Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Теоретические основы проблемы неуспеваемости ID работы - 713794 педагогика (курсовая работа) количество страниц - 38 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: План Введение Основная часть. Теоретические основы проблемы неуспеваемости 1. Понятие "неуспеваемость" 2. Причины неуспеваемости 3. Особенности работы учителя с неуспевающими школьниками Практическая часть. Преодоление неуспеваемости в младшем школьном возрасте 1. Исследование неуспевающих школьников 2.Преодоление неуспеваемости в младшем школьном возрасте Заключение Список литературы 2 5 5 9 12 27 27 29 37 38 ВВЕДЕНИЕ: Одной из важнейших задач современной психологии является выявление, исследование и помощь детям в преодолении неуспеваемости. Проблема неуспеваемости принадлежит к числу наиболее сложных в психологии. Неуспевающие ученики, нередко "второгодники" - это не просто "проблема" той или иной школы. Неуспеваемость - это культурная и социальная проблема, так как школьник, не будучи в состоянии освоить обязательный для сверстников объем знаний на должном уровне - это в дальнейшем плохой работник, специалист низкой квалификации и, что ещё хуже, нередко и потенциально асоциальный элемент. Ученик, не справляющийся по тем или иным причинам с трудностями обучения, доступными для его товарищей, укрепляется в мысли о своей неполноценности. В его сознании закладывается пониженная самооценка, приводящая позже к формированию психологического "комплекса неудачника". Закрепляясь в психологической сфере, он в дальнейшем предопределяет многие негативные явления в жизни молодого человека. По данным Н.О. Эфрусси, А.М. Гельмонта, А.А. Бударного, среди тех, кто обращается к психотерапевту с целью преодоления патологической робости, неуверенности в себе - в прошлом неуспевающие ученики. Начиная с 30-х г. к проблеме неуспеваемости обращались П.П. Блонский, Н.А. Менчинская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Славина, А.А. Бударный, З.И. Калмыкова, Н.И. Мурачковский, Т.Ю. Стульпинас, В.А. Сухомлинский, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, Л.В. Занков, B.C. Цетлин и др. Всесторонне эту проблематику разработал в своём фундаментальном труде, посвященном оптимизации процесса обучения Ю.К. Бабанский. В возрастной и педагогической психологии накоплены данные, показывающие, что в основании личностно активного отношения к обучению и в значительной степени его успешности лежит творческая активность ребёнка (B.C. Библер, С.Ю. Курганов, А.И. Матюшкин, Н.И. Непомнящая, Н. Н. Семенов и мн. др.) В психолого-педагогической литературе трудности начального обучения детей рассматривают Я. Л. Коменский, Е. А. Панько, В. С. Мухина, Г. А. Цукерман, М. В. Антропова, М. М. Безруких, С. М. Громбак, С. А. Нетопино, В. И. Лубовский, С. Г. Шевченко, Н. А. Цыгана. Эти авторы раскрывают особенности учебной деятельности неуспевающих детей, дают обоснование необходимости осуществления дифференцированного личностно - ориентированного подхода к их обучению. Согласно исследованиям Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, Т.В. Никошиной, Г.И. Жаренковой, В.И. Зыковой, З.И. Колмыковой и др. каждый второй хронически неуспевающий ребенок имеет, как правило, задержку психического развития, она же является причиной отклоняющегося поведения у каждого третьего младшего школьника (по данным Г.А. Карповой, Г.П. Артемьевой). Проблема неуспеваемости в психологическом аспекте достаточно полно изучена Н.А. Менчинской и её коллегами. Несмотря на то, что проблемой неуспеваемости занимались многие психологи и педагоги, она остается актуальной и в наше время, Объектом исследования является учебный процесс. Предметом исследования - проблема неуспеваемости младших школьников. Цель работы: проанализировать причины неуспеваемости младших школьников. Перед собой мы поставили следующие задачи: 1. Изучить литературу по проблеме неуспеваемости. 2. Проанализировать различные подходы к проблеме неуспеваемости. 3. Выявить причины неуспеваемости младших школьников. 4.Охарактеризовать психологические особенности неуспевающих учеников. 5. Дать методические рекомендации и приёмы учителям по преодолению неуспеваемости. В ходе нашей работы мы использовали следующие методы: 1. Беседа. 2. Наблюдение. 3. Анализ продуктов деятельности учащихся. 4. Анкетирование. 5. Тестирование. 6. Изучение и анализ психолого- педагогической литературы. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Алферов А.Д. Психология развития школьников.- Ростов - на - Дону,2000. 2.Амонашвили Ш. Размышление о гуманной педагогике.- М.,1996. 3. Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения.// Вопросы психологии. -1993.- №1 4. Бардин К.В. Если ваш ребёнок не хочет учиться.- М., 1980. 5. Березовин Н.А., Коломенский Я.Л. Учитель и детский коллектив.- Минск, 1975. 6. Божович Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М., 1968. 7.Бондаренко СМ. Почему детям трудно учиться?- М., 1975. 8. Волков B.C. Психология младшего школьника.- М.,2002. 9. Волочков А., Вяткин Б. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте.// Вопросы психологии.-1999.- №5. 10. Готовность детей к школе: Руководство по оценке качества математических и лингвистических знаний школьников.// Под. ред. В.И. Слободчикова.-М.,1992. 11. Давыдов В.В. Что такое неуспеваемость.// Проблемы развивающего обучения.-1999.- №7. 12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М.,1996. 13. Дощицына З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации.- М., 1994. 14. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности.- М., 1996. 15. Ефремова Э.Р. Теоретические и методические аспекты проблемы преодоления неуспеваемости в процессе занятий с учащимися - музыкантами.-М., 1998. 16. Зак А.В. Диагностика видов мышления младшего школьника.- М., 1995. 17. Зюбин Я.М. Индивидуальный подход к учащимся в трудных случаях учебной работы.- М.,1974 18. Коневская М. О роли направленности личности в успешности обучения детей.// Психологическая наука и образование.- 2000.- №1 19.Конваленко СВ. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет.- М., 2000. 20. Корсакова Н.К. и др. Неуспевающие дети: Нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников.- М, 2002. 21. Кузнецова И. Психологическая поддержка.// Школьный психолог. Приложение к газ. "ПС".- 2000.- №31. 22. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться- М, 1981 23. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения.- М, 1990. 24. Овчарова P.P. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. -М., 1995. 25. Поливанова Н.И., Ривина ИВ. Диагностика системно мышления детей 6-9 лет.- М., 1995. 26. Психологическое развитие младших школьников./ Под ред. В.В. Давыдова.-М" 1990. 27. Психолого- педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения./ Академия пед. и соц. наук, Москов. психол.- соц. институт./ Под ред. Е.Д. Божович.- М.,2000. 28. Психология. Словарь/ Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского- М., 1990. 29. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте.// Начальная школа.-1999.- №7. 30. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании- М., 2002. 31. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам.- М.,1984. 32. Хухлаева О.В. Психология развития.- М.,2002. 33. Цетлин B.C. Предупреждение неуспеваемости учащихся.- М., 1989. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru