Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Развитие информационной культуры как компонента педагогической культуры ID работы - 736744 педагогика (курсовая работа) количество страниц - 38 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 Глава 1. Профессиональная подготовка педагога 5 1.1. Требования к системе подготовки педагога 5 1.1. Методологическая структура педагогической деятельности 5 1.2. Основные компоненты профессионально-педагогической культуры 10 Глава 2. Развитие информационной культуры как компонента педагогической культуры 12 2.1. Информационная культура как составляющая профессиональной компетентности будущего специалиста 12 2.2. Понятие, сущность, современные требования к информационной культуре учащихся 19 2.3. Анализ условий формирования информационной культуры учащихся 28 Заключение 33 Библиографический список 35 ВВЕДЕНИЕ: Сегодня практически невозможно назвать сферу человеческой деятельности, которая не испытывала бы зависимость от рынка информации и не нуждалась бы в использовании новейших информационных технологий. Все это в значительной мере меняет представления, взгляды, поведение образ жизни и мышление современного человека и предъявляет к нему новые требования, важнейшим среди которых является овладение информационной грамотностью, информационной культурой. В последние десятилетия, в связи с усиливающимся информационным кризисом в обществе, произошло смещение акцентов с функции формирования системы знаний к функции освоения способов деятельности, в том числе по "добыче" системы знаний. Очевидно, что в современных условиях успешнее адаптироваться будет тот, кто сумеет самостоятельно добывать информацию различными способами для решения возникающих противоречий с учетом собственных принципов и общественных норм и правил /20/. При таком подходе система знаний, освоенные способы деятельности и мировоззренческие установки (интересы, мотивы, потребности личности) становятся компонентами образованности, обеспечивающими "процесс непрерывного развития человеческой личности". Поэтому неотъемлемым компонентом образованности является информационная культура. Важнейшим условием эффективности профессиональной деятельности педагога в современных условиях становится высокий уровень развития информационной культуры. Понятие информационной культуры обычно используется в связи с понятиями "информационная цивилизация", "постиндустриальное общество", "антропогенная цивилизация". Мы рассматриваем информационную культуру как достигнутый человеком уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации, обеспечивающий целостное видение мира, предвидение последствий принимаемых решений. Информационная культура педагога - особая категория и может рассматриваться как составная часть культуры педагогической. Это совокупность устойчивых навыков эффективного применения информационных технологий, и мотивации на их применение в профессиональной деятельности. Информационная культура личности - это способность человека к научно-познавательной деятельности в контексте работы с информацией. Информационная культура общества - информационный уровень развития общества, выраженный в форме организации деятельности людей в информационных полях различного характера. Информационная культура является компонентом социальной компетентности, ведь самореализация личности в социуме проявляется в умении добывать знания для того, чтобы решать возникающие противоречия посредством "взаимоувязки" общественных норм, правил и собственных жизненных принципов. Эта проблема является не менее актуальной и в системе профессионального образования, где выпускник для того, чтобы быть конкурентоспособным должен постоянно заниматься самообразованием, эффективность которого зависит именно от уровня информационной культуры. В теории и практике начального профессионального образования необходимо выделить противоречие, состоящее, с одной стороны, в необходимости формирования информационной культуры будущих специалистов, а с другой - в отсутствии научно-обоснованных способов ее формирования. Данное противоречие, определило актуальность проблемы разработки процесса эффективного формирования информационной культуры будущих специалистов. Объект исследования: профессиональная подготовка педагогов. Предмет исследования: формирование информационно-педагогической культуры будущего педагога профессионального обучения. Цель исследования: проанализировать особенности формирования информационно-педагогической культуры будущего педагога профессионального обучения. Задачи исследования: 1. рассмотреть педагогическую культуру как компонент профессиональной подготовки педагогов; 2. проанализировать особенности формирования информационной культуры будущих педагогов. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования. - 2-ое изд. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 116 с. 2. Бородина ВА., Бородин С.М. Акмеология информационной культуры личности: стратегии развития. - Вып.1 СПб.: АкадемПринт, 2001. 3. Гельтищева Е.А. Как сохранить здоровье при работе на компьютере? // Компьютерные учебные программы. 1999. № 2 (17), с. 41-47. 4. Грачёв Г. В. Информационная безопасность личности: теория и технология психологической защиты: Дис. .... д-ра психол. наук. - М. - 2000. 5. Грейдина Н. Л. Основы системной концепции коммуникативно-культурного взаимодействия (теоретико-экспериментальное исследование): Дис. ... д-ра филос. наук. - М. - 2000. 6. Губин В. Д. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Философия. - М.: Олимп; ООО "Изд-во АСТ-ЛТД", 1997. - 464 с., ил. 7. Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Юнг в школе. Соционика - межвозрастной педагогике: Учебно-методическое пособие. -2-изд.-Новосибирск: Изд-во Новосиб. у-та; М.: Совершенство, 1997. 8. Данилова Т. А. Формирование копинг-поведения у учителей средних школ и его роль в профилактике психогенных расстройств у школьников: Дис. ... канд. психол. наук .- Бишкек, 1997. 9. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. Минск. 1998. С.264. 10. Загрядская Н. Н. Психологическая поддержка старшеклассников при решении ими экзистенциальных проблем. Дис. ... канд. психол. наук. - Ростов-н/Дону, 1999. 11. Зайцева Л. А. Человек в системе ценностей информационного общества: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 1999. 12. Зиновьева К. Информационная культура личности. Краснодар. 1997. 13. Зинченко В. П. Технократическое (проективное) мышление // Вульфов Б. З., Иванов В. Д. Основы педагогики: - Учеб. пособ. - 2-е изд, перераб. и доп. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 616 с. 14. Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М.: Политиздат,1988. - 319 с. 15. Кардашев В. Структурные уровни и определение некоторых категорий, связанных с развитием // Развитие концепции структурных уровней в биологии. М.: Наука, 1972. С. 208-219. 16. Киселёв Н. Н. Информационная потребность как фактор социализации личности: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Кемерово, 1998. - 20 с. 17. Королёва Н. Н. Смысловые образования в картине мира личности: Дис. ... канд. психол. наук. - СПб. - 1998. 18. Корсаков И.А., Корсакова Н.К. Хорошая память на каждый день. -Д.: ЧИКФ "ТББ", 1998.- 464 с. 19. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Минск. 1999. С.262. 20. Леонтьев А. Н. Образ мира. Избр. психологические произведения. - М.: Педагогика, 1983. - С. 251-261. 21. Маланов С.В. К вопросу о составе и структуре теоретического мышления. //Мир психологии , №1 , 2001. С.145-156. 22. Мамардашвили М. К. Проблема человека в философии. - http:// www.lib.ru/psiho/004.txt. 23. Махнина Ф.М. Информатизация в контексте модернизации Российского общества. Дис. на соиск. уч. ст. канд. соц. наук. Казань. 1999. 24. Методика определения типа по внешним признакам - http:// daer.narod.ru//NEW/metodika_tipirovaniya.htm. 25. Минкина В. Информационная культура и способность к рефлексии // Высшее образование в России. 1995. № 4. 26. Натанзон Э. Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив: Пособие для учителя. - М.: Просвещение,1984. - 96 с. 27. Никитин В. Н. Как устроен мир. Для чего живут люди (Информационная природа мироздания). - Рыбинск,1997. - 153 с. 28. Проблемы информатизации высшей школы. 1998. №1-2. С. 7-26. 29. Психология, педагогика и социология чтения. Материалы Y международной научно-практической конференции 26-28 марта 2001 г. В 2-х частях.Ч. 1 / Ред.-сост И.В. Усачева. - М.: НИЦ ИНЛОККС, 2002. 30. Романова Г.В., Романенко В.Н. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения. С-Пб. Изд-во Санкт-Петербургского университета. 1992. 165 с. 31. Рыжов В.А. "Мультимедиа…виртуальная реальность…сознание и обучение…" // Педагогическая информатика. 1993. № 1. 32. Сластёнин В. А. Педагогика: Учеб. пособ. для студентов пед. учеб. заведений. - М., 2000. 33. Спиркин А.Г. Основы философии. М.: Политиздат. 1988. С. 462. 34. Сухоруков С. А. Жизнетворчество личности в динамике её смысловой системы: Дис. ... канд. психол. наук. - М.,1997. 35. Теория функций. Функционика. Модель личности по Аугустинавичуте. - http://ufo.knet.ru/bibliot/01400/00300/00100.txt. 36. Умрюхин Е.А., Джебраилова Т.Д., Коробейникова И.И. Индивидуальные особенности физиологического обеспечения деятельности школьников при обучении работе на компьютере // Журнал высшей нервной деятельности. 1993. Т. 43. Вып. 2, с. 302-312. 37. Урсул А.Д. Модель устойчивого развития цивилизации: информационные аспекты // НТИ. Серия 2. М., 1994. №12. С.6. 38. Урсул А.Д. Ноосферная модель науки и образование XXI века. // Социально-политический журнал. М., 1996. №4. С.75. 39. Урсул А.Д. Социальная информатика // Научно-техническая информация. Серия 1. 1990. N1. С. 2-8. 40. Усачева И.В. Курс эффективного чтения учебного и научного текста: Учебно-методическое пособие для студентов I-II курсов университетов. - 3-е изд., стереотипное. - М.: Изд-во Московского университета,1998. 41. Шахиджанян В.В. Учимся говорить публично. - М.:Вагриус,2002. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru