования Российской Федерации; УГПИ Науч. пед. центр «Уникум». – Екатеринбург, 1993. – 148с. 33. Непомнящий Н. Кошачья леди // Начальная школа. – 1991. -№10.–С.1-6. 34. Отношение дошкольников к природе / Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. – М.: Педагогика, 1988. – 128с. 35. Печко Л.П. Воспитание у дошкольников эстетического отношения к природе // Советская педагогика. – 1987. - №3. – С.29-32. 36. Пыльнева Т.Г. Экология и география Липецкого края. – Липецк, 1992. – С.87-96. 37. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии – М.: Топикал, 1994. – С.132-184. 38. Рахилин В.К. Лесные богатства СССР – М.: Просвещение, 1981. – 29с. 39. Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево // Начальная школа. – 1997. - №4. – С.48-52. 40. Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас // Начальная школа. – 1993. - №9. – С.40-42. 41. Салеева Л.П. Использование игровых ситуаций при обучении старших дошкольников с целью формирования бережного отношения к природе // Ролевые игры по охране природы в средней школе – М., 1977. – С.14-39. 42. Салеева Л.П. Формирование бережного отношения старших дошкольников к природе. – М., 1978. – 49с. 43. Семенов Д. Скромное обоняние колючек // Начальная школа. – 1992. - №2-3. – С.36-41. 44. Сенкевич В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений // Советская педагогика. – 1989. - №5. – С.15-19. 45. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. – М.: Лесная промышленность, 1987. – 48с. 46. Сотник В.Ф. Кладовая здоровья – М.: Экология, 1991. – 34с. 47. Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования //Советская педагогика. – 1988. - №9. – С.31-34. 48. Суравегина И.Т., Енкевич В.М. Экология и мир: Метод. пособ. для учит. – М.: Новая школа, 1994. – 126с. 49. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Т.В. Экологическое образование в школе // Советская педагогика. – 1990. - №12. – С.12-14. 50. Филатова Л.М. По страницам Красной книги // Начальная школа. – 1991. - №11. – С.49-52. 51. Харитонов Н. Ловя дуновения // Юный натуралист. – 1991. - №4. – С.26-28. 52. Хохрякова О. Яд для неприятеля // Юный натуралист. – 1991. - №8 – С.40-43. 53. Шкарбан И.В. Экологические проблемы в системе содержания общего образования // Советская педагогика. – 1981. - №7. – С. 83-85. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru