www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Учебные игры и методика их использования на уроках природоведения


ID работы - 690309
педагогика (дипломная работа)
количество страниц - 78
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



Введение…………………………………………………………..3
I. Теоретические основы применения игр в процессе изучения
природоведения.
§1 Проблема в ретроспективе…………………………………...7
§2 Психолого-педагогические основы применения игр
как средства занимательности обучения…………………..16
§3 Состояние проблемы в современной теории
и практике……………………………………………………23
Выводы по I главе……………………………………………...33
II. Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках
природоведения.
§1 Игра как форма организации деятельности
учащихся и содержание игр………………………………..34
§2 Значение природоведческих игр
в развитии учащихся………………………………………..52
§3. Методика применения игр
на уроках природоведения………………………………...55
§4 Ход и результаты эксперимента…………………………...71
Выводы по II главе……………………………………………..72
Заключение………………………………………………………..74
Библиография……………………………………………………..76




ВВЕДЕНИЕ:



Издавна начальная школа была важным звеном в образовании и воспитании молодого поколения. Ребенок младшего школьного возраста податлив на воспитывающее воздействие извне. Психологами (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Г.И. Щукина и др.) установлено, что для младшего школьника характерно стремление к деятельности, к контактам с людьми, что позволило сделать вывод, что важнейшими развивающими способами являются деятельность и общение. Однако сложившаяся в России в XX веке авторитарная школа тормозила эти факторы, она просто не допускала их к ребенку. Ученик был объектом научения. Преобладающая его деятельность была деятельность по образцу (делай как я, думай как я, говори как я). Самостоятельность ребенка, его творческий потенциал были подавлены. К настоящему времени такой подход уходит из школы. Поэтому очень важно именно сейчас дать учителю в руки "инструмент", с помощью которого он вернет ребенку в учении его природную потребность к самостоятельной деятельности и общению.
В дошкольном детстве основным видом деятельности детей была игра, которая предоставляла им большие возможности для общения. С приходом в школу меняется их деятельность: ведущей становится учебная. Однако не должно быть резкой границы в деятельности ребенка при переходе в школу. Учебная деятельность должна "вырастать" из игровой. Поэтому и на этапе школьного обучения игра должна занимать определенное место.
В.А. Сухомлинский ратовал за то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не закрыли перед ним дверью класса. Ребенок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Одним из средств сохранения этой радости является игра, которая не перестает влиять на развитие ребенка и в учебном процессе школы.
Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.
В связи с этим нами поставлена цель разработать учебные игры и методику их использования на уроках природоведения.
Объект - учебно-воспитательный процесс по природоведению.
Предмет - природоведческие игры как средство повышения качества знаний по природоведению.
Гипотеза - если разработать содержание природоведческих игр и методику их использования в процессе преподавания этого предмета, то это повысит активность младших школьников в изучении природы.
Цель исследования, его предмет, объект и гипотеза определили следующие задачи:
1. Изучить по литературным источникам состояние проблемы в ретроспективе.
2. Изучить психолого-педагогическую литературу с целью выявления психофизиологических особенностей младших школьников, позволяющих судить об их готовности к восприятию природоведческих игр.
3. Разработать содержание природоведческих игр по природоведению.
4. Разработать методику применения природоведческих игр на уроках природоведения.
5. Проверить в опытно-экспериментальном обучении возможности применения в учебном процессе разработанных нами игр и методику их использования.
Изучение практики работы школы показало, что учителя положительно относятся к применению на уроках игры как средства занимательности, но испытывают их острый недостаток. Таким образом, нами выявлено противоречие между большой значимостью игры в развитии ребенка, потребностью практики в наличии материалов с содержанием игр и методикой их применения на уроках по разным предметам, в том числе и по природоведению и недостатком таких материалов. Этим подтверждается актуальность нашего исследования.
Методологической основой исследования является теория соответствия деятельности и психических функций человека (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Я.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Г.И. Щукина и др.), теория познания, теория гуманной педагогики (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский).
Методы исследования: изучение и анализ литературных источников, наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент.
Экспериментальная база: школа №1804 г. Москвы.
Научная новизна и теоретическая значимость. Игра рассмотрена как вид деятельности определенного уровня психического развития ребенка и как предпочтительное средство вхождения его в учебную деятельность. Разработано содержание природоведческих игр, выполнена их систематизация и разработана методика применения игр на уроке.
Практическая значимость. Разработанные нами игры использованы в преподавании природоведения в школе №1804 г. Москвы во время педагогической практики. Они могут быть использованы учителями их практической деятельности.




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальных классах. - М., 2001
2. Амонашвили Ш.А. "Здравствуйте, дети!": Пособие для учит. - 2-е изд., М.: "Просвещение", 1988
3. Балбышев И.Н. Лесные встречи. - Л., 1981; Родная природа. - Л., 1975; Из жизни леса. - Л., 1987
4. Бахарева А.С. Игра на уроках природоведения: Метод. пособие. - Шадринск: изд. Шадринского пединститута, 1996, с.27
5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей (форма, цвет, звук): Попул. пособие для родит. и педагогов. - Ярославль "Академия развития", 1998
6. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - Л., 1974
7. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методич. рекомендации.
8. Волина В., Маклаков К. Естествознание. - АРД Екатеринбург, 1998
9. Волина В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 1991
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - Союз Санкт-Петербург, 1997
11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. - Вопросы к психологии, №6 1966
12. Герд А.Я. Первые уроки минералогии. - Спб, 1874, с.9
13. Горощенко В.П. Хрестоматия по природоведению. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1979
14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986
15. Дмитриев Ю.Д. Путешествие на всю жизнь. - М., 1977; Солнцеворот. - М., 1975
16. Заика Е.В., Лаптушенко Т.Н. Психологическая консультация. Вопросы психологии. №4 1997
17. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. Избр. псих. труды в 2-х томах. - М., 1986
18. Зуев В.Ф. Избр. педагогич. труды. - М.: изд. АПМРСФСР, 1953, с.56
19. Игра. Рос. пед. Энциклопедия. - М., 1993, т.1
20. Игра как средство обучения младших школьников: Метод. пособие. - Новокузнецк: изд. НПК, 1998
21. Игры и загадки на уроках природоведения: Метод. пособие. - С.-Пб., 1995
22. Игры - обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 1994
23. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальной школе: Попул. пособие для родит. и педагогов. - Ярославль "Академия развития", 1997
24. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 1988
25. Колягин Ю.М., Авдеева Т.К. Еще раз о занимательности в обучении младших школьников. "Начальная школа", №9-10 1992
26. Коменский А.Я. Великая дидактика. Прилож. к ж. "Начальная школа", 1975, с.108
27. Крупская Н.К. Педагогические соч. - М., 1959, т.3
28. Макаренко А.С. Собр. соч. в 7 томах. - М., изд. АПНРСФСР, 1983, т.4
29. Мифтакова Л.Н. Игры и игровы задачи на уроках природоведения. "Начальная школа", №9 1994
30. Немов Р.С. Психология в 3-х т. - кн. 2. - 2-е изд., М.: Просвещение "Владос", 1995
31. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика исследования природоведения. - М.: Просвещение, 1990
32. Плешаков А.А. Природоведение в 1,2,3,4 кл. Метод. рекомендации к учебникам. - М.: Просвещение, 1994
33. Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы. - М., 1975
34. Ползунов И.Д. Месяцеслов, 1973
35. Пучинина О.А. Игра "В мир за знаниями". - "Начальная школа", №2 1997
36. Рутцова Н.С. Кроссворды на уроках природоведения. - "Начальная школа", №6 1994
37. Сапронова Д.Д. Использование занимательных материалов на уроке природоведение. - "Начальная школа", №7-8 1994
38. Смекалка для малышей. Занимат. задачи, загадки, ребусы, головоломки. Пособие для нач. школы. - М., Омега, 1994
39. Смирнова О.М. Дифференцированный подход в обучении природоведению. Метод. рекомендации в помощь учителю нач. школы. - М., Новая школа, 1997
40. Стрижев А.Н. Календарь русской природы. - М., 1981
41. Сухомлинский В.А. Сухомлинский о воспитании. - М., 1989
42. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 т. - М.-Л., 1948-1952, т.5
43. Эльконин Д.Б. Избр. психол. труды. - М., 1989
44. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978
45. Эльконин Д.Б. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина. - Обучающие игры на уроках грамоты.




Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru