Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Творческая самореализация школьника в учебном процессе ID работы - 722206 педагогика (диссертация) количество страниц - 209 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 4 Глава I. Педагогические условия творческой самореализации школьника в учебном процессе на первоначальном этапе ее становления 16 1.1 Личностно ориентированный подход - методологическая основа создания творческой самореализации школьника в учебном процессе 19 1.2 Младший школьник как субъект учебно-творческой деятельности 52 1.3 Синтез искусств как один из важнейших компонентов первоначального этапа творческой самореализации личности школьника в учебно-творческой деятельности 80 Выводы по i главе 102 Глава II. Диагностика сформированности первоначального этапа творческой самореализации личности школьника в учебном процессе 107 2.1 Задачи, этапы и методика проведения педагогического эксперимента 107 2.2 Организация экспериментального исследования педагогических условий первоначального этапа творческой самореализации личности школьника 136 2.3 Анализ и интерпретация результатов педагогического эксперимента 150 Выводы по II главе 175 Заключение 178 Библиография 182 ВВЕДЕНИЕ: Состояние современного образования характеризуется сменой педагогических парадигм. Модернизация отечественного образования связана с личностно ориентированным подходом, главным направлением которого является развитие личностного отношения к миру, деятельности, себе, воспитание гражданина, готового к дальнейшей жизнедеятельности на благо общества. Массовая инфантилизация населения заставляет изменить сложившееся "знаниевое" обучение и воспитание на образование, которое позволяет каждому учащемуся саморазвиваться, самоопределяться и самореализовываться. "Школа будущего времени - это пространство гарантированной продуктивной занятости ребенка в течение всех лет обучения. Это своего рода полигон, позволяющий школьнику осуществить себя в роли социально зрелого члена общества" (А.Кушнир). Представители гуманистического направления в образовательном процессе не отличаются единством воззрений. В ее рамках существуют достаточно разнообразные модели образования: психолого-дидактическая концепция личностно ориентированного обучения (И.С.Якиманская); аксиологическая концепция личностного воспитания (И.Б.Котова, А.В.Петровский, Е.Н.Шиянов); дидактическая модель личностно ориентированного образования (В.В.Сериков); проективная модель личностно ориентированного обучения (Н.И.Алексеев); модель личностно ориентированного воспитания (Э.Ф.Зеер); культурологическая концепция личностно ориентированного образования (Е.В.Бондаревская). Для начального образования в рамках личностно ориентированного подхода главной задачей является создание условий для полноценного проживания ребенком детства, поскольку тенденция к ускоренному прохождению начального этапа школьного образования неминуемо ведет к ряду трудновосполнимых потерь в психическом и личностном развитии ребенка. Условиями полноценного проживания ребенком детства являются организация культурной среды, обеспечивающей разностороннее развитие личности младшего школьника и оказание ему помощи в нахождении своего места в культуре (выборе ценностей, среды жизнедеятельности и способов культурной самореализации в ней). Особое значение при этом приобретает содействие в постепенном переходе ребенка из мира детства в мир взрослых, из мира его собственной природы в мир социальности и культуры. Таким ориентиром в учебной деятельности, по мнению современных ученых Н.Ф.Виноградовой, А.А.Леонтьева, Д.А.Леонтьева, В.В.Репкина, А.В.Хуторского и др., является процесс самореализации: целостный, целенаправленный и непрерывный, первоначальный этап которого важно заложить на первой ступени обучения. Постепенное вхождение младшего школьника в социо-культуру возможно через реализацию принципа природосообразности образования. Современную трактовку принципа дает в своем научном исследовании П.П.Козлова. Она представляет принцип как совокупность биологических, социальных и духовных сущностных начал человека. К основным условиям формирования духовного мира личности П.П.Козлова относит развитие в человеке творческого начала и внутренней деятельности. Подобная точка зрения прослеживается в позиции В.Д.Шадрикова: "Необходимо опираться на интересы ребенка, его природу, дать жизнь его ненасытному стремлению познавать, разбудить его способности, открыть путь к самовыражению". Подчеркивая важность приобщения ученика к культуре, накопленной человечеством, ученый особое значение придает развитию духовных способностей и духовности в целом. Духовность проявляется в том, что действительность познается не только рационально, но и эмоционально, через переживания. Однако на практике в течение нескольких десятилетий процесс обучения в начальной школе ориентируется на развитие рациональной сферы (левополушарного типа мышления), в которой доминирующим является анализ, классификация, опора на понятийный способ познания. Постоянная апелляция к разуму и недогрузка эмоционально-образной сферы (правополушарного типа мышления) притупляет остроту чувственного восприятия и деформирует природный опыт ребенка. Сами же знания формально-логического происхождения остаются определениями, правилами, понятиями, лишенными личностной значимости для учащегося. Поэтому исследователи в области личностно ориентированной педагогики выдвигают идею об обеспечении принципиальной возможности перехода к новым, так называемым дуальным формам подготовки учащихся, которые опираются как на левополушарные, так и на правополушарные "механизмы" обработки информации функциональными системами головного мозга и создание для учащихся в учебном процессе "творческого поля", в котором личность имеет возможность саморазвиваться, самоопределяться и самореализовываться. Долгое время образование в нашей стране развивалось вне контекста мировой и национальной культуры. Основные параметры его развития задавались идеологией. Сейчас настало время вернуть образование в контекст культуры. Это означает его ориентацию на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру, гуманитаризацию содержания, освоение гуманистических технологий обучения и воспитания, создание в образовательных учреждениях среды, формирующей личность, способную к творческой самореализации в современной социокультурной ситуации. Истоки культурологического подхода находятся в античной культуре: это идеи paideia, paideuma, cultura animi с разных позиций, выходящих на феномен взращивания образованности и душевности. Крупнейшие деятели культуры и педагоги (А.Дистервег, С.Френе, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, М.Монтессори, В.А.Сухомлинский и др.) признавали культурные, нравственные, гуманистические ценности доминантами образовательных процессов. Философские корни культурных идей образования можно обнаружить в разных направлениях антропологии (философской, культурной и педагогической), представителями которой являлись А.Адлер, Р.Бенедикт, Ф.Боас, М.Вебер, А.Гелен, Г.Зиммель, А.Кардинер, Г.Клемм, А.Крёбер, Б.Малиновский, М.Мид, Л.Уайт, М.Фуко, М.Шелер, О.Шпенглер, М.Харрис и др. Труды наших соотечественников (М.М.Бахтин, Г.С.Батищев, Н.А.Бердяев, Л.С.Выготский, А.Ф.Лосев, Ю.М.Лотман, П.А.Сорокин, С.Л.Франк, Г.Г.Шпет, Г.П.Щедровицкий) оказали существенное влияние на теоретическую разработку основ культурологического образования. Определяющее значение для нашего исследования имели работы, в которых рассматривается практическая реализация культурологических идей в образовании (В.С.Библер, Г.Д.Бухарова, И.Н.Закатова, Э.Ф.Зеер, С.Ю.Курганов, А.М.Кушнир, Л.В.Моисеева, Б.М.Неменский, Е.В.Ткаченко и др.). Попытки создать образ человека культуры были предприняты философами - Н.А.Бердяевым, Н.О.Лосским, П.А.Флоренским и современными педагогами Е.В.Бондаревской, Н.Б.Крыловой и др. Современные социально-экономические процессы, происходящие в обществе, обосновывают необходимость уже в начальной школе создавать такие условия, которые бы обеспечили дальнейшую жизнедеятельность младшего школьника в обществе. Последние нормативные документы относительно начального образования призывают руководителей и учителей "обучить младших школьников элементам творческой самореализации". Фундаментальное значение для понимания сущности самореализации в нашей работе имели психолого-педагогические исследования С.Л.Емельянцева, Э.Ф.Зеер, Н.Б.Крыловой, Д.А.Леонтьева, Г.Н.Серикова, Е.В.Ткаченко, Л.В.Трубайчук, В.А.Черкасова и др. Разделяя точку зрения Е.В.Бондаревской, мы считаем, что человек культуры - это не набор свойств функций, не сумма добродетелей, эталонов культурности, а это человек, способный максимально реализовать свои индивидуальные способности. Это человек, способный и стремящийся к самореализации. Фундаментальное значение для понимания сущности самореализации в нашей работе имели психолого-педагогические исследования А.С.Белкина, С.Л.Емельянцева, Э.Ф.Зеера, Н.Б.Крыловой, Д.А.Леонтьева, Л.В.Моисеевой, Г.Н.Серикова, Е.В.Ткаченко, Л.В.Трубайчук, В.А.Черкасова и др. Следует отметить, что в психолого-педагогической литературе отсутствует единство взглядов в определении понятия "самореализация", не выявлены попытки осмыслить понятие "творческая самореализация", не раскрыты условия ее осуществления через развитие эмоционально-чувственной сферы. В целом по проблеме самореализации школьника проведено немало теоретических исследований. Однако в данных работах исследователи не ставили перед собой цель изучить условия и средства первоначального этапа творческой самореализации школьника, обеспечивающие тем самым его дальнейшую жизнедеятельность. Актуальность исследуемой проблемы возникает из противоречий: - Закон "Об образовании" Российской Федерации, национальная доктрина образования ставят в центр образовательного процесса личность ребенка, его способность к саморазвитию и самореализации, но в практике начальной школы эти идеи слабо осуществляются, так как не определены условия и средства первоначального этапа самореализации младших школьников в учебном процессе; - стандартом начального образования определено, что новообразованием младшего школьника является теоретический тип мышления, в практике школьной жизни это привело к тому, что в начальной школе в последнее время интенсивно осуществляется умственное развитие, при этом умаляется роль эмоционально-чувственного, которое лежит в основе развития творческих способностей в данном возрасте. Современные теоретические исследования доказывают необходимость развития, начиная с начальной школы, творческого типа мышления, которое "глубже и шире раскрывает объективную действительность" (В.И.Андреев), но для этого недостаточно теоретических исследований относительно начального образования; - модернизация начального образования определяет в качестве ведущей задачу - получение знаний как личного образовательного продукта, что требует организации такого "творческого поля", которое бы создавало условия для творческой самореализации младшего школьника, но в теории и практике отсутствует система заданий, направленная на приращение знаний в учебном процессе. Таким образом, актуальность исследуемой темы может быть аргументирована важностью проблемы в социальном, научно-педагогическом, и научно-практическом планах и недостаточной разработанностью данной проблемы для учебного процесса начальной школы. Названные противоречия обусловили проблему нашего исследования: какие педагогические условия способствуют обеспечению творческой самореализации школьника в учебном процессе? Постановка проблемы определила тему исследования - "Творческая самореализация школьника в учебном процессе". Цель исследования: научно обосновать и апробировать комплекс педагогических условий, которые обеспечивают первоначальный этап творческой самореализации школьника в учебном процессе. Объект исследования: учебно-творческая деятельность младших школьников. Предмет исследования: комплекс педагогических условий, обеспечивающих творческую самореализацию на первоначальном этапе обучения. Научная гипотеза исследования состоит в том, что первоначальный этап творческой самореализации школьников будет возможным и оптимальным, если: - творческая самореализация младшего школьника осуществляется на основе личностно ориентированного подхода, который мобилизует учащихся начальных классов на освоение общечеловеческих ценностей и способствует развитию их духовно-нравственного потенциала; - младший школьник - субъект учебно-творческой деятельности, направленной на создание личного творческого образовательного продукта; - в учебном процессе используется синтез искусств (литература, ИЗО, музыка, художественный труд, театр), способствующий развитию эмоционально-чувственной сферы и эстетической активности учащихся начальных классов. Цель, объект, предмет и научная гипотеза определили постановку следующих задач: 1. Определить феномен творческой самореализации школьника на основе анализа отечественной и зарубежной теории и практики, а также ее возможность в младшем школьном возрасте; 2. Раскрыть содержание понятия "творческая самореализация младшего школьника"; 3. Теоретически обосновать выбор комплекса педагогических условий, обеспечивающих первоначальный этап творческой самореализации школьников в учебно-творческой деятельности через развитие их эстетической активности и эмоционально-чувственной сферы; 4. Разработать критерии, позволяющие выявить возможность творческой самореализации младшего школьника; 5. Разработать систему учебно-творческих задач и заданий как средства управления процессом творческой самореализации школьников на первоначальном этапе ее становления. 6. Экспериментально определить возможность первоначального этапа творческой самореализации школьников, исходя из выявленного комплекса педагогических условий. Научно-методологической основой исследования являются: - теоретические положения о личности как высшей ценности развития общества (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Э.Ф.Зеер, А.Н.Леонтьев, А.А.Леонтьев, Б.Т.Лихачев, Д.Б.Эльконин и др.); - положения о потенциальных возможностях младших школьников в эмоционально-чувственной сфере (Н.Б.Крылова, Г.Н.Кудина, В.Я.Ляудис, А.А.Мелик-Пашаев, Л.В.Моисеева, Н.Б.Неменский, З.И.Романовская, А.В.Хуторской и др.); - основные положения теорий ценностей, самоактуализации личности в философии и гуманистической психологии (А.Адлер, А.Маслоу, К.Роджерс, Э.Шострем, У.Шутц и др.). - положения психологических и педагогических теорий о самореализации человека в деятельности и социальном взаимодействии на основе осознанного и принятого социального смысла творчества (К.А.Абльуханова-Славская, А.Г.Асмолов, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, В.А.Черкасов, А.В.Хуторской и др.). - положения философии о единстве мира, что является основой интеграции знаний (Н.Р.Ставская, А.Д.Урсул, И.Т.Фролов, М.Г.Чепиков и др.); - культурологическая концепция личностно ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, Н.Б.Крылова) как основа развития эмоционально-чувственной сферы и эстетической активности младших школьников, обеспечивающая первоначальный этап их творческой самореализации. Исследование проводилось в период с 1996 по 2002 год. Общий замысел и логика исследования определили следующие этапы и последовательность работы. На первом этапе (1996-1998гг.), поисково-теоретическом, в процессе теоретического осмысления темы была изучена философская и психолого-педагогическая литература, а также диссертационные исследования по данной проблеме. На этом этапе осуществлялось осмысление и формирование понятийного аппарата, определялись методологические и теоретические основы исследования, формировалась цель, задачи, рабочая гипотеза, составлялась программа исследования проводился констатирующий эксперимент. Методами исследования выступали: анализ философской, психолого-педагогической и методологической литературы, анализ учебных программ начальной школы, наблюдение, тестирование. На втором этапе (1998-2000 гг.), опытно-экспериментальном, проводилась опытно-экспериментальная работа, связанна с проверкой рабочей гипотезы, осуществлялся анализ и обработка результатов. Разрабатывалась система учебно-творческих задач и заданий как средство управления первоначальным этапом творческой самореализации школьника. Методы исследования: формирующий эксперимент, наблюдение за деятельностью учащихся, диагностические (метод экспертных оценок, тестирование). На третьем этапе (2000-2002 гг.), обобщающем, проводилась обработка, анализ и систематизация полученных результатов, уточнялись теоретические и экспериментальные выводы; результаты исследования внедрялись в практику работы начальной школы; оформлялась диссертационная работа. На этом этапе использовались методы математической статистики. Базой исследования послужили начальные классы школ № 10, 69, 153 г. Челябинска. Научная новизна заключается в следующем: - теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий (личностно ориентированный подход, который мобилизует учащегося на освоение общечеловеческих ценностей и способствует развитию духовно-нравственного потенциала; младший школьник как субъект учебно-творческой деятельности, которая направлена на создание личного творческого образовательного продукта; синтез искусств, который способствует развитию эмоционально-чувственной сферы и эстетической активности личности учащихся начальных классов). Создание данного комплекса педагогических условий позволяет организовать первоначальный этап творческой самореализации личности школьников, обеспечивающий дальнейшую жизнедеятельность. - выявлена взаимосвязь сущностных характеристик первоначального этапа творческой самореализации, под которыми понимается совокупность качеств личности (креативных, когнитивных, коммуникативно-нравственных, оргдеятельностных), обеспечивающих творческую самореализацию через создание личного творческого образовательного продукта на основе гармонического развития умственной и эмоционально-чувственной сфер, а также эстетической активности; - определены критерии, позволяющие выявить возможность творческой самореализации младших школьников (уровень развития эмоционально-чувственной сферы, который обеспечивает учащимся тонкое, "живое" восприятие окружающей действительности и стимулирует развитие потребности младшего школьника участвовать в учебно-творческой деятельности; уровень умственного развития, который обеспечивает учащимся знаниевую основу, а также инструментарий - операции мышления (анализ, синтез, классификация, установление причинно-следственных связей и т.д.), являющиеся средством осуществления потребности младшего школьника в учебно-творческой деятельности; уровень развития творческого мышления, в частности, таких его показателей, как оригинальность и гибкость, который способствует развитию творческих способностей, побуждающих учащихся к созданию личного творческого образовательного продукта на основе приращения знаний; уровень развития нравственных качеств, который закладывает основу духовно-нравственного потенциала младшего школьника, регулирует поведение учащегося и создание им личного творческого образовательного продукта с пользой не только для себя, но и для других). Теоретическая значимость исследования состоит в том, что - в теории педагогики уточнены и конкретизированы понятия "учебно-творческая деятельность младшего школьника", "младший школьник как субъект учебно-творческой деятельности", "творческая самореализация младшего школьника"; - теоретически определена система учебно-творческих задач и заданий, совокупность которых развивает умственную и эмоционально-чувственную сферу учащихся, их эстетическую активность, определяет усвоение общечеловеческих ценностей и способствует созданию личных творческих продуктов. Практическая значимость состоит в том, что система учебно-творческих задач и заданий, а также результаты исследования по обеспечению условий первоначального этапа творческой самореализации школьников в процессе формирования учебно-творческой деятельности могут быть использованы в практике начального образования. Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись: - в ходе экспериментальной работы в школах № 10, 69, 153 г. Челябинска посредством работы в качестве учителя начальных классов; - через выступления на научно-методических семинарах при Центре личностно ориентированного и развивающего обучения Челябинского государственного педагогического университета (1998-2001 гг.); - посредством участия на научно-практических конференциях (1997-2001 гг.) по проблемам личностно ориентированного и развивающего обучения (г. Челябинск и Екатеринбург); - посредством участия в организованном центральным районным управлением образования Челябинска конкурсе "Учитель года" (1999 г.); - в публикациях результатов исследования в научных сборниках статей. Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивалась методологическим подходом к решению поставленной проблемы с использованием комплекса научных методов, адекватных объекту и задачам исследования; воспроизводимостью результатов пролонгированной по времени опытно-экспериментальной работы, результативностью эмпирических материалов, обработкой результатов методами математической статистики. На защиту выносятся: - положения о первоначальном этапе творческой самореализации школьников: развитие эстетической активности и эмоционально-чувственной сферы в учебно-творческой деятельности, синтез искусств, ориентация на духовно-нравственный потенциал школьника; - комплекс педагогических условий, раскрывающих методологический, психолого-педагогический, дидактический аспект первоначального этапа творческой самореализации школьников; - система учебно-творческих задач и заданий на развитие интеллектуальной, исполнительской и авторской деятельности, обеспечивающая первоначальный этап творческой самореализации учащихся в учебно-творческой деятельности; - критерии, позволяющие выявить возможность творческой самореализации школьника (умственное развитие, развитие эмоционально-чувственной сферы, творческого мышления и нравственных качеств). Структура диссертации определена задачами исследования, логикой раскрытия темы и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Диссертация изложена на 187 страниц, содержит 38 таблиц, 17 гистограмм и 2 рисунка. Библиографический список включает 232 наименования, в том числе 6 на иностранных языках. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия мысли. - М.: Мысль, 1991. - 299 с. 2. Аганисьян В.М. Развитие творческого мышления студентов - педагогов // Вопросы психологии. - 1982. - № 6. - С. 97-100 3. Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности //Вопросы психологии. - 1999. - № 6. - С.100-109. 4. Адлер А. Понять природу человека / Пер. с англ. - СПб.: Гуманитар. агентство "Академический Проект", 2000 . - 251 с. 5. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Просвещение, 1999. - 234 с. 6. Алексеев Н.И. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. - Тюмень: Изд-во Тюм ГУ, 1997. - 155 с. 7. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности: Склонность и одаренность. - М, 1962. - 275 с. 8. Андреюшин А.Н. Основы эстетического воспитания учащихся общеобразовательных учебных заведений в условиях развивающего обучения: Дисс. … к.п.н. - М., 1996. - 195 с. 9. Андреев В.И. Диалектика воспитания творческой личности. - Казань, 1988. - 41 с. 10. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с. 11. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. - Казань, 1994.- 246 с. 12. Андреев В.И., Попов Л.М., Посталюк Н.Ю. Факторы и критерии развития творческих способностей студентов в условиях перестройки высшей школы // Развитие творческой активности в учебной, научно - исследовательской и социально - политической деятельности: Сборник науч. тр. - М.: НИИВШ.1990,- с.29-30. 13. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с. 14. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. - М.: Знание, 1981. - 96 с. 15. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Кн.1: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. - 240 с. 16. Баксанский О.Е., Чистова М.В. Проблемное обучение: обоснование и реализация // Наука и школа. - 2000. - № 1. - С. 19-25. 17. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. - М.: Педагогика, 1990. - 183 с. 18. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. - Екатеринбург: Изд-во УрГПИ, 1994. - 152 с. 19. Беликов В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция). - Челябинск: Изд-во ЧГПИ "Факел", 1995. - 142 с. 20. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13 тт.- Т.11. - М.: Изд-во АН СССР, 1956. - 718 с. 21. Белкин А.С., Жукова М.К. Витагенное образование. Голографический подход. - Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 1999. - 136 с. 22. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: В 2 частях. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ин-та., 1992. - 192 с. 23. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. - М.: "Прогресс", 1986. - 424 с. 24. Берулава М.Н. Интеграция содержания общего и профессионального образования в профтехучилищах (теоретико-методологический аспект). - Томск: 1988. - 228 с. 25. Берхин Н.Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников // Педагогика. - 1995. - № 2. - С. 42-45. 26. Блонский П.П. Педология: Кн. для преподавателей и студентов пед. вузов / Под ред. В.А.Сластенин. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 287 с. 27. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-н/Д: Изд-во РГУ, 1983. - 168 с. 28. Богоявленская Д.Б. "Субъект деятельности" в проблематике творчества // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С. 35-41. 29. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации детей и подростков. - М., 1972. - 316 с. 30. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А.Кузнецов. - СПб.: "Норинт", 1998. - 1536 с. 31. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Ученик в структуре личностно ориентированного образования. - Ростов-н/Д., 1997. - С. 6-21. 32. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студентов сред. и высш. пед.учеб. заведений. слушателей ИПК и ФПК. - Ростов-н/Дону: творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с. 33. Бухарова Г.Д., Семенов В.Д. О личностно ориентированном обучении // Вестник учебно-методического объединения высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию. Выпуск 1 (24). - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. - С. 119-122. 34. Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии. - 2001. - № 2. - С. 74-85. 35. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: МГУ, 1984. - 186 с. 36. Веселкова О.А. Педагогические условия актуализации коммуникативно-нравственной культуры младших школьников. Автореф. … к.п.н. - Омск, 2000. - 21 с. 37. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с. 38. Выготский Л.С. - М.: Издательский Дом Ш.Амонашвили, 1996. - 224 с. 39. Выготский Л.С. Психология искусства. - 3-е изд. - М.: Искусство, 1986. -572 с. 40. Гатанов Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 1. - С. 93-100. 41. Говорун Д.И. Творческое воображение и эстетические чувства. - Киев: Выща школа, 1990 - 143 с. 42. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное. Т.1: Пер. с франц. - М.: Мир, 1996. - 496 с. 43. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. - М., 1991. - С. 27-28. 44. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 159 с. 45. Горяева Н.А. Увлеченность, выразительность, самостоятельность // Искусство в школе. - 2001. - № 3. - С. 7-9. 46. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. - М.: Педагогика, 1977. - 136 с. 47. Грязева В.Г. Экологическая психология творческой личности. Обучение в контексте развития личности как субъекта культуры. - Челябинск: ООО "Полиграф - мастер", 2000. - 306 с. 48. Грязева В.Г., Немкин В.А. Эстетическое образование личности: от образно смысловой картины мира к организации эстетических взаимодействий в мире. - Челябинск, 1998. - 150 с. 49. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М.: Педагогика, 1972. - 324 с. 50. Давыдов В.В. Основные положения теории учебной деятельности // Вестник международной ассоциации "Развивающее обучение" // Октябрь. - 1996. - № 1. - С. 73-79. 51. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении, - Томск: Пеленг, 1992. - 116 с. 52. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интор, 1996.- 544 с. 53. Давыдов В.В. Формирование учебной деятельности у младших школьников. - М.: Просвещение, 1980. - 246 с. 54. Давыдов В.В., Вардинян А.У. Учебная деятельность и моделирование. - Ереван: Луйс, 1981. - 118 с. 55. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. - М.: Изд-во "Наука", 1976. -192 с. 56. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики /Под ред. М.Н.Скаткина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1982. - 319 с. 57. Емельянцев С.Л. Конкурсы достижений как средство самореализации старшеклассников. Дисс. … к.п.н. - СПб., 1999. - 172 с. 58. Ермак Н.А. Педагогические основы развития духовного мира младших школьников средствами изобразительного искусства. Дисс. … к.п.н. - Ростов-н/Дону, 1999. - 220 с. 59. Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемы методов обучения в современной школе // Проблемы методов обучения в современной школе. - М., 1980. - С. 56 - 64. 60. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование: теоретико-методологический аспект. - Екатеринбург: Изд-во УрГППУ, 2001. - 51 с. 61. Зеер Э.Ф. Становление личностно ориентированного образования // Вестник ЧГПУ. Серия 3. Институт развития образования и воспитания подрастающего поколения. - Челябинск, 2001. - С. 14-17. 62. Зеленкова И.В. Восприятие произведений искусства младшими школьниками // Начальная школа. - 1996. - № 7. - С. 50 - 52. 63. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. - 1997. - № 5. - С. 27 - 31. 64. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии. - 1998. - № 3. - С.104-114. 65. Изард К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ. - СПб.: Изд-во "Питер", 1999. - 464 с. 66. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с. 67. Каган М.С. Человеческая деятельность. - М., 1974. - 386 с. 68. Калитеевская Е.Р. Психическое здоровье как способ бытия // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. - М.: Смысл, 1997. - С. 231 - 238. 69. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. - М.: Наука, 1997. - 222 с. 70. Ковалев А.Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей. - Минск: Народная асвета, 1974. - 143 с. 71. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. завед. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 176 с. 72. Козлова П.П. Природосообразность как основополагающий принцип в истории школы и педагогики: Автореф. дис. … д.п.н. - Казань, 1998. - 41 с. 73. Кон И.С. - В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с. 74. Конаржевский Ю.А. Анализ урока: - М.: Центр "Педагогический поиск", 2000. - 336 с. 75. Кондрашов В.А., Чичинос Е.А. Этика. Эстетика. - Ростов-н/Д: Изд-во "Феникс", 1998. - 512 с. 76. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) Проект // Начальная школа: плюс-минус, 2000. - С.3-13. 77. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе ) // Вестник ЧГПУ. Серия 6. Личность. Труд. Экономика. Образование. - 2000. - № 3. - 259 с. 78. Коротаева Г.С. Воспитание социальной активности личности как средство предупреждения педагогической запущенности младших школьников. Сборник. Свердловск, 1990. - С. 14-22. 79. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. - М.: "КСП", Институт психологии РАИ, 1997. - 224 с. 80. Красильников И. Творческое задание на уроках искусства //Искусство в школе. - 2001. - № 3. - С. 10-72. 81. Краткий словарь современных понятий и терминов. - 2-е изд. / Н.Т.Бунимович, Г.Г.Жаркова, Т.М.Корнилова и др., сост. и общ. ред. В.А.Макаренко. - М.: Республика, 1995. - 510 с. 82. Краткий словарь по эстетике. Книга для учителя / Под ред. М.Ф.Овсянникова. - М., 1983. - 224 с. 83. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. - М.: Интор, 1995. - 48 с. 84. Крупник Е.П. Психологические проблемы воспитательного воздействия искусства // Вопросы психологии. - 1989. - № 4. - С. 102 - 110. 85. Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000. - 272 с. 86. Крюгер Ф. Сущность эмоционального переживания // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гипперейтер. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - С. 108 - 119. 87. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. Программа развивающего обучения (система Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдова) 1-5 классы. - М.: Интор, 1997. - 32 с. 88. Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней в систем развивающего образования // Преемственность ступеней в систем развивающего и развивающегося образования. Сб. науч. метод. статей / Под ред. В.Т.Кудрявцева. - М.: Изд-во "ГНОМ и Д", 2001. - 264 с. 89. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К. Как рождается субъект деятельности // Начальная школа: плюс-минус. - 2001. - № 1. - С. 13-22. 90. Кузина Е.В. Формирование эстетических чувств у младших школьников в процессе изучения произведений искусств: Дис. … к.п.н. - М.: МГЗПЧ, 1991. - 170 с. 91. Левшина И.С. Как воспринимается произведение / Из опыта социологических исследований. - М.: Знание. - 1983. - 96 с. 92. Лейтес Н.С. К проблеме сентизивных периодов развития человека // Принцип развития в психологии. - М., 1978. - 368 с. 93. Ленин В.И. О воспитании и образовании: [Сборник] / Под ред. В.И.Додонова. - М.: Просвещение, 1987. - 494 с. 94. Леонтьев А.А. Научите человека фантазии... (творчество и развивающее образование) // Вопросы психологии. - 1998. - № 5. - С. 82 - 85. 95. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с. 96. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т.1 - М., 1983. - 287 с. 97. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. - М.: Смысл, 1997. - 336 с. 98. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 185 с. 99. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М., Знание, 1974. - 64 с. 100. Лозинг В.Р. Начало теории построения практики развивающего обучения. - Кемерово, 1981. - 91 с. 101. Локалова Н.П. Стадии овладения учениками литературным текстом. Психологические закономерности развития процессов смыслового анализа // Начальная школа. - 1996. - № 7. - С. 75 - 80. 102. Лук А.Н. Эмоции и личность. - М.: Знание, 1982. - 176 с. 103. Ляудис В.Я. Обучение творчеству - новый этап развития современного образования //Теория и практика обучения научно-техническому творчеству: Сб. науч. статей / Под ред. В.Я.Ляудис. - М.: НПО "Поиск"", 1992. - С. 10-27. 104. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Просвещение. 1988. - 91 с. 105. Максимова В.Н. Межпредметные связи как педагогическая проблема // Советская педагогика. - 1981. - № 8. - С. 78 - 94. 106. Малюков А.Н. Формирование художественной культуры подростка в процессе воспитания ценностного отношения к искусству: Дисс. … д.п.н. - М., 1996. - 506 с. 107. Малюков А.Н. Эмоциональное переживание и развитие личности школьника // Начальная школа: плюс- минус. - 2000. - № 6. - С. 6 -11. 108. Марцинковская Т.Д. Проблема эстетических переживаний в концепции "психологии социального бытия" Г.Г.Шпета // Вопросы психологии. - 1999. - № 6. - С. 119-127. 109. Масловская С.В. Педагогические условия развития эстетической культуры учащихся. Дисс. … к.п.н. - Оренбург, 1999. - 171 с. 110. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер.с англ. - М.: Смысл, 1999. - 425 с. 111. Маслоу А. Психология бытия. / Пер. с англ. - М.: "Рефл.-бух"; К.: "Ваклер", 1997, - 304 с. 112. Математический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1988. - 847 с. 113. Матушкин С.Е., Самойлова Ю.В. Проблемы духовности в воспитании: В помощь учителю / Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2001. - 26 с. 114. Матюшкин А.М. Загадка одаренности. - М.: Школа-Пресс, 1993. - 224 с. 115. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М., 1977. - 466 с. 116. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. - Казань, 1972. - 370 с. 117. Мелик-Пешаев А.А. Возможно ли "творческое задание"? // Искусство в школе. - 2001. - № 3. - С. 3-6 118. Мелик-Пашаев А.А. К проблеме "общего" и "специального" в художественно-творческой одаренности человека // Искусствознание и психология художественного творчества / Под ред. А.Я. Зись, М.Г.Ярошевского. - М.: Наука, -1988.- с. 307 - 320. 119. Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству // Вопросы психологии. - 1998. - № 1. - с. 76 - 82. 120. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. - С. 15 - 23. 121. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье. - М.: редакция журнала "Искусство в школе", 1995. - 144 с. 122. Мельникова Н.Н., Полев Д.М. Методика диагностики готовности к обучению в школе. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. - 51 с. 123. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 224 с. 124. Моисеева Л.В. Стратегия развития экологического образования в регионах Большого Урала // Образование и наука. - № 1(3). - 2000. - С. 101-116. 125. Монахова Г.А. Образование как рабочее поле интеграции // Педагогика. - 1997. - № 5. - С. 52 - 56. 126. Мурашов В.И. Кризис духа и его преодоление //Школа духовности. - 2000. - № 3. - С. 68 - 84. 127. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М.: Центр "Академия" , 2000. - 456 с. 128. Национальная доктрина образования в Российской Федерации . Проект // Вестник ЧГПУ.Серия 6. Личность. Труд. Экономика. Образование. - 2000. - № 3. - с. 47-56. 129. Неменский Б.М. Дидактика глазами художника // Педагогика. - 1996. - № 3.- С. 19-24. 130. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания: Кн. для учителя. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987.-255 с. 131. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед.учеб. заведений: в 3 кн. Кн.1: Общие основы психологии. 3-е изд. - М.: Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 688 с. 132. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет / Научн. - исслед. ин-т общей и педагог. психологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1992. - 160 с. 133. Нечаева О.С. Формирование и развитие творческих способностей младших школьников в условиях художественно-эстетической интеграции различных видов искусства: Дисс. … к.п.н. - Москва, 1998. - 202 с. 134. Новиков А.М. О национальном характере образования // Народное образование. - 2001. - № 4. - С. 67-75. 135. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. - М: Изд-во "Профессиональное образование". - 134 с. 136. Образовательная область "Искусство" в четырехлетней начальной школе. Письмо Министерства образования РФ № 581 от 11 апреля 2000 г. // Российское образование. - 2000. - № 5. - С. 26-29. 137. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. - М.: "Баланс", 2001.- 288 с. 138. Образовательный процесс в начальной школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы (проект) // Начальная школа: плюс-минус. - 2001. - № 9. - С. 8-42. 139. Обучение через развитие познавательных процессов. - М.: Школа, 1998. - 173 с. 140. Пайгусов А.И. Педагогические условия эффективности интегрированного обучения ( на материале предметов гуманитарного и художественно-эстетического циклов ): Дисс. … к.п.н. - Чебоксары, 1997. - 233 с. 141. Педагогические приемы как формы оптимизации эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы / Под ред. В.А.Черкасова. - Челябинск: Изд-во ЧГПИ "Факел", 1989. - 92 с. 142. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. - М.: Педагогика, 1984. - 271 с. 143. Петровский А.В., Петровский В.А. Категориальная система психологии. - 1999. - № 6. - С. 3-17. 144. Петровский В.А. Очерк теории свободной причинности // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. - М.: Смысл, 1997. - с. 124 - 144. 145. Платонов Г.В., Косичев А.Д. Проблема духовности личности (состав, типы, назначение) // Вестник. - 2001. - № 2 - С. 3-32. 146. Полозова Т.Д. Как реализовать воспитательные возможности литературы?// Начальная школа. - 1990. - № 19. - С. 64-67. 147. Полуянов Ю.А. Перспективы реализации идей Л.С.Выготского о детском художественном творчестве // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С. 98-106. 148. Полуянов Ю.А. Соотношение учебной деятельности и творчества детей на занятиях изобразительным искусством // Вопросы психологии. - 1998. - № 5. - С. 94-101. 149. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика. - 1976. - 280 с. 150. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сборник научных трудов / Отв. ред. Е.В.Ткаченко. Вып. 1. - Екатеринбург, 1995. - 224 с. 151. Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе: Сб. научн. тр. / Под ред. Л.П.Печко. - М.: Изд. АПН СССР, 1991. - 109 с. 152. Проблемы эстетического развития личности школьника / Под ред. А.И.Бурова, Е.В.Квятковского. - М.: Педагогика. - 1987. - 96 с. 153. Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование / Под рук. В.В.Давыдова: НИИ АПН СССР. - М.: Педагогика, 1990. - 160 с. 154. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. - 2-е изд.. - М: Пресс, 1999. - 440 с. 155. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.В.Ломова и др.: НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР - М.: Педагогика, 1983. - 448 с. 156. Психологические исследования творческой деятельности. - М: Просвещение, 1975. - 174 с. 157. Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. - СПб., 1997. - 240 с. 158. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с. 159. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений - Ростов-н/Д: Изд-во "Феникс", 1998. - 544 с. 160. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. -СПб.: Изд-во "Питер", 2000. - 656 с. 161. Рахимов А.З. Нравственная психология. - Уфа: Изд-во "Наука, образование, культура", 1995. - 202 с. 162. Рахимов А.З. Педагогическая акмеология. - Уфа: БашГПИ, 1999. - 246 с. 163. Резник Т.Е. , Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. Выпуск 2. М., 1995. - 121 с. 164. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. - М.: Изд-кая группа "Прогресс", "Универс", 1994. - 480 с. 165. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников : Приобщение детей к художественной литературе как к искусству: НИИ общей педагогики АПН СССР. - М.: Педагогика, 1982. - 128 с. 166. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В.Давыдов. - Т 2. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 672 с. 167. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., М., Харьков; Минск: "Питер", 1999. - 705 с. 168. Селевко Г.Р. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с. 169. Селецкая О.В. К проблеме нравственного развития личности // Наука и школа. - 1999. - № 4. - С. 30 - 34. 170. Сериков Г.Н., Сериков С.Г. Здоровье сбережение в гуманном образовании: Монография. - Екатеринбург. - Челябинск. Изд-во ЧГПУ, 1999. - 242 с. 171. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: к разработке дидактической концепции // Педагогика. - 1994. - № 5. - С.16-21. 172. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. - Минск: Харвест, 1998. - 800 с. 173. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе / Сост. Л.В.Трубайчук. - Москва: Издательство Дом "Восток", 2001.- 81 с. 174. Собкин В.С., Левин В.А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. - с. 24 - 31. 175. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров. - 4-е изд.- М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 1632 с. 176. Современная философия: Словарь и хрестоматия / Под ред. В.П.Кохановского. - Ростов-н/Д: Феникс, 1996. - 511 с. 177. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб.пособие / Под ред. В.А.Лабунской. - М.: Гардарики, 1999. - 397 с. 178. Социокультурная адаптация индивида средствами комплекса искусств / Барышникова З.А., Романова Л.О. - М.: Лаборатория эстетического освоения окр. мира исслед. центра эст. вос. РАО, 1994. - 104 с. 179. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор - координатор - академик РАН Г.В. Осипов. - М.: Изд. группа ИНФАА, 1998. - 488 с. 180. Степанова Л.А. Каптерев П.Ф. : психолого-педагогические проблемы эстетического воспитания // Педагогика. - 1999. - № 6. - С. 57 - 61. 181. Степанова Т.И. Научное исследование и опытно-экспериментальная работа как фактор личностного развития педагога // Школа и наука. - 2000. - № 6. - С.18-22. 182. Тагильцева Н.Г. Влияние эстетических чувств младших школьников на формирование активного отношения к действительности // Формирование социальной активности младших школьников в процессе обучения и воспитания: Сб. науч. статей. - Свердловск, 1990. - С. 57-64. 183. Тагильцева Н.Г. Воспитание эстетических чувств младших школьников на внеклассных занятиях искусством: Дисс. … к.п.н. - М., 1988. - 158 с. 184. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр "Академия". 1998. - 288 с. 185. Тарабакина Л.В. Практикум по курсу "Психология человека": Учеб. пособ. для студентов педагогических вузов. - Педагогическое общество России, 1998. - 112 с. 186. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А.И.Пискунова Г.В.Воробьева. - М.: Педагогика, 1979. - 207 с. 187. Терентьева Н.А. Художественно - творческое развитие младших школьников в процессе целостного восприятия различных видов искусств. - М.: Изд-во МГПИ "Прометей", 1990. - 184 с. 188. Ткаченко Е.В. О проблемных вопросах российского образования на современном этапе // Образование и наука. - № 2 (4). - 2000. - С. 15-24. 189. Трубайчук Л.В. Интеграция знаний как способ оптимизации начального общего образования: Дисс. к.п.н. - Челябинск, 1996. - 193 с. 190. Трубайчук Л.В. Педагогика развития и становления личности младшего школьника: Учебник для студентов педвузов факультета подготовки учителей начальных классов. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. - 250 с. 191. Трубайчук Л.В. Становление и развитие личности младшего школьника в образовательном процессе. Монография. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. - 242 с. 192. Уварина Н.В. Развитие творческих способностей у младших школьников: Автореф. дисс. … к.п.н. Челябинск. - 1999. - 27 с. 193. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 1. Начальная школа. Общественно - гуманитарные дисциплины / Под ред. В.С.Леднева, И.Д.Никандрова, М.Н.Лазутовой. - М.: "Прометей", 1998. - 380 с. 194. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. / Под ред. М.И. Кондакова. - М.: Педагогика, 1988. - Т. 6. - 1990. - 527 с. 195. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с. 196. Философский энциклопедический словарь / Сост. Е.Ф.Губницкий, Г.В.Кораблева, В.Р.Лутченко. - М.: Инфра, 1997. - 576 с. 197. Философский энциклопедический словарь / Сост. П.Н.Федосеев, С.И.Ковалев, В.Г.Панов. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с. 198. Формирование духовно богатой личности - задача народной школы XXI века: коллективная монография / Под ред. В.А.Черкасова. - Челябинск: Изд-во "ЧП Рейх А.Ф.", 2000. - 137 с. 199. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М: "Прогресс". 1990. - 73 с. 200. Фридман Л.М. О психологии младшего школьника // Нач.школа: плюс -минус. - 2001. - № 2. - с. 3 - 10. 201. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 320 с. 202. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993. - 268 с. 203. Черкасов В.А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной школе. - Иркутск: 1995. - 197 с. 204. Черкасов В.А., Фомина Т.А., Хайрулин Ш.Ш. Развитие духовности школьника. - Челябинск, 1993. - 164 с. 205. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособ. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Изд. корпор. "Логос". 1996. - 320 с. 206. Шишлянникова Н.Н. Интеграция искусств на уроках // Начальная школа. -1999. - № 10. - С. 26 - 29. 207. Шишлянникова Н.Н. Проблема целостности в педагогике искусства // Искусство в школе. - 2000. - № 2. - С. 6-8. 208. Шубинский В.С. Педагогика творчества учащихся. - М.: Знание. 1988. - 80 с. 209. Шумакова А.В. Педагогические условия развития музыкально - эстетического сопереживания детей старшего дошкольного возраста: Дисс. … к.п.н. - Ростов-н/Д., 1998. - 230 с. 210. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. - М.: НПЦ Эксперимент, 1993. - 155 с. 211. Щербо А.Б., Джола Д.Н. Красота воспитывает человека. - Киев: Радянська школа. 1980. - 104 с. 212. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 250 с. 213. Щуркова Н.Е. Ценностные отношения // Воспитание школьников. - 1999. - № 3. - С. 17-22. 214. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 221 с. 215. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М. : Международная педагогическая академия, 1995. - 224 с. 216. Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности//Вестник международной ассоциации "Развивающее обучение". - 1996. - Октябрь. - № 1. - С. 56-68. 217. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред.С.Я.Батышева - Т.3. - М: Изд-во АПО, 1999. - 488 с. 218. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А.Беляева и др. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с. 219. Эстетика: Учеб. пособие / Сост. Л.Т.Левчук, Д.Ю.Кучерюк, В.И.Папченко, М.Ю.Русин. - К.: Выща школа, 1991. - 302 с. 220. Эстетическое воспитание школьников на уроках художественного цикла: Сб.научн.тр. / Ред.-сост. Г.В.Арзямова, - М.: Изд-во АПН СССР, 1989. - 140 с. 221. Эстетическое сознание и процесс его формирования / Институт философии АН СССР. - М.: Искусство, 1981. - 255 с. 222. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М., "Сентябрь", 1996. - 96 с. 223. Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся // Вопросы психологии. - 1999. - № 3. - С. 39-47. 224. Яковлев Е.В. Педагогический эксперимент: квалиметрический аспект: Монография. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1998. - 136 с. 225. Яковлев Е.Л. Эстетическое чувство и религиозное переживание. - М.: Сов. Художник, 1964. - 94 с. 226. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. - 1994. - № 5. - С. 37- 42. 227. Adler A. What life should mean to you. London: Allen and Unwin, 1980 228. Celler L. The failure of self-actualization theory // J. of Humanistic Psychology. 1982. Vol. 22 # 2. P. 56-73. 229. Goldstein K. The Organism: a holistic approach to biology. N.Y. Humanistic Book Company, 1939. 230. Lethbridge D. A Marxist theory of self-actualization // J. of Humanistic Psychology. 1986. Vol. 26 # 2. P. 84-103. 231. Maslow A. Motivation and personality. 2nd ed N.Y.: Harper and Row, 1970. 232. Rodgers C.R. The actualizing tendency in relation to "motives" and to consciousness // Nebraska symposium on motivation / M.R.Jones (ed.). Lincoln, NB: University of Nebraska Press, 1963. Vol. 11. P. 1-24. Цена: 450.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru