Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ ПО РАБОТЕ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ ID работы - 685307 педагогика (дипломная работа) количество страниц - 79 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И 8 1.1. Сущностные характеристики воспитания трудных детей 8 1.2. Психолого - педагогическая характеристика подросткового школьника 14 1.3. Воспитание трудного подростка в семье и в школе 24 2. СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ ПО РАБОТЕ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ 35 2. 1. Содержание, формы, методы работы с трудными детьми. 38 2.2. Методические рекомендации по организации профилактической и коррекционной работы 49 3. РАБОТА С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ (ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ) 68 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78 ВВЕДЕНИЕ: АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу "шумов", глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическим и экономическим кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте. У молодых людей бурно развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растет их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведет к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, - старые разрушены, новые - не созданы. Таким образом, на сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Причем проблема трудных подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес психологов, поэтому несомненно, что для решения проблем подростков и оказания им психологической помощи необходимо знать их психологические особенности. Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период происходит не только перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Многоплановое социально - педагогические и психологические исследование этой проблемы в отечественной науке, по существу, только начинается, хотя отдельные вопросы изучения поведения трудных подростков привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ, данная работа одна из первых попыток подобного исследования. ЦЕЛЬ исследования характеристика лигностного развития и воспитания трудных детей. ОБЪЕКТОМ данного исследования является трудный подросток в процессе учебной деятельности. Для последовательного изучения данной цели перед исследователем поставлены следующие ЗАДАЧИ: " исследование теоретических основ развития и воспитания трудных детей " характеристика социально - педагогической деятельности школы по работе с трудными детьми, анализируя основные формы, содержание, методы работы " на конкретном практическом примере рассмотрения всех форм социально - педагогической деятельности на процессе реализации коррекционной программыю СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ. Понятие "трудные дети" имело широкое распространение в довоенное время. Оно возникло не в науке, а в обыденной жизни. На какое-то время это понятие исчезло, а в 50-х - 1960-х годах вновь появилось. В настоящее время этот термин прочно укоренился в научном словаре педагогики и педагогической психологии. В 20-30 годы им занимались многие педагоги, психологи, психоневрологи и юристы. Был создан специальный институт по изучению трудных детей, написано немало интересных статей и монографий о природе, происхождении и формах проявления трудного детства (П. П. Блонский. Трудные школьники. М., 1930; В. П. Кащенко и Г. В. Мурашев. Исключительные дети, дети нервные, трудные и отсталые, их изучение и воспитание. М., 1929; Л. С. Выготский. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства, М., 1936; В. Н. Мясинцев. Трудные дети в массовой школе, Л., 1933 и другие). Рассматривая трудное детство как результат неблагоприятного воздействия среды, неправильного воспитания в семье и школе, они делили трудных детей на педагогически запущенных, социально запущенных и нервнобольных (страдающих отклонениями в психике). Были и другие попытки группировать трудных детей (Н. В. Чехов, А. Н. Граборов, П. И. Озерецкий). С развитием педологии трудными детьми стали заниматься в основном педологи. В этот период научные, марксистские позиции постепенно подменялись ненаучными; большую часть трудных детей рассматривали как нравственно и умственно дефективных, для них предлагалось создавать специальные школы с примитивной программой обучения и так далее. Однако ликвидация педологии как науки повлекла за собой и фактическое прекращение изучения трудных детей, работы по предупреждению и преодолению этого явления. И только в конце 50-х годов стали вновь появляться отдельные работы, посвященные проблеме педагогической трудности детей (Л. С. Славина, В.А. Сухомлинский, Г. П. Медведев, В. Матвеев, Л. М. Зюбин, Э. Г. Костяшкин и другие). В зарубежной психолого-педагогической литературе нередко вместо термина "трудные школьники" применяют название "учащиеся с проблемами". Подобная терминология имеет свой смысл. Во-первых, нередко разобраться в причинах трудностей и подобрать соответствующие адекватные методы психокоррекции бывает весьма трудно, а подчас эффективные воспитательные способы воздействия наукой еще не найдены. Поэтому и в данной книге будет много случаев, когда читателю будут предлагаться не категоричные психолого-педагогические рекомендации, а вестись обсуждение возможного применения тех или иных способов решения определенных психолого-педагогических проблем психодиагностики и психокоррекции. Это обсуждение предполагает дальнейшее самостоятельное продумывание этих проблем учителем и окончательную отработку им конкретной технологии воспитания. Употребляют указанный термин в зарубежной психологии, во-вторых, еще и в связи с гуманными, тактическими соображениями. Ведь термин "трудные дети", как уже упоминалось выше, звучит для школьника и его родителей предосудительно. Все же представляется, что понятие "дети с проблемами поведения" уже по объему понятия "трудные дети". Ведь имеется достаточное количество "трудных" школьников, поведение которых попадает в круг хорошо изученных типичных ситуаций, не требующих дополнительных исследований. Кроме того, широкое применение понятия "дети с проблемами" может исказить смысл изучаемой тематики. Столкновение с проблемами далеко не всегда вызывает трудности у ребенка. Напротив, успешное разрешение проблем часто даже необходимо для активизации и оптимизации поведения школьника. Вспомните, например, о проблемном обучении. Понятие "отклоняющееся поведение" надо отличать от терминов "отклонение в развитии", "задержка развития", "отставание в развитии". Последние три термина часто употребляются в научной литературе как синонимы. Они обычно обозначают детей с дефектами развития. Конечно, нередко такие дети становятся "трудными", но коррекция их поведения требует участия специалистов-дефектологов. В Москве на Погодинской улице расположен научно-исследовательский Институт дефектологии Российской академии образования. НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. Данная работа представляет собой комплексное исследование социально - педагогических проблем в развитии трудного подростка ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Результаты и выводы исследования могут быть использованы в социальных центрах по работе с трудными детьми, а так же служить методологической основой для социальных работников. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в том, что рассмотренный в работе материал и сделанные на его основе выводы позволяют внести существенный вклад в изучение лигностного развития и воспитания трудных детей. СТРУКТУРА РАБОТЫ. Цель и задачи исследования определили его структуру. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1986. - 128 с. 2. Альманах психологических тестов. - М.: КСП, 1996. - 400 с. 3. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1964. 4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М: Просвещение, 1968. - 240 с. 5. Божович Л.И, Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М.: Педагогика, 1979. - 120 с. 6. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика. - Ростов: Феникс, 2004. - 352 с. 7. Василькова Ю.В, Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М.: Академия, 1999. - 330 с. 8. Вопросы оптимизации воспитательной работы с "трудными" подростками/Под ред. Д. И. Фельдштейна. - Душанбе, 1970. - 370 с. 9. Воспитание трудного ребенка / Под ред. М.И.Рожкова. - М.: Владос, 2003. - 240 с. 10. Галагузова Ю.Н. и др. Социальная педагогика: практика. - М.: Владос, 2001. - 224 с. 11. Гонеев А. Д. и др. Основы коррекционной педагогики. - М., 1999. 12. К вопросу о типологии трудных детей и подростков. В кн.: Изучение и преодоление педагогической запущенности у школьников. - Волгоград. 1982. - С. 25-27. 13. Каган Б.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. 1984. № 4. С.39-42. 14. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М: Медицина, 1983. - 255 с. 15. Маслова Н.Ф. Стиль руководства учителя как способ социально-психологического воздействия. В кн.: Руководство и лидерство. - Л.: ЛГУ, 1973. - С. 39-42. 16. Мысько Н.Г. Основные задачи психогигиены и психопрофилактики в школе. В кн.: Профилактика нервно-психических расстройств у школьников и учащихся подростков. - Харьков,1980. - С. 46-54. 17. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Я. Социально-педаго-гическая поддержка детей группы риска. - М.: Академия, 2002. - 256 с. 18. Перрон Р. "Трудный" ребенок: что делать? - СПб.: Питер, 2004. - 128 с. 19. Петрунек В.П., Таран Л.Н. Младший школьник. - М.: Просвещение, 1981. - 190 с. 20. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А. Менчинской. - М.: Педагогика, 1971. - 220 с. 21. Психология подростка: Хрестоматия / Под ред. Фролова Ю.И.. - М.: Прогресс, 1996. - 414 с. 22. Рабочая книга школьного психолога/Дубровина И. В, Акимова М. К. и др. - М.: Владос, 1995. 23. Райский Е. Ф. К вопросу о типологии трудных детей и подростков. - В кн.: Изучение и преодоление педагогической запущенности у школьников. Волгоград. 1982. - С. 19-25. 24. Ратанова Т.А, Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. - М.: Флинта, 1998. - 264 с. 25. Раттер М. Помощь "трудным" детям. - М.: Прогресс, 1987. - 424 с. 26. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2001. - 350 с. 27. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. - М.: АПН РСФСР, 1958. - 220 с. 28. Славина Л.С. Трудные дети. - М.-Воронеж: МОДЭК, 1998. - 447 с. 29. Степанов В.Г.Психология трудных школьников. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 320 с. 30. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. - М: Просвещение, 1982. - 220 с. 31. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - М.: Просвещение, 1978. - 128 с. 32. Формирование личности в переходный период от подросткового у юношескому возрасту/ Под ред. Дубровиной И. В. - М.: Педагогика, 1987. - 220 с. 33. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. - М.: Просвещение, 1976. - 220 с. 34. Эмоции и личность / Сост. Ю.П.Строков. - Тюмень, 1998. - 148 с. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru