www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

условия и средства формирования коммуникативных способностей у младших школьников


ID работы - 629033
педагогика (контрольная работа)
количество страниц - 28
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Содержание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных способностей у младших школьников 7
1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования коммуникативных способностей у младших школьников 10
1.2. Методы диагностики уровня сформированности коммуникативных способностей у младших школьников 19
1.3. Изучение педагогического опыта по формированию коммуникативных способностей младших школьников 22
Список литературы 26





ВВЕДЕНИЕ:



Введение

Ориентация современной педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий для развития личности каждого ребенка, для его личностного самоопределения.
Особенно остро эта проблема назрела в отношении детей, обучающихся в условиях коррекционно-развивающего обучения (КРО), так как, по данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределения этих детей затруднен. Это обусловлено незрелостью их эмоционально-волевой сферы, отставанием в формировании системы социальных отношений, возрастной идентификации.
Анализ теории и практики формирования коммуникативных способностей младших школьников свидетельствует о ее существенных недостатках. Ученые не уделяют внимание рассмотрению структуры коммуникативных способностей младших школьников, не рассматриваются педагогические условия и пути формирования коммуникативных способностей аномальных детей. Мало внимания уделяется работе по формированию коммуникативных способностей младших школьников с учетом их индивидуальных показателей развития (уровень развития коммуникативных способностей, наличие или отсутствие отклонений в психическом развитии), недостаточно полно используются возможности таких практико-ориентированных средств формирования коммуникативных способностей, как сюжетно-ролевая игра и тренинг, не уделяется внимание
формированию адекватной самооценки как одному из условий развития коммуникативных способностей.
Выявленные недостатки объясняются наличием объективно складывающихся противоречий: между существующей потребностью эффективного формирования коммуникативных способностей детей в условиях коррекционно-развивающего обучения и преобладанием авторитарного подхода к практическому решению данной проблемы; между необходимостью обеспечения единства всех структурных компонентов коммуникативных способностей личности и эпизодическим формированием лишь части этих компонентов у младших школьников.
Необходимо с малых лет обучать принципам, правилам общения, развивать коммуникативные способности. Дети не умеют слушать, слышать. Что учителя делают для этого, а что не делается?
Принципиальный подход к решению данной проблемы представлен в трудах Л.С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и устранения недостатков аномального ребенка. Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных способностей детей, обучающихся в условиях КРО является одной из приоритетных задач школы по коррекционной работе с ними, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных способностей субъектов общения.
Теоретические основы формирования коммуникативных способностей личности рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, А.Б. Добровича, Е.Г. Злобиной, М.С. Кагана, Я.Л. Коломинского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева, Х.Й. Лийметса, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, Е. Мелибруды, А.В. Мудрика, П.М. Якобсона, Я.А. Яноушека и др. Однако, все они не затрагивают проблемы формирования коммуникативных способностей в младшем школьном возрасте.
Раскрытию особенностей общения младших школьников посвящены
исследования отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, B.C. Мухиной, Р.С. Немова, В.Н. Мясищева. Младший школьный возраст определяется авторами как важный этап социализации и развития коммуникативных способностей ребенка.
Проблемам формирования коммуникативных способностей младших школьников посвящен ряд исследований последних десятилетий (1980-2002гг.), среди которых работы Н.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной, Л.И. Лежневой, Р.В. Овчаровой, Н.В. Пилипко, А.И. Шемшуриной, А.А. Шустовой, Н.В. Щиголевой и др. В качестве основных средств формирования коммуникативных способностей младших школьников авторы используют коммуникативные игры, беседы, игровые задания.
Актуальность проблемы, ее социальная значимость и недостаточная разработанность определили тему исследования: "Формирование коммуникативных способностей младших школьников".
Проблема: Каковы условия и средства формирования коммуникативных способностей у младших школьников.
Цель: выявить условия и средства формирования коммуникативных способностей у младших школьников.
Объект: процесс формирования коммуникативных способностей в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: условия и средства формирования коммуникативных способностей у младших школьников.
Гипотеза: формирование коммуникативных способностей у младших школьников будет успешнее, если реализуются следующие условия и средства:
- выявляется своевременно коммуникативный опыт младших школьников;
- обеспечивается целенаправленное систематическое просвещение младших школьников по вопросам общения;
- используются активные формы и методы, обеспечивающие включение младших школьников в коммуникативный процесс (игры, тренинги).
Задачи:
1. Выявить психолого-педагогическую сущность формирования коммуникативных способностей младших школьников.
2. Изучить методы диагностики уровня сформированности коммуникативных способностей младших школьников.
3. Изучить педагогический опыт по формированию коммуникативных способностей у младших школьников.
4. Выявить и экспериментально проверить условия и средства формирования коммуникативных способностей у младших школьников.
5. Составить комплекс игр и упражнений на развитие коммуникативных способностей младших школьников. (Описать методы: экспериментальное наблюдение, какая школа, опросы).




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



Список литературы

1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект
Пресс, 2002
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., МГУ, 1988
3. Асмолов А.Г. "Психология личности". М.: 1990
4. Ашкова А.Е., Горбунова А.В., Косинова Н.Е. Речевое поведение В.В.Путина // Культура общения и ее формирование. Вып.7. Воронеж, 2000
5. Базарская Н.И. О некоторых особенностях коммуникативного поведения // Язык и национальное сознание. Воронеж, 1998
6. Батаршев А.В. Организаторские и коммуникативные качества личности. -Талинн, 1998
7. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология
личности: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002
8. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология
личности: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002
9. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983
10. Бодалев А.А. Психологическое общение. - М., Воронеж. 1996
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968
12. Болотова А. К., Макарова И.В. Прикладная психология: Учебник для
вузов. М.: Аспект Пресс, 2001
13. Болотова А. К., Макарова И.В. Прикладная психология: Учебник для
вузов. М.: Аспект Пресс, 2001
14. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. - М., 1988
15. Вердербер Р. Психология общения. М., 2003
16. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2000
17. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М., 1993
18. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002
19. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб., 1999
20. Жуков Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении. -Киров, 1991
21. Кидрон А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование.- Дисс. …канд. психол. наук. - Ленинград, 1981
22. Куницына В. П., Кулагина Н. В., Поголыпа В. М. Межличностное
общение: Учебник для вузов. Спб.: Питер, 2002
23. Лазуренко Е.Ю. Коммуникативные особенности поведения // Культура общения и ее формирование. Вып.7. Воронеж, 2000
24. Лемяскина Н.А. Коммуникативное поведение младшего школьника в общении с педагогом // Детская речь и пути ее совершенствования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 1999
25. Лемяскина Н.А. Опыт экспериментального исследования коммуникативного поведения младшего школьника // Детская речь и пути ее совершенствования: Материалы Всероссийской научно - практической конференции. Екатеринбург, 1998.
26. Лемяскина Н.А. Проблемы формирования речевой культуры младших школьников // Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка и литературы: Материалы Всероссийской научно - методической конференции. Воронеж, 1996. Ч. 1. С. 55-56.
27. Лемяскина Н.А. Формирование коммуникативных навыков младших школьников // Риторика и речевая коммуникация: теория - практика - преподавание: Материалы II Международной конференции по риторике и речевой коммуникации: М., 1998. С. 77-78.
28. Лемяскина Н.А. Формирование культуры общения младших школьников как педагогическая задача // Гармонизация - формирование одухотворенной личности: Материалы Международной научно-практической конференции. Курск, 1998
29. Леонтьев А.А. Психология общения. - М., 1999
30. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии / Методологические проблемы социальной психики. М., 1976
31. Майерс Д. Социальная психология. Спб.: Питер, 2001
32. Мелибурда Е.Л. Ты - Мы: психологические возможности улучшения общения. - М., 1986
33. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 1995
34. Полуэктова Н.М., Яковлева Н.В. Психодиагностика и формирование коммуникативных качеств личности. - Ленинград, 1989
35. Проблемы генетической психофизиологии человека. - М., 1978
Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя/Под ред. Л.М. Митиной. - Кемерово, 1996
36. Психологические исследования общения. - М., 1985
37. Терин В. П. Массовая коммуникация. М., 2000.
38. Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
39. Общая психология / Под ред. Е.И. Рогова. М.: Владос, 1995
40. Селезнева Г.Я. Коммуникативное тестирование и возраст // Культура общения и ее формирование. Вып.4. Воронеж, 1997
41. Стернин И.А. Коммуникативное поведение. Программа спецкурса. Изд II. Воронеж, 1995
42. Чернышова Е.Б. Коммуникативная подготовка ребенка к школе // Культура общения и ее формирование. Вып.5. Воронеж, 1998
43. Чернышова Е.Б. Особенности этикетного общения шестилетних детей с различными категориями собеседников // Культура общения и ее формирование. Вып.6. Воронеж, 1999. С. 67.
44. Якобсон П.М. Общение как социально-психологическая проблема. -М.,1973. - 167 с.

Цена: 1000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru