Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Влияние индивидуальных технологий на развитие познавательной активности младших школьников ID работы - 729672 педагогика (курсовая работа) количество страниц - 46 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития познавательной активности младших школьников в процессе освоения современных технологий обучения 8 1.1. Научно-исследовательские аспекты и проблема развития познавательной активности младших школьников 8 1.2. Особенности развития познавательной сферы младших школьников 13 1.3. Средства и психолого-педагогические условия развития познавательной активности младших школьников 18 1.4. Информатизация процесса обучения как условие повышения познавательной активности младших школьников 22 Выводы по I главе 29 Глава II. Опытно-экспериментальное исследование информационных технологий как средства повышения познавательной активности младших школьников 30 2.1. Организация и проведение опытно-экспериментального исследования 30 2.2. Развитие познавательной активности младших школьников средствами информационных технологий на уроках изо-искусства 32 2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментального исследования 37 Выводы по II главе 39 Заключение 40 Литература 42 Приложение 44 ВВЕДЕНИЕ: Проблема развития познавательной активности школьников - одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний. Реалии сегодняшнего дня требуют ориентации образования младших школьников на развитие познавательной активности личности как основы личностного развития, так как в процессе начального обучения закладывается фундамент умения учиться, который в дальнейшем становится основным условием непрерывного образования. Возрастание вариативности типов учебных заведений не однозначно сказывается на качестве формирования знаний, умений и навыков учащихся, в силу не разработанности организационных, методических и правовых основ их функционирования. На наш взгляд, научно не обоснованные попытки активизировать познавательную деятельность за счет увеличения объема изучаемого материала, интенсивности его подачи приводят не только к снижению качества образовательного процесса, но и к возрастанию его стрессогенности для всех субъектов образования. Несовершенство традиционной системы контроля и оценки знаний учащихся зачастую входит в противоречие с мотивационной сферой учебного процесса. Анализ различного рода теорий обучения и воспитания подрастающего поколения в историко-педагогическом плане показывает, что все они так или иначе касались принципа активности, проблемы активности людей, прежде всего в учебной деятельности. Различные психологические аспекты проявления активности личности исследованы в работах Л.Г. Асмолова, Д.Б. Богоявленской, М.С. Кагана, А.И. Крупнова, А.Н. Леонтьева, B.C. Мерлина, В.Д. Небылицына, В.М. Русалова, С.Д. Смирнова, В.В. Столина B.C. Тюхтина и другие; педагогический аспект рассмотрения активности личности дан в работах Я.А. Коменского, Дж. Локка, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, и другие. Особое значение в настоящие время приобрела проблема формирования познавательной активности личности (Ш.А. Амонашвили, В.И. Бегинин, P.M. Вейсс, Л.Г. Вяткин, О.С. Газман, Г.И. Железовская, Н.Б. Крылова). Принцип активности получает все большее признание и конкретное воплощение в практике. Ведутся исследования, направленные на поиск оптимальных путей активизации как познавательной деятельности (А.А. Вербицкий, Г.П. Медведев, В.Т. Фоменко и другие), так и других сфер жизнедеятельности подрастающего поколения. Это внедрение принципа проблемности в обучении и воспитании (В. Оконь, A.M. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и другие), организация коллективных форм деятельности (М.Д. Виноградова, В.К. Дьяченко, Г.Г. Кравцов, Х.И. Лийметс, В.В. Рубцов, А.Ю. Уваров, Г.А. Цукерман), индивидуализация учебно-познавательной деятельности и уровня интеллектуальной активности студентов (Ф.Б. Березин, Д.Б. Богоявленская, И.П. Мирошник, В.П. Рожанец, Л.Н. Собчик и другие, а также исследования зарубежных авторов: Р. Крачфилда, Г. Селье, У. Шелдона и др). Исследования специалистов по дидактике, психологии, представителей частных методик (Л.Г. Вяткин, Н.Г. Дайри, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.А. Зимняя, Р.Г. Лембер И.Я. Лернер, И.И. Малкин, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин и другие) показали, что правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность является основным условием продуктивного развития познавательной активности личности при обучении. Общество информационных технологий в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Отсюда современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем; самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем). Решать все эти актуальные проблемы педагогики надо эффективно и последовательно, причем в достаточно короткие сроки, ибо потребности в перестройке образования и развитии соответствующей учебно-материальной базы очевидны уже сегодня. С этой целью, видимо, целесообразно, учитывая характер системообразующих связей между компонентами образовательной системы, найти то звено, которое способно реально выполнить цели образования в новых социальных и экономических условиях. На наш взгляд, таким звеном могут стать новые педагогические технологии. Цель исследования: определить и экспериментальной проверить влияние индивидуальных технологий на развитие познавательной активности младших школьников. Объект исследования: процесс развития познавательной активности младшего школьника в условиях обучения. Предмет исследования: влияние информационных технологий на развитие познавательной активности младших школьников в условиях учебной деятельности, возможно, если учебный процесс будет определен информационными технологиями обучения. В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи: 1. На основании изученной литературы определить современное состояние проблемы в педагогической теории и практике. 2. Определить содержание, уточнить сущность развития познавательной активности младшего школьника. 3. Раскрыть особенности современных технологий обучения. 4. Выявить пути развития познавательной активности младших школьников в процессе освоения современных технологий обучения. Теоретической основой исследования являются положения личностно-деятельностного подхода к исследованию познавательных процессов (К.А.Абульханова-Славская, Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев и др.); психологические и педагогические концепции, раскрывающие содержание познавательной активности и деятельности, взаимосвязь личности и познания (Б.Г.Ананьев, Л.А.Аристова, М.А.Данилов, Б.И.Есипов, И.Я.Лернер, П.И.Пидкасистый, З.Ф.Чехлова, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина и др.). Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, эксперимент. Опытно-экспериментальная база исследования: общеобразовательная школа №32. Исследование проходило в три этапа. На I этапе (ноябрь 2008 г.) осуществляется анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; разрабатывались исходные позиции исследования: цели, задачи, гипотеза, методика опытной работы. Осуществлялся констатирующий эксперимент. На II этапе (январь-март 2009 г.) разрабатывалась опытно-экспериментальная работа по созданию психолого-педагогических условий развития познавательной активности младших школьников в процессе обучения. Был проведен кон6трольный срез для выявления результатов формирующего эксперимента. На III этапе (март-апрель 2009 г.) проводилось обобщение. Осуществляется анализ результатов исследования; систематизация материала, его обобщение и литературное оформление. Были сделаны выводы по итогам исследования. Практическая значимость исследования состоит в разработке: организационных форм и методов развития познавательной активности младших школьников в области использования средств ИКТ; методических рекомендаций к организации уроков изо-искусства с использованием средств ИКТ. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М.,2002. 2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. 3. Богатырев А.Н. Учителю технологии о современных информационных технологиях. - Киров, 1998. 4. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогика. - 1999. - №5. - С.12-16. 5. Вилотиевич М. От традиционной к информационной дидактике // Вестник Моск. ун-та. Сер.20, Педагогическое образование. - 2003. - №1. - С.20. 6. Выготский Л.С. Психология. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с. 7. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1. - М.: Мир, 1996. - 496 с. 8. Дидактика технологического образования: Книга для учителя / Под ред. П.Р.Атутова. - М., 1998. 9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999. - 368 с. 10. Запрудский Н. И. Современные школьные технологии: Пособ. для учителей. - Мн., 2003. 11. Захарова И.Г. информационные технологии в образовании. - М., 2003. 12. Зимина О.В. Дидактические аспекты информатизации высшего образования // Вестник Моск. ун-та. Сер.20, Педагогическое образование. - 2005. - №1. - С.23. 13. Зубарева Н.С. Педагогическая технология: путь в дидактику и практику обучения // Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования. Межвуз. науч. труд Вып. 3. В 2-х ч. Ч.1. - М., 1999. - С.36-41. 14. Каратаева Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия // Директор школы. - 2000. - №9. - С.75-80. 15. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. - М.: Народное образование, 1998. 16. Коджаспиров Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. - М.: Академия, 2001. - 256 с. 17. Колин К. Информатизация образования: новые приоритеты // Alma Mater. - 2002. - №2. - С.16. 18. Локалова Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. - М., 1995. 19. Мохначева И. Поощрение как фактор активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников // Начальная школа. - 1999. - №12. -С.13-15. 20. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С.Полат и др. - М.: Академия, 2001. - 272 с. 21. Общая психология / Сост. Е.И.Рогов. - М.: Владос, 2003. 22. Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2003. - 656 с. 23. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2003. 24. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с. 25. Ставрасова О.Б. Современный урок технологии с применением компьютера. - М.: Школьная Пресса, 2005. - 96 с. 26. Тельнова Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. - Омск, 1997. - 159 с. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru