Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Теоретический анализ особенностей социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте3 ID работы - 756932 педагогика (дипломная работа) количество страниц - 92 год сдачи - 2010 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7 1.1. Определение понятия "социальный интеллект" 7 1.2. Теоретические подходы к исследованию социального интеллекта личности 21 1.3 Методы диагностики социального интеллекта 34 1.4. Методики развития социального интеллекта 41 ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 47 2.1. База проведения исследования 47 2.2. Методы исследования 48 2.3. Результаты констатирующего исследования 51 2.4. Ход формирующего этапа исследования интеллекта 53 2.5. Результаты контрольного исследования 57 ВЫВОДЫ 64 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67 ПРИЛОЖЕНИЕ 72 ВВЕДЕНИЕ: Всестороннее развитие личности человека, всех его способностей и дарований - важнейшая социально-педагогическая задача развития современного общества. Одним из основных условий решения этой задачи является осуществление дифференцированного подхода к детям в процессе обучения и воспитания, опирающегося на знания их возрастных и индивидуальных различий, в том числе особенностей интеллектуального развития. Поиск условий формирования новых приемов познавательной деятельности диктуется задачами перестройки и совершенствования системы образования. Разработка программ и методик такого формирования - актуальная задача психолого-педагогической науки и практики обучения детей. Изучение специфики формирования социальной компетентности и социального интеллекта дошкольника необходимо для выявления резервов развития и внедрения более современных способов воспитания личности. Сейчас известны многочисленные данные о том, что полученный в детстве неадекватный эмоциональный опыт (в неблагополучных семьях, при нарушении взаимоотношений детей с родителями и родителей между собой, в условиях школьной дезадаптации) отражается на общем эмоциональном развитии ребенка, ведет к недоразвитию "аффективных схем" и нарушениям взаимоотношений с окружающими и, кроме того, связан с трудностями в вербализации собственных переживаний и бедностью словаря, относящегося к аффективной жизни. В совокупности, это может проявляться в отставании темпов интеллектуального развития от нормативных показателей. Все интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Процесс обучения и воспитания направлен на их развитие и равновесие. Важным условием нормальной адаптации является относительное взаимосоответствие волевых, интеллектуальных и эмоциональных процессов. При нарушении такого соответствия могут наблюдаться феномены дезадаптивного поведения как у взрослых, так и у детей Адекватное развитие социального интеллекта в дошкольном возрасте является необходимой предпосылкой появления способности к вербализации собственных переживаний, предпосылкой становления интеллектуальной сферы дошкольника, навыков продуктивного взаимодействия в коллективе. В работах классиков отечественной психологии изучение проблем социальной компетентности и социального интеллекта осуществлялось в контексте деятельности личности. В центре исследования в работах А.А.Бодалева, Г.М.Андреевой, Т.А.Репиной, Г.С.Трофимовой и других авторов оказались вопросы восприятия и понимания человека человеком, создания образа партнера по общению в результате восприятия и интерпретации лица, внешнего и выразительного поведения. В работах зарубежных авторов Э.Берна, К.Роджерса и др. осуществлялось изучение проблем межличностного общения в связи с реализацией личностью базовых потребностей и достижением значимых целей. Базовые навыки успешного общения - социальный интеллект и социальная компетентность, а также их структура - изучались в работах Л.А.Петровской, Ю.Меля и других. Актуальность современного обращения к психологической и социально - психологической проблеме формирования социального интеллекта в дошкольном возрасте - определяется логикой развития самого психологического знания, его научно - практической направленностью и необходимостью интеграции общепсихологического и социально - психологического исследования межличностного общения. Актуальность изучения проблемы формирования социального интеллекта личности определяется также и тем, что одной из основных способностей человека в сфере межличностного взаимодействия является способность понимать, распознавать возникающие в ходе межличностного общения коммуникативные барьеры и эффективно преодолевать их, повышая тем самым, успешность в общении. Целью работы является анализ особенностей развития социального интеллекта в дошкольном возрасте. Задачи работы: 1. Теоретический анализ особенностей социального интеллекта. 2. Анализ специфики развития социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте. 3. Изучение методических подходов к определению уровня социального интеллекта в дошкольном возрасте. 4. Разработка методики, направленной на развитие социального интеллекта дошкольников. 5. Практическое исследование уровня развития социального интеллекта дошкольников. Объект исследования: особенности развития социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте. Предмет исследования: проявления социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте - умение распознавать эмоции другого человека, проявлять сопереживание и сочувствие. Гипотеза исследования. На основе изучения результатов исследований ряда отечественных и зарубежных авторов: Ф.А. Мосс (определявшего социальный интеллект как способность уживаться с другими людьми); Р.Странг (социальный интеллект как способность легко сходиться с другими, умение входить в их положение, ставить себя на место другого, а также способность правильно оценивать чувства, настроения и мотивацию поступков других людей); Д. Векслера (социальный интеллект как приспособленность индивида к межличностным отношениям); Дж. Гилфорда (социальный интеллект - как интеллектуальные способности, связанные с пониманием поведения людей); Р.Д. Стернберга (социальный интеллект как проявление интеллекта в социальной адаптации, при общении с окружающими людьми); Ю.Н. Емельянова (социальный интеллект как возможность субъект-субъектного познания, то есть устойчивая, основанная на специфике мыслительных процессов, эффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события); В.А. Лабунской (социальный интеллект как точность "прочтения" экспрессивного поведения другого человека, умение индивида правильно интерпретировать поведение человека), в рамках данного исследования мы предположили, что: - во-первых, в старшем дошкольном возрасте социальный интеллект личности проявляется в умении ребенка правильно интерпретировать эмоциональное состояние другого человека, адаптироваться к ситуации общения, проявлять оригинальность и гибкость мышления. - во-вторых, реализация занятий с элементами коммуникативного тренинга, будет способствовать повышению уровня сформированности социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998, с. 304 - 372. 2. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд. //Вопросы психологии, 1995, №1. 3. Андреева Г.М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии // Вопросы психологии. - 1979. - № 6. - С. 26-38. 4. Белова С.С. Социальный интеллект: сравнительный анализ методик измерения // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. Под ред. Д.В. Люсина. М.: Институт психологии РАН, 2004 . - с. 109-118 5. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 431 с. 6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Общ. ред. М. С. Мацковского; Послесловие Л. Г. Ионина и М. С. Мацковского. - СПб.: Лениздат, 1992. - 400 с.: ил. - С. 16. 7. Бодалев А.А. Личность и общение. Избр. труды. - М.: Педагогика, 1983 -271 с. 8. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990. 9. Брунер Дж. Психология познания. - М.: Прогресс, 1977. - 412 с. 10. Венгер А.Л. Структура психологического синдрома. // Вопросы психологии. №4, 1994. С. 82 - 92. 11. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста //Вопросы психологии, 1996, №3 12. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М. : Изд-во МГУ, 1976г. 13. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 1979. -288с. 14. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. Вузов/Сост. и науч. Ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: "Академия", 2000, с. 493 - 500. 15. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций // Выготский Л.С. Собр. соч. М., 1984. Т. 4. Ч. 2. С. 243-368. 16. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т6. М.: Педагогика. 1984. - с. 5-90. 17. Геодакян В.А. Два пола: зачем и почему? СПб., 1997. 18. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей //Вопросы психологии, 1995, №2 19. Демакова И.Д. Воспитание в условиях гуманизации образования. - Ижевск, Изд-во РИУМЦ, 1999. - 44 с. 20. Детская психология: Учеб. пособие /Под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько - Мн.: "Университетское", 1988. -399с. 21. Дружинин В.Н. Метафорические модели интеллекта // Психологический журнал, 1999, том 20, №6 22. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999. - 368 с. 23. Еремеева В.Д. Функциональная межполушарная асимметрия мозга как основа индивидуального подхода к обучению в начальной школе // Сборник материалов 29-й межвузовской научной конференции преподавателей и аспирантов. СПб., 2000. С. 179-188. 24. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира. СПб., 2000. 25. Изард К. Эмоции человека /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой. - М.:Изд-во МГУ, 1980. 26. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 65-68. 27. Кле М. Психология подростка. - М., Педагогика, 2005. 28. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб., 1998. 29. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: "Академия", 2000. - 416 с. 30. Колесов Д.В. Биология и психология пола. М., 2000. 31. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: Минск, Изд-во "Университетское", 1997г. 32. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1998. 33. Костикова И.В. Основы гендерной педагогики: Программа спецкурса МГУ. М., 2001. 34. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, "Академия развития", 1996. - 208 с. 35. Кубышкина М.Л. Психологические особенности мотивации социального успеха - Дисс. … канд. психол. наук. - СПБ., 1997. - 222 с. 36. Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып.1, ч. 1., 1995. - с. 48-61 37. Леонтьев А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 139 с. 38. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. М., 1979. 39. Мухина В.С. Детская психология. / Под ред. Л.А.Венгера - М.: Просвещение, 1985г. 40. Никорчук Н.В. Авторская психологическая программа "Играем все вместе" // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" (http://festival.1september.ru) 41. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., российское педагогическое агентство, 1996, с. 285 - 304. 42. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. - 360 с. 43. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. М" 1985. 44. Орлова Л.Ю. Гуманизация воспитания и обучения на основе гендерного подхода // Сб. мат. науч. конф. "Российские женщины и европейская культура". СПб., 2001. С. 223-234. 45. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т.А.Репиной, - М., 1978. - С. 34-40. 46. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 528 с. 47. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. - М.: Просвещение, 1967. - 264 с. 48. Попова Л.В. Некоторые личностные особенности старшеклассниц, обучающихся в женских классах разного типа // Сб. мат. междунар. науч. конф. "Женщины России на рубеже веков". М., 1998. С. 28-30. 49. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Кпециной. - СПб.: Питер, 2003. - 479 с. 50. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996. - 144с. 51. Пушкарева Н.А. Гендерная асимметрия социализации // Гендерный подход в педагогике. М., 2002. Ч. 1. С. 18-21. 52. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З Неверович. М., 1985. 53. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - 656 с. 54. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. - М.: Mass Media, 1999 55. Руководство практического психолога. /Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Академ-А., 1999. - 96 с. 56. Савенков А.И. "Детская одаренность: развитие средствами искусства" - М; 1999 г. 57. Савенков А.И. "Одаренные дети в детском саду и школе" - М; 2000 г. 58. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 288 с. 59. Салмина Н.Г. Концепция Л.С.Выготского и проблема развития символической функции // Вопросы психологии, 1994, №5 60. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития, 1996, №5 61. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 270 с. 62. Трофимова Г.С. Структура педагогической коммуникативной компетентности (Методологический аспект): Монография. - Ижевск: "Купол", 2000. - 90 с. 63. Хасан Б. И., Дорохов А.В. Учебно-предметные и психотехнические условия обеспечения половозрастной идентификации во втором школьном возрасте // Журн. практического психолога. 1999. № 4. С. 8-9. 64. Царева Н.П. Некоторые проблемы социализации девочек и мальчиков в образовательных учреждениях на основе гендерного подхода // Сб. мат. науч. конф. "Российские женщины и европейская культура". СПб., 2002. С. 41-43. 65. Чуприкова И.И. Время реакций и интеллект: почему они связаны (о дискриминативной способности мозга) // Вопросы психологии, 1995, №4 66. Штылева Л.В. Педагогика и гендер // Сб. мат. науч. конф. "Российские женщины и европейская культура". СПб., 2002. С. 10-11. Цена: 6000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru