www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Роль темы «Рынок и государство» в школьном курсе эко-номики


ID работы - 618727
педагогика (дипломная работа)
количество страниц - 48
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:



СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………...
Глава 1. Экономическая сущность бюджетного федерализма………..
1.1. Понятия бюджетного федерализма………………………………...
1.2. Разграничение бюджетно-налоговых полномочий между феде-ральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ………………...
1.3. Доходные полномочия и расходные обязательства
субъектов РФ………………………………………………………...
1.3.1 Собственные и регулирующие доходы
региональных бюджетов……………………………………………
1.3.2. Расходные обязательства субъектов РФ……………………
1.4. Юридические основы финансово – бюджетной деятельности
субъекта РФ…………………………………………………………
Глава 2. Реализация принципов бюджетного федерализма на при-мере Новосибирской области за 2000 – 2002 гг…………………………
2.1. Анализ исполнения бюджета Новосибирской области по дохо-дам……………………………………………………………………….
2.2. Анализ исполнения бюджета Новосибирской области по рас-ходам………………………………………………………………….
2.3. Анализ сбалансированности бюджета Новосибирской области за 2000 – 2002 гг. и основных направлений бюджетной поли-тики на 2003 год…………………………………………………..
2.4. Рекомендации по совершенствованию бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Новосибирской области………..
Глава 3. Роль темы «Рынок и государство» в школьном курсе эко-номики………………………………………………………………………..
3.1. Учебные цели и воспитательные задачи темы «Рынок и госу-дарство»……………………………………………………………
3.2. Поурочное планирование темы «Рынок и государство»………..
3.2.1. Теоретический урок по теме «Рынок и государство»…….
3.2.2. Практический занятия по теме «Рынок и государство»….
3.2.3. Деловая игра по теме «Рынок и государство»…………….
3.3. Контроль знаний по теме «Рынок и государство»……………...
3.4. Внутрипредметные связи в школьном курсе экономики и ме-сто в них темы «Рынок и государство»…………………………
3.5. Развитие личности при изучении темы «Рынок и государство»
Заключение………………………………………………………………….
Список литературы……....……….………………………………………..
Приложения 4
8
8

12

16

16
19

23

34

37

44


49

55













60
63




ВВЕДЕНИЕ:



Введение

Динамичное и устойчивое развитие общества невозможно без активного участия государства в экономических процессах, которое реализуется прежде всего в бюджетной и денежно-кредитной политике. Этот постулат сформулировал Кейнс и он остается реальностью и по сей день в экономике индустриально развитых стран мира.
Государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики играет ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества. Государство осуществляет экономическое и социальное регулирование с помощью финансовой системы, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством бюджета государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Актуальность выбранной темы данной работы обусловлена, прежде всего, тем, что из всех аспектов бюджетных отношений межбюджетные отношения между Российской Федерацией и ее субъектами относятся к числу наименее законодательно урегулированных. Вступление в силу с 1 января 2000 года Бюджетного кодекса, ознаменовавшее качественный скачок в развитии бюджетного права, сравнительно мало затронуло область межбюджетных отношений. Хотя этим отношениям посвящена специальная глава Кодекса (глава 16), ее нормы носят преимущественно декларативный или дефинитивный характер и не рассчитаны на прямое действие. В значительной мере это обусловлено тем, что межбюджетные отношения являются непосредственным отражением уровня развития федеративных отношений вообще, которые по сей день находятся в процессе становления. К моменту рассмотрения Бюджетного кодекса Правительством были только намечены тактические цели государственной политики в этой области [7]. В этих условиях жесткая законодательная фиксация межбюджетных отношений была преждевременной и даже нежелательной.
Проблема определения места региональных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации поднимается с 1992 года – момента начала процессов децентрализации. В настоящей работе будут рассмотрены наиболее важные вопросы организации системы государственных финансов на уровне субъектов РФ.
Важность изучения данной проблемы обусловлена необходимостью более ясного восприятия реалий современного российского федерализма, углубленного понимания мотивации и характера взаимоотношений центра и периферии, противоречий регионального развития, потребностью более точных прогнозных оценок вероятности распада государственной целостности России либо ее успешной интеграции в мировой экономический и политический порядок начала XXI в.
В первой главе мы дадим понятие бюджетного федерализма, характеристику бюджетной системе Российской Федерации, отразим основные тенденции развития межбюджетных отношений в РФ, доходных полномочий и расходных обязательств субъектов управления различных уровней бюджетной системы. Также в первой главе мы коснемся вопросов, связанных с юридическими основами осуществления бюджетного процесса субъектов Федерации.
Во второй главе будет дан анализ межбюджетных отношений на примере исполнения бюджета субъекта РФ – Новосибирской области. Выбор объекта исследования - бюджета Новосибирской области - во многом предопределен тем, что этот сибирский регион по большинству своих качественных и количественных параметров может быть условно отнесен к числу "ординарных", т.е. территорий, не выпадающих из общего ряда благодаря отсутствию богатых природных ресурсов, ощутимой этнической специфики, близости к очагам вооруженных конфликтов и т.д. Подобная "заурядность" области способствует выявлению типичного и получению результатов, справедливых по отношению к подобным же регионам в составе РФ и возможности выработки рекомендаций, применимых и для других регионов. Разумеется, констатация известной "ординарности" объекта не подразумевает отказа от выявления его специфических черт и особенностей.
Также во второй главе подробно анализируются вопросы исполнения регионального бюджета, структуры расходов и доходов бюджета региона, а также производится сравнительный анализ исполнения бюджета области за ряд лет, а именно, с 2000 по 2002 год. Также здесь мы проанализируем отношения Новосибирской области с центром и вытекающие отсюда последствия в бюджетной сфере и охарактеризуем основные направления бюджетной политики области на 2003 год.
Завершается работа формулированием практических рекомендаций по повышению эффективности межбюджетных отношений на уровне Российской Федерации в целом, заключающихся в предложении различных вариантов дальнейшего реформирования налоговой системы и схем перераспределения налоговых доходов между бюджетами различных уровней бюджетной системы, а также реформирования системы межрегионального выравнивания.
Данная работа ставит своей целью определение места региональных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации и исследование существующих межбюджетных отношений.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1) определены понятия бюджетного федерализма, бюджетной системы и бюджетов различных уровней;
2) определены основные принципы построения и функционирования бюджетов всех уровней;
3) обозначены основные проблемы бюджетного федерализма, как формы бюджетных взаимоотношений между центром и регионами;
4) охарактеризованы доходные и расходные полномочия центра и субъектов РФ;
5) проведен анализ исполнения бюджета субъекта РФ – Новосибирской области по доходам и расходам за период с 2000 по 2002 год;
6) разработаны основные направления повышения эффективности межбюджетных отношений.
Нормативно-правовой базой данной работы являются Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным закон «О федеральном бюджете РФ», Закон Российской федерации ”Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации”, Областные законы Новосибирской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Новосибирской области», Закон Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2000 год» и другие нормативные документы.
В процессе написания данной работы были использованы также статистические данные Госкомстата РФ, периодические издания, сеть Интернет и информационно-правовая система «Консультант-плюс».
В соответствии с характером темы и объектами изучения в работе применены, экономико-статистический, экономико-математический, расчетно-аналитический и другие методы исследования.




Глава 1. Экономическая сущность бюджетного федерализма

1.1. Понятия бюджетного федерализма

Под бюджетным федерализмом понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса, основанная на следующих основных принципах [23, c.21]:
- самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем власти и управления собственных источников доходов, право самостоятельно определять направления их расходования, недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты, право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления, право предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов и т.д.);
- законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления;
- соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым ими функциям (обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов нижестоящих бюджетов);
- нормативно-расчетные (формализованные) методы регулирования межбюджетных отношений и предоставления финансовой помощи;
- наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями власти и управления, достижение взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики.
Концепция бюджетного федерализма содержит основополагающие идеи федерализма как территориальной формы демократии. Она должна обеспечивать реализацию прав каждой личности и территориальных общностей людей на получение определенн




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:




Список литературы

1. Федеральный закон от 27.12.2000 №147-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год»
2. Федеральный закон от 24.12.2002 г. № 176 – ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год»
3. Федеральный закон от 30.12.2001 года N 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год»
4. Федеральный закон от 25.09.97 г. №126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»
5. Бюджетный кодекс РФ: Закон РФ от 31.07.1998 №145 – ФЗ
6. Налоговый кодекс РФ. Часть первая: Закон РФ от 31.07.1998 № 146 –ФЗ
7. Указ Президента РФ от 5.05.1998 №495 "О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов"
8. Указ Президента РФ от 5.05.1998 №495 "О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов"
9. Постановление Правительства РФ от 30.07.1998 №862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах"
10. Постановление Правительства РФ от 19.09.1998 №1112 "О дополнительной финансовой поддержке депрессивных регионов"
11. Постановление Правительства РФ от 30.07.1998 №862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах"
12. Закон Новосибирской области от 13.11.2000 N 126-ОЗ «Об областном бюджете Новосибирской области на 2000 год»
13. Закон Новосибирской области от 18.07.2001 N 166-ОЗ «Об областном бюджете Новосибирской области на 2001 год»
14. Закон Новосибирской области от 07.12.2001 N 196-ОЗ «Об областном бюджете Новосибирской области на 2002 год»
15. Закон Новосибирской области от 26.04.99 N 53-ОЗ «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Новосибирской области»
16. Обзор экономических показателей: Стат.сб. – М.: Министерство Финансов РФ, 2002.
17. Российская экономика в 1999 году: тенденции и перспективы. - Институт экономики переходного периода, М., 2000
18. Российская экономика в 2000 году: тенденции и перспективы. - Институт экономики переходного периода, М., 2001
19. Российская экономика в 2001 году: тенденции и перспективы. - Институт экономики переходного периода, М., 2002
20. Российская экономика в 2002 году: тенденции и перспективы. - Институт экономики переходного периода, М., 2003
21. Совершенствование межбюджетных отношений в Российской Федерации / Научные труды №24Р. - М.:ИЭПП, 2000
22. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Д.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. - М.: Аспект Пресс, 1999. – 658 с.
23. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: - М.: ИНФРА-М, 1997. – 389 с.
24. Дьяконова Л.А. Организация управления финансовыми ресурсами в регионе //Финансы. – 1999. - №8. – С. 9-12.
25. Игудин А.Г. Почему не снижается острота противоречий в межбюджетных отношениях //Финансы. – 1998. - №2. – С. 9-12.
26. Илларионов А.М. Эффективность бюджетной политики в России в 1994-1997 гг. // Вопр.экономики – 1998.- № 2. – с. 22-36.
27. Кадочников П., Луговой О., Синельников С. Оценка налогового потенциала и расходных потребностей субъектов Российской Федерации. - М.: Юнити, 2002. – 486 с.
28. Кучеренко В.В. Бюджет 2002: двулик, но бездефицитен.// Российская газета, 2 июня 2001 г., с.2.
29. Кучеренко В.В. Сразу не разбогатеем, но и с бедностью сладим//Российская газета, 3 июня 2001 г., с .3.
30. Лескин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ // Вопросы экономики, 1998. - №3. – с.18-38.
31. Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы экономики, 2001. - №3. – с.4-23.
32. Мирзалиев М.Н. Составление местных бюджетов //Финансы. – 1999. - № 12. – с.12-14.
33. Овсянников Л.Н. Вопросы контроля в Бюджетном кодексе //Финансы. – 1999. - № 1. – С.48-51.
34. Павлова А. Источники финансирования бюджетного дефицита //Экономист. - 1998. - № 1. –с. 76-80.
35. Пансков В.Г. О некоторых проблемах финансовой самостоятельности местного самоуправления //Финансы. – 1999. - №3. – с. 5-9.
36. Пономаренко Е. О бюджетно-налоговой политике на 2002 год (анализ концепции) // Экономист, 2001. - №11. – с.59-67.
37. Пронина Л.И. Законодательная основа местных финансов //Финансы. – 1998. - №1. - с. 7-11.
38. Родионова В.М. Современные требования к бюджетному законодательству //Финансы. – 1998. - №7. - с. 8-11.
39. Сабуров Е., Типенко Н., Чернявский А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения // Вопросы экономики, 2001. - №1.- с.56-71.
40. Синельников С. и др. Реформа налоговой системы в России: тенденции, проблемы, рекомендации. – М.: Институт экономики переходного периода, 2000. – 325 с.
41. Сколько теневиков на свете? // Аргументы и факты, 2001. - №17. – с.6.
42. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. – М.: Финансы и статистика, 1996.-224 с.
43. Телепнев С.А. Финансы местного самоуправления //Финансы. – 2000. - №2. - с. 8-9.
44. Трунин И.В. История развития межбюджетных отношений в Российской Федерации. – М.: CEPRA, 2002. – 415 с.
45. Трунин И.В., Луговой О.В., Синельников-Мурылев С.Г. Реформа межбюджетных трансфертов в Российской Федерации. - М.: ИЭПП, 2000. – 228 с.
46. Фролова Н.К. К вопросу о межбюджетных отношениях в России //Финансы. – 2000. - №1. – С. 7-8.
47. Христенко В.Б., Лавров А.М. Новый этап реформы межбюджетных отношений //Финансы. – 1999. - №2. – С. 3-9.

Цена: 8000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru