www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Становление вариативной системы дошкольного образования


ID работы - 745220
педагогика (дипломная работа)
количество страниц - 156
год сдачи - 2009



СОДЕРЖАНИЕ:



СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
1 Вариативность образовательной системы дошкольного образования 7
1.1 Вариативность образовательной системы как предмет научного исследования 7
1.2 Понятие "сеть дошкольных учреждений" и особенности образовательных программ в дошкольных учреждениях различного типа 17
1.3 Вариативность форм предоставления дошкольной образовательной услуги 31
2 Анализ деятельности дошкольных образовательных учреждений в городе 43
2.1 Анализ обеспеченности детскими дошкольными учреждениями 43
2.2 Структура и типы детских дошкольных учреждений в городе 60
2.3 Исследование успешности начального школьного обучения детей, закончивших различные типы дошкольных учреждений и не посещавших их 61
3 Разработка модели вариативной системы дошкольного образования в условиях города 67
3.1 Эффективность типа дошкольных образовательных учреждений 67
3.2 Разработка модели деятельности и необходимых ресурсов детского дошкольного учреждения 82
3.3 Исследование спроса на услугу проектируемого детского дошкольного учреждения 112
3.4 Персонал детского дошкольного учреждения и требования к его квалификации 130
Заключение 142
Список использованной литературы 151





ВВЕДЕНИЕ:



ВВЕДЕНИЕ

Ведущие страны мира достигли успехов в области научно-технического прогресса за счет интенсивного развития сферы образования, науки и техники. Образованность нации, широта и адаптивность профессиональной подготовки граждан, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи в постиндустриальную эпоху являются основой прогресса страны, политической и экономической стабильности, национальной безопасности.
На сегодняшний день образование однозначно признано сферой продуктивных вложений, многие зарубежные и российские ученые рассматривают инвестиции в сферу образовательных услуг как важнейший вид капиталовложений и один из главных источников умножения национального богатства.
Сфера науки и образования в России может стать основной движущей силой экономического роста и социального развития, если будет повышена эффективность управления в сфере образовательных услуг на основе применения современных инновационных технологий, учитывающих изменения внутренней и внешней среды, достижения науки и передовой практики. Становится очевидным, что России для скорейшего возвращения в первый эшелон исторически лидирующих государств следует в полной мере использовать свой потенциал в сфере образовательных услуг и науки.
Вот почему научные исследования проблем экономики и управления образованием являются не только актуальными, но и выдвигаются в разряд первоочередных в структуре социально-экономических исследований в целом.
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени - к системе дошкольного образования.
Уже вошли в жизнь принципы гуманизации и вариативности дошкольного образования. Появилось множество образовательных программ с обновленным содержанием для детских садов. Очередная насущная задача - введение вариативных организационных форм дошкольного образования и разработка основ нормативного и методического обеспечения образовательного процесса для этих форм.
В реформировании отечественного образования важно иметь адекватное представление о его предыстории и современном состоянии. Иначе легко повторить старые ошибки, приняв их за новые откровения.
Решение данной проблемы может основываться на изучении теоретических источников, освещающих с одной стороны, организацию методической работы с педагогическим коллективом, с другой стороны, взаимодействие педагогов ДОУ с семьёй.
Подходы к организации методической работы в ДОУ раскрыты в работах К.Ю.Белой, Н.В.Немовой, М.М.Поташника, О.Л.Зверевой, А.М. Моисеева.
Так представление о сущности методической работы в образовательном учреждении раскрыты в трудах М.М.Поташника, Н.В.Немовой, А.М.Моисеева
Разнообразные формы организации методической работы с педагогами представлены в работах О.Л. Зверевой, К.Ю. Белой.
О необходимости использования активных форм работы с педагогами в процессе методической работы говорят В.П. Дуброва, Е.П.Милашевич.
Анализ понятий, представленных в научных источниках позволяет под методической работой понимать целостную систему взаимосвязанных мер, направленную на повышение профессионального мастерства педагогов, поддержание высокого качества воспитательно-образовательной работы в детском саду.
Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОУ и семьи занимались Е.П.Арнаутова, Т.Н.Доронова, Т.А.Маркова, Л.В.Виноградова, А.В. Козлова, О.В.Солодянкина
В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи (Т.Н.Доронова, Т.А.Маркова, Е.П.Арнаутова), раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей (А.В.Козлова, Е.П.Арнаутова), предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй (Е.П.Арнаутова, Т.Н. Доронова, О.В. Солодянкина).
Разработкой теоретических и практических аспектов экономики общественного сектора и сферы услуг, включая экономические проблемы развития сферы образования, занимались выдающиеся ученые мира. В советское время исследованиям сферы образования посвятили свои труды такие отечественные представители экономической науки, как A.M. Бабич, Ю.Г. Быченко, А.А. Воронин, B.C. А.Г. Грязнова, Г.А. Егиазарян, В.А. Жамин, Е.Н, Жильцов, С. Загладина, В.М. Зуев, В.Е. Комаров, С.Л. Костонян, Я.И.Кузьминов, А.Я. Савельев, А.И. Субетто, А.В. Федотов, Е.Д. Цыренева, Д.И. Чупрунов, Л.И. Якобсон и др.
Современный этап исследования проблемы характеризуется комплексным и углубленным ее изучением, в условиях рыночной системы. К числу таких исследований относятся работы А.И. Добрынина, С.А. Дядлова, В.И. Ерошина, И.В. Ильинского, Д.С. Львова, Л.Ф. Колесникова, Е.Б. Куркина, А.Н. Тихонова, В.Н. Турченко, В.А. Садовничего, В.М. Филиппова, В.В. Чекмарева, В.П. Щетинина и других ученых.
Из зарубежных исследователей огромный вклад в разработку вопросов управления образованием внесли: Д. Белл, Е. Беккер, И. Бен-Порэт, М. Боуман, Э. Денисон, Дж.М. Кейнс, И. Масуда, Я. Минсер, Ш. Розен, Э. Тоффлер, Д. Уилер, У. Шарп, Т. Шульц, Й. Шумпетер и др.
Предметом исследования отечественных и зарубежных специалистов в области экономики образования является определение его роли в социально-экономическом развитии, экономической сущности затрат на образование, его эффективность, вопросы управления развитием, инвестициями, инновациями и качеством. Однако, несмотря на серьезные разработки проблем экономики образования, потребность в их дальнейшем изучении не ослабевает. Это объясняется, прежде всего, тем, что слишком велика роль образовательных учреждений в дальнейшем совершенствовании социально-экономических преобразований в обществе. Недостаточно разработанным остается вопрос о целях и степени воздействия рынка на функционирование сферы образования, требуют углубленной проработки проблемы развития методов прямого и косвенного экономического регулирования сферы образования, определения необходимых объемов финансирования с учетом специфики отдельных уровней образования, повышения экономической эффективности образовательных учреждений в условиях рынка.
Актуальность проблемы управления в сфере образовательных услуг, недостаточная степень ее изученности - особенно управления на региональном и муниципальном уровнях в условиях рынка - послужили основанием выбора темы, постановки цели и задач исследования.
Целью настоящего дипломного проекта является разработка проекта вариативной системы дошкольного образования.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. охарактеризована современная система дошкольного образования, проблемы вариативности дошкольного образования и его развития в настоящее время;
2. охарактеризована система дошкольного образования города Ростов-на-Дону и уровень обеспеченности детей возможностью посещать детские дошкольные учреждения;
3. разработан проект вариативного детского дошкольного учреждения.
Таким образом, объектом данного исследования является система дошкольного образования, предметом - вариативность дошкольного образования.
Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику дипломного исследования, которое состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1 ВАРИАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Вариативность образовательной системы как предмет научного исследования

Вариативность образования - один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России.
Вариативность - это качество образовательной системы, характеризующее ее способность создавать и предоставлять учащимся варианты образовательных программ или отдельных видов образовательных услуг для выбора в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями. Показателями степени вариативности педагогической системы, по мнению Н.В. Немовой и Т.П. Афанасьевой, являются: наличие в ней нескольких одинаково привлекательных и доступных для школьников вариантов программ (избыточность одинаково привлекательных вариантов); возможность выбора школьниками одного из вариантов получения образования (доступность привлекательного варианта); гибкость системы (создание условий для изменения образовательных потребностей учащихся) .
Вариативность образования нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования.
Таким образом, вариативный образовательный процесс - взаимосвязанная деятельность участников образовательного процесса по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов), средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования.
Если педагогическая модель рассматривается как форма педагогического научного исследования, как обобщенный мысленный образ, замещающий и отражающий структуру и функции конкретного педагогического объекта в виде схематической совокупности понятий и взаимосвязей, а среда - совокупность социально-экономических, культурных и природных условий, в которых живет и осуществляет свою деятельность человек, то понятия "вариативная", "образовательная" выступают в качестве определений, выражающих специфику в структуре и содержании образования.
Объектами качества выступают образовательная среда и образовательный результат.
Составляющими образовательной среды являются образовательный процесс, профессиональная деятельность педагогов, взаимодействие лицея с внешней средой.
Под вариативностью нами понимаются не только используемые вариативные программы, разные по содержанию (общеобразовательный, углубленный, расширенный уровни), но и программы, различающиеся по способам, формам, технологиям учения. Следовательно, вариативность образования ориентирована на личность обучающегося, учитывает его потребности, возможности, запросы.
Одна из основных задач формирования и реализации модели вариативной образовательной среды - создание эффективной системы управления качеством образования.
Качество образования, как и любой процесс в социально-экономической системе, не должно формироваться стихийно, так как это управляемый процесс .
Однако управление качеством образования невозможно осуществлять только на административной основе. Оно требует участия всех субъектов образовательного процесса.
Управление качеством образования включает следующие компоненты:
контроль качества;




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Трудовой кодекс Российской Федерации 2. Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (с изменениями) 3. Целевая комплексная программа "Развивающая предметно-игровая среда для детей дошкольного и младшего школьного возраста". - М., 1991. 4. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.,2001. 5. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей //Управление ДОУ. 2002. №4. с.10-18. 6. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Книга 1. Система профильного обучения старшеклассников: Методическое пособие / Под редакцией Н.В. Немовой. - М.: АПК и ПРО, 2004. 73с. 7. Баранник М.А. "Маркетинг образовательных услуг: базовые понятия", интернет-сайт www.ooipkro.nm.ru 8. Баталов А.С. "Маркетинг образовательных услуг", интернет-сайт www.supermarketing.narod.ru 9. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. М., 1991. 10. Белая К.Ю. О нетрадиционных формах работы // Дошкольное воспитание. 1990, №12. с. 27 11. Вариативность дошкольного образования и развитие сети дошкольных образовательных учреждений. М., 2008. 12. Данилина Т.А. и др. Интеграция работы ДОУ с семьей // Управление ДОУ. 2002. №4. с.110-114. 13. Денякина Л.М. Предшкольное образование: идеи, поиски, решения // Методист. - 2008. № 1. - С. 61-65. 14. Дошкольные учреждения и семья / Под ред. Т.Н.Дороновой и др. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. 15. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. М., 1995. 16. Егоршин А.П. Управление персоналом, Н. Новгород.: Альянс 2002. - 146 с. 17. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями // Управление ДОУ. 2002. №4. с.100-110. 18. Кириллина Ю.В. Маркетинг образовательных услуг // Высшее образование в России . - 2000. № 5. - С. 26-39 19. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. М., 2004. 20. Колотова А.Н. Подготовка ребенка к школе // Педагогическое образование и наука.- 2008. № 8. - С. 19-22. 21. Комментарий к Закону Российской Федерации "Об образовании" под редакцией Шкатуллы В.И. -М.: ЮРИСТЪ, 2001. 22. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. - М.: Сентябрь, 1997. - 157 с. 23. Левит М.В., Плахова Л.М. Как сделать хорошую школу. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2002. - 184 с. 24. Литвинюк А.А. "Организационное поведение". - Москва.: МГУК, 1998. - 224 с. 25. Минина Е.А. Организация работы "круглого стола" по вопросам преемственности // Начальная школа: плюс до и после. - 2008. № 2. - С. 87-88. 26. Михайленко Н.Я., Короткова Н А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации. - М., 1993. 27. Михайлова В.С. Организация, содержание и методическое обеспечение классов предшкольной подготовки на базе школы // Начальное образование. - 2008. № 3. - С. 35-37. 28. Моисеев А.М. Содержание, формы и организация методической работы. М., 1987. 29. Молодцова В. Опасное легкомыслие, или Детский сад - это серьезно. М., 2007. 30. Мордовин С.К. "Модульная программа для менеджеров. Управление человеческими ресурсами". - Москва.: Инфра-М, 2000. - 246 с. 31. Немова Н.В. Управление методической работой в школе. М., 1999. 32. Панкрухин А.П. Образовательные услуги: точка зрения маркетолога //Аlma mater. - 1997. №3. - С. 26-38. 33. Панкрухин А.П. Цена образования //Аlma mater. - 1997. №5. - С. 26-38. 34. Панов А.И. Проектная и экспертная работа в образовании. Томск, 1998. 35. Перлаки И. Нововведение в организациях. М., 1980. 36. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993. - С.6. 37. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М.: Новая школа, 1996. 38. Попов Е.Н. Услуги образования и рынок // Российский экономический журнал. -1993. № 6. - С.13-21 39. Сагинова О.В. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. -1997. № 7-8. - С.14-22. 40. Скрипак Е.И. "К вопросу о понятии "образовательная услуга"", интернет-сайт Кемеровского государственного университета www.history.kemsu.ru 41. Скрипова, Н.Е. Предшкольное образование в муниципальной образовательной системе // Управление ДОУ. - 2008. № 1. - С. 23-28. 42. Сластенин В.А. Профессиональная деятельность и личность педагога // Педагогическое образование и наука. - 2000. №1. - С.15-23. 43. Сластенин В.А., Подымова Л.С.Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. 44. Слободчиков В.И. Характеристика этапов социально-педагогического проектирования // Учительская газета. 1992. № 41-45. 45. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Ерофеевой Т.И. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 344 с. 46. Стеркина Р. Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошк. воспитание. - 1996 - № 6. 47. Томашова, Г.Т. Новые аспекты предшкольного образования // Перемены. - 2008. - № 2. - С. 57-77. 48. Турчина, Н.В. Преемственность дошкольного начального образования // Управление ДОУ. - 2008. № 1. - С. 36. 49. Управление школой: теоретические основы и методы: Учеб. пос. / Под ред. В.С. Лазарева. М., 1997. 50. Ченцов А.А. Инновационные стратегии на рынке образовательных услуг.: дис. канд. экон. / М., 1998. - 168 с. 51. Шаехова, Р.К. Предшкольное образование и самоценность периода детского развития // Начальное образование. - 2008. № 4. - С. 21-23. 52. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П.Управление образовательными системами. М., 2003. 53. Шахриманьян И. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг. - 1997. № 1. - С. 14-22. 54. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. - Москва.: НОРМА, 2000 . - 264 с . 55. Щетинин В.П. Рынок образовательных услуг в современной России // Школа. - 2005. №3. - С. 12-26. 56. Юдина, Т.П. Образовательная программа группы предшкольного образования // Управление ДОУ. - 2008. № 1. - С. 62-74.
Цена: 5250.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru