www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Восприятие и употребление образных выражений детьми с ОНР


ID работы - 743317
педагогика (дипломная работа)
количество страниц - 97
год сдачи - 2010



СОДЕРЖАНИЕ:



ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ 7
1.1 Характеристика ОНР, онтогенез речи 7
1.2. Закономерности развития детской речи. Процесс формирования и усвоения родного языка при нарушениях речи 17
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА. ПОНИМАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ОБРАЗНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОНР 36
2.1 Констатирующий этап экспериментальной работы 36
2.2 Формирующий этап экспериментальной работы 40
2.3 Контрольный этап экспериментальной работы. Результаты исследования 54
ГЛАВА III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 96




ВВЕДЕНИЕ:



ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы. Вопросы освоения языка детьми являются наиболее обсуждаемыми в лингвистике, психологии, логопедии, методике развития речи и других областях научного знания. Одной из актуальных проблем методики развития речи младших школьников с общим ее недоразвитием является реализация семантико-парадигматической и семантико-синтагматической направленности в усвоении лексического материала. Важный аспект развития речи - формирование образных средств языка, которые способствуют точной, яркой, выразительной передаче смысловой информации.
Наиболее ярко традиции языка отражаются в его образных средствах. Необходимость приобщения детей к красоте родного слова подчёркивали Е.И.Тихеева, А.П.Усова, К.Д.Ушинский, Е.А.Флерина и др.
В работах логопедов образность понимается как лексико-семантическая категория, обобщающая свойства слова, характеризующегося семантической двуплановостью и ассоциативно-метафорическим характером внутренней формы. Сравнение строится на основе учета трех элементов: предмета - того, что подвергается сравнению, образа - того, с чем сравнивается, признака - основания для сравнения одного с другим.
В число коррелятов при сравнении включаются предметы, явления, действия, качества, имеющие близкие или одинаковые признаки. Олицетворение является особым видом метафоры и реализуется в отдельном словосочетании, предложении или более крупном фрагменте текста.
В основе трудностей усвоения образных средств языка дошкольниками с общим недоразвитием речи лежит недостаточная сформированность следующих механизмов: метафоризации, инференции, генерализации, смысловых замен, языкового контроля. Анализ экспериментальных материалов с точки зрения теории индивидуального языкового варьирования позволил распределить младших школьников с нормальной и нарушенной речевой деятельностью по уровням владения образными средствами.
Проблема исследования заключается в выявлении особенностей понимания и употребления образных средств языка младшими школьниками с общим недоразвитием речи и определением направлений и приёмов работы по развитию понимания образных выражений у младших школьников с ОНР.
Цель исследования - установить типологические особенности усвоения образных языковых средств младшими школьниками с нормальной и нарушенной речевой деятельностью, разработать и апробировать методические рекомендации по обучению детей использованию сравнений, олицетворений и фразеологических оборотов.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме освоения младшими школьниками с ОНР образной речи.
2. Провести эмпирическое исследование с целью определения особенностей восприятия и употребления образных выражений младших школьников с ОНР.
3. Разработать пути совершествования коррекционной работы с младшими школьниками с общим недоразвитием речи по развитию восприятия образной речи.
Объект исследования: образные средства языка в речи младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс формирования образных средств языка у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что трудности усвоения образных средств языка у младших школьников с ОНР опосредованы недостаточной сформированностью механизмов, лежащих в основе вторичной образной номинации. Коррекционное обучение, направленное на формирование данных механизмов, способствует усвоению образных средств младшими школьниками с ОНР и совершенствованию их речеязыкового развития в целом.
Методологическую основу исследования составили: фундаментальные научно-теоретические положения общей и специальной психологии и педагогики, психолингвистики о языке как важнейшем средстве общения; современные представления о механизмах речи и концептуализации опыта средствами языка; принцип онтогенетического подхода к изучению психических явлений, взаимосвязи функционирования когнитивных, языковых и коммуникативных систем; ведущие положения теории специального обучения, в том числе о единстве закономерностей нормального и аномального развития.
В соответствии с намеченной целью и задачами были определены и использованы следующие методы исследования: теоретический (анализ педагогической, лингвистической, психологической, психолингвистической литературы по теме исследования); экспериментальный (проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов); метод качественно-количественного анализа экспериментальных данных.
База эксперимента: муниципальное школьное образовательное учреждение - 1А и 1В классы школы № 1106 города Москвы.
Во введении обоснована актуальность работы, раскрыта проблема исследования, определены объект и предмет. Сформулированы задачи, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, представлены положения, выносимые на обоснование гипотезы.
В первой главе представлен анализ литературных данных из различных областей научного знания, касающихся проблемы исследования; сведения об усвоении сравнений, олицетворений, фразеологизмов в онтогенезе; данные об особенностях их использования младшими школьниками с нарушенной речевой деятельностью. Анализируются исследования, посвященные изучению механизмов, обеспечивающих понимание и употребление вторичных наименований; обосновывается выбор экспериментальных заданий.
Во второй главе приводится описание задач, критериев оценки, приемов и содержания экспериментального исследования, дается характеристика младших школьников экспериментальной группы; представлен анализ результатов констатирующего эксперимента.
Третья глава посвящена коррекционной работе по формированию восприятия, охарактеризованы принципы, направления и приёмы работы.
В структуре работы представлены также введение, заключение, библиографический список.




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. - СПб.: Издательство "Лань", 1999. - 122 с. 2. Алтухова Т. А. Изучение особенностей перцептивно-смысловой обработки текстов младшими школьниками с общим недоразвитием речи III и IV уровней / Алтухова Т. А., Карачевцева И. Н. // Шк. логопед. - 2005. - № 1. 3. Андреева Н. Г. Формирование связной речи у младших школьников с нарушением чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием речи // Практ. психология и логопедия. - 2005. - № 3. 4. Аржанухина Е. К. Подготовка учащихся младших классов с ОНР к изучению темы "Состав слова" на логопедических занятиях // Практ. психология и логопедия. - 2006. - № 5. 5. Битова А. Л. Формирование речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. - М.: Центр лечебной педагогики, 1999. - Вып. 2. - С. 44-52. 6. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня // Логопед, 2004. - № 1. - 67 с. 7. Визель Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. - М.: В.Секачев, 2005. - 16с. 8. Волкова Л.С. Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и.доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 680 с. - (Коррекционная педагогика). 9. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: пособие для логопедов. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 239 с. 10. Глистина И. А. Особенности эмоционального развития школьников с общим недоразвитием речи // Практ. психология и логопедия. - 2006. - № 5. 11. Гончарова В. А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и ОНР // Шк. логопед. - 2005. - № 1. 12. Горбунова С. Ю. Особенности произвольного запоминания вербального материала у младших школьников с ОНР // Шк. логопед. - 2006. - № 4. 13. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит: Книга для тех, кому это интересно. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 48 с. 14. Давидюк С. В. Программа интегрированных занятий психолога и логопеда для детей с ОНР, обучающихся в общеобразовательной школе / Шк. логопед. - 2005. - № 1. 15. Данилавичуте Э. А. Изучение трудностей овладения чтением дошкольниками с НОНР (психолингвистический аспект) // Практ. психология и логопедия. - 2005. - № 3. 16. Елецкая О. В. Организация логопедической работы в школе. - Москва: Сфера, 2005. - 192 с.: табл. 17. Еремина В. Н. Формирование семантики многозначного слова у детей с общим недоразвитием речи // Практ. психология и логопедия. - 2006. - № 6. 18. Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников // Начальная школа, 2001. № 11. - 70 с. 19. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. - М.: Соц.-полит, журн., 1994. - 96 с. 20. Кобзарева Л. Г. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения: Практ. пособие. - Воронеж: Учитель,2001. - 80 с. - (Педагогика нового времени). 21. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация свистящих звуков у детей: дидактический материал для логопедов / Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. - 72 с.: ил. 22. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дидактический материал по коррекции произношения звуков К, К', Г, Г', X, X'. - М : Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 48с. (Практическая логопедия.) 23. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме "Осень" в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. - М.: ГНОМ и Д, 2000. - 128 с. (Практическая логопедия.) 24. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3 уровень. III период. Пособие для логопедов. - М.: Издательство ГНОМ и Д. 2002. - 104 с. 25. Коновалова С. Н. Особенности овладения предикативной лексикой с общим недоразвитием речи различного генеза // Дефектология. - 2006. - № 3. 26. Лагутина А. О работе воспитателя в группе для детей с ОНР // Дошкольное воспитание, 2006, №11, с. 76-80 27. Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов / Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С., Бурина Е.Д. и др. - СПб.: КАРО, 2006. -112 с. 28. Логопедия : учебник для пед. вузов дефектолог. фак. : доп. М-вом образования и науки РФ / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др. ; под ред. Л. С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Владос, 2007. - 703 с.: ил., фот. - (Коррекционная педагогика) (Учебник для вузов). 29. Логопедия в школе: практический опыт: учебно-практическое пособие / Л. А. Барсукова, Т. А. Емелина, Н. Е. Земская и др.; под ред. В. С. Кукушина. - Москва; Ростов-на-Дону : МарТ, 2004. - 368 с.: ил., табл., схемы. 30. Логопедия: методические традиции и новаторство: учебно-методическое пособие для пед. вузов / под ред. С. Н. Шаховской, Т. В. Волосовец; РАО; Моск. психолого-социальный ин-т. - Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 336 с. 31. Макланов А.Г., Общая психология. - СПб.: Питер, 2002. 32. Методы обследования речи детей : пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина, Л. Ф. Спирова, Е. Н. Рос. и др.; под общ. ред. Г. В. Чиркиной. - Москва: Аркти, 2005. - 240 с. 33. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г. В. Чиркиной. - М.: "АРКТИ", 2002.-240 с. 34. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология - № 2, 2001. 35. Микляева Ю. В. Рекомендации по развитию речи у детей с ОНР 2-го уровня // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 4. 36. Микляева Ю.В. Рекомендации по развитию речи у детей с ОНР 2-го уровня//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2003 - №4. 37. Мисаренко Г.Г. Коррекционно-развивающие технологии в работе логопеда общеобразовательной школы // Логопед. 2004. - № 1. - 210 с. 38. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому серия: "Педагогика детства", 2000 г. 39. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева. - Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 560 с.: табл. 40. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. М., 2001 г. 41. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Воло-совец. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 200 с. 42. Петраков А.В., Девина И.А. Развиваем внимание. М.: Издательство Ось-89, 2001. 43. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/А.А.Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2000. 44. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. - СПб.: КАРО, 2008. - 157, [1] с.: ил. - (Мастер-класс логопеда). 45. Развитие фонематического анализа и синтеза // Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2004. 46. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи: учебно-методическое пособие / И. В. Прищепова. - Санкт-Петербург: КАРО, 2005. - 142 с. 47. Рожкова, Л. А. (Институт коррекционной педагогики РАО г. Москва). Нейрофизиологические механизмы внимания при восприятии зрительной вербальной информации у детей с нарушениями речевого развития. Дефектология. М.: 2004. - № 5. 48. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии., М., 2001. 49. Рябова О. В. Особенности усвоения глагольной лексики младшими школьниками с общим недоразвитием речи (ОНР) // Практ. психология и логопедия. - 2005. - № 2. 50. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с. - (Логопед в ДОУ). 51. Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства: в 2 кн.: сборник научных трудов / под ред. Е. Ю. Куликовой; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2007. Кн. 2: . Ч. 1. - 2007. - 114 с. 52. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. М.: Издательский центр Академия, 2002. 53. Специальная педагогика/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. М.: Издательский центр Академия, 2004. 54. Трофимова В. Н. Коррекционно-развивающая работа на логопедических занятиях с учащимися, имеющими НВОНР // Шк. логопед. - 2005. - № 1. 55. Туманова Т. В. К проблеме развития процессов словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 2004. - № 5. 56. Туманова Т. В. О словообразовательной компетенции детей с общим недоразвитием речи // Логопед в дет. саду. - 2006. - № 5. 57. Туманова, Т. В. (Московский государственный открытый педагогический университет им. М. А. Шолохова). Дефектология. - 2004. - № 5. 58. Тычина. Л. Л. Формирование лексико-грамматического строя речи у младших школьников с общим недоразвитием речи. Сибирский учитель. - 2007. - № 5. 59. Филичева Т. Б. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи / Филичева Т. Б., Туманова Т. В. // Логопедия. - 2006. - № 2. 60. Фуреева Е. П. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа в массовой школе при общем недоразвитии речи. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 208 с. 61. Черкасова Е. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи // Дошк. воспитание. - 2006. - № 11. 62. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. - М.: Гном Пресс, 2006. 63. Чеурина, Н. В. (учитель-логопед; школа N 151, г. Пермь). Использование игр-драматизаций при формировании связной речи у детей. Начальная школа. - 2008. - № 4. 64. Чистякова Е. Б. Фронтальное логопедическое занятие в группе для детей с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - № 3.
Цена: 6000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru