Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Разработка методов экологического воспитания школьников посредством туризма ID работы - 735910 педагогика (дипломная работа) количество страниц - 110 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 Глава 1. Современное состояние, основные проблемы и перспективы развития школьного экологического туризма 5 1.1. Основы формирования экологической культуры личности 5 1.2. Экологическое воспитание в школе: цели и принципы 14 1.3. История школьного туризма в России. Понятие «школьный туризм». 27 1.4. Экологическое воспитание в школьном туризме: теоретические аспекты. Понятие «экологический туризм» 38 1.5. Социально-психологические особенности младших школьников 52 1.6. Экскурсия в природное сообщество как разновидность школьного экологического туризма 58 1.7. Анализ учебно-методического комплекта по программе Плешаковой «Зеленый дом» 63 Глава 2. Разработка мероприятий по совершенствованию экологического воспитания в школьном туризме 67 2.1. Характеристика базы исследования 67 2.2. Анализ досуговых интересов в сфере школьного туризма целевого сегмента исследования 71 2.3. Разработка программы работы кружка «Юные туристы» по экологическому воспитанию 92 2.4. Методические рекомендации по внедрению программ работы кружка «Юные туристы» в организацию внеклассной деятельности с младшими школьниками в среднем общеобразовательном учреждении 97 Заключение 106 Список использованной литературы 109 ВВЕДЕНИЕ: В настоящее время нет необходимости доказывать остроту и масштабность, а значит, и опасность сложившейся и мире экологической ситуации. Научные достижения XX века создали иллюзию почти полной управляемости миром, однако хозяйственная деятельность человеческого общества, экстенсивное использование природных ресурсов, огромные масштабы отходов — все это входит в противоречие с возможностями планеты (ее ресурсным потенциалом, запасами пресных вод, способностью самоочищения атмосферы, вод, рек, морей, океанов). Ученые выделяют два аспекта экологической проблемы: — экологические кризисы, возникающие как следствие природных процессов; и кризисы, вызываемые антропогенным воздействием и нерациональным природопользованием. Наряду с широко развитой системой экологического образования и воспитания, интегрирующей всю сумму получаемых субъектом знаний, являющихся основой (базой) экологического сознания остается неизменной проблема изменения того образа Природы, как средства человеческой жизнедеятельности, который был сформирован в ходе исторического развития человека. В последние 20 лет значительно возросло внимание ученых к исследованию проблем экологического воспитания и образования. Особый интерес представляют работы Н. М. Верзилина, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена, В. С. Липицкого, И. С. Матрусова, А. П. Мамонтовой, Л. П. Печко, В. А. Сухомлинского и др., которые рассматривают различные аспекты экологического воспитания и образования учащихся в учебно-воспитательном процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы. Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания младших школьников. Однако, многообразие трудов, школ, вариативность программ обучения, творческих разработок порождают множество проблем и вопросов. Целью данной дипломной работы является разработка методов экологического воспитания школьников посредством туризма. В рамках данной дипломной работы будут решены следующие задачи: • рассмотрены основы формирования экологической культуры личности; • рассмотрены цели и принципы экологического воспитания в школе; • исследована история развития школьного туризма в России; • рассмотрены теоретические аспекты экологического воспитания в школьном туризме; • проведен анализ учебно-методического комплекта по программе Плешаковой «Зеленый дом»; • рассмотрены возможности применения экскурсии в природное сообщество как метода экологического образования; • проведен анализ досуговых интересов и экологической грамотности младших школьников; • разработаны меропрития по совершенствованию экологического воспитания в школьном туризме. Предметом исследования являются методы экологического воспитания в школьном туризме. Объектом исследования являются ученики второго класса средней общеобразовательной школы № 1623 г. Санкт-Петербург. Структурно дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Айдинян М.А. Практическая психология. – М., 2003. 2. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. – 1999. - №1. 3. Алексеева М.С., Бодиева Н.Ф., Бодиев А.Б.. Формирование экологической культуры личности в трансформирующемся обществе // Философия образования: Серия трудов.- Том XI: Проблемы образования в трансформирующемся обществе.- Новосибирск: Изд. НГИ, 2005. 4. Бабанова Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. М.: Просвещение,2006. 5. Багин Д.В. Формирование экологической культуры технической интеллигенции // Интеллигенция в процессе поиска Россией будущего: Материалы международной научной конференции, Улан-Удэ, 26-27 июня 2003 г.: В 3 ч.- Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2003.- Ч. I. 6. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. – М.: Просвещение, 2001 7. Бахтибенов А. Ш. Экологическое воспитание младших школьников. / Русс. яз. – 2006. - №6. 8. Боголюбов С. А. Природа: что мы можем. М. – 2005. 9. Бодиев А.Б., Бодиева Н.Ф. О формировании экологической культуры личности // Современные проблемы экологии и безопасности: Первая Всероссийская научно-техническая Интернет-конференция: Сб. матер. конф.: В IV т. Т. IV. / Под ред. Э.М. Соколова. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2005. 10. Бодиева Н.Ф., Бодиев А.Б. Экологическая культура личности как основа практической природосберегающей деятельности современного общества // Энергосберегающие и природоохранные технологии (встреча на Байкале): Материалы II международной научно-практической конференции, г. Улан-Удэ, 20 - 25 августа 2003 г. - Улан-Удэ: Изд-во Восточно-Сибирского государственного технологического университета, 2003. 11. Бондаренко В. Д. Культура общения с природой. М. – 2005. 12. Боровская Л. А. Экологическая направленность экскурсии в условиях города. М. Просвещение, 2001. 13. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991. 14. Буковская Г. В. Воспитание экологической культуры в системе туристско-краеведческой деятельности // Педагогика. – 2002. № 5. 15. Воробьева А. Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ. – 1998. № 6. 16. Гужин Г. С, Беликов М. Ю, Клименко Е. В. Менеджмент в иностранном и внутреннем туризме. - Краснодар: Изд-во Кубанского государственного университета, 2007. 17. Гюльвердиева Л. М., Утенова З. Ю. Национальные традиции и их использование в экологическом воспитании детей. // НШ. – 1998. №6. Дежникова Н. С., Иванова Л. Ю., Клемяшова Е. М. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. М., 1999. 18. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 19. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Издательство Московского Университета, 2002. 20. Дорошко О. М. Совершенствование подготовки будущих учителей начальной школы к осуществлению экологического воспитания младших школьников. Автореферат. Киев – 1988. 21. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. – М., 2003. 22. Ефремов Ю. Природа и нравственность // Чувство земли: Советские писатели и ученые об охране родной природы, об экологии хозяйствования / Сост. Ю. Мазуров.- М.: Мысль, 1988. 23. Жестнова Н. С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НШ. – 1989. №10-11. 24. Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. // НШ. – 1998. №6. 25. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 2001. 26. Кваша А. В. Подготовка и использование экологических заданий при изучении неживой природы младшими школьниками. // НШ. – 1998. №6. Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 2001 27. Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. – СПб., 2003. 28. Лихачев Б. Т. Воспитание и космизм. М., 1999; Лихачев Б. Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования // Экологическое образование в России: теоретические аспекты: Сб. тр. к 25-летию Научного Совета по экологическому образованию президиума РАО / Под ред. А. Н. Захлебного, Л. П. Симоновой-Салеевой. М., 1997. 29. Мамедов Н. М. Культура, экология, образование. М., 1996. 30. Мир природы и ребенок.: Учебное пособие для педагогических училищ / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой.- СПб.: «Детство-пресс», 2003. 31. Монтанер Х. Монтехано. Структура туристического рынка/ Пер. с испан. - Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. 32. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания школьников: Учебное пособие.- М.: ИЦ «Академия», 2005. 33. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 2001. 34. Пятецкий С.М. Статус подростка и его личностная самооценка. – М., 2003. 35. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.- М.: ИД «Карапуз», 2001. 36. Салеева Л. П. Опыт экологического воспитания младших школьников. // НШ. – 1991. №4. 37. Сенин В. С. Организация международного туризма. - М.: Финансы и статистика, 2000. 38. Сидельновский А. Г. Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс. // Автореферат. М. – 1987. 39. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. - М.: Молодая гвардия, 1980. 40. Устойчивое развитие туризма: пособие для специалистов по местному планированию. - Мадрид: ВТО, 1992. 41. Федосенко А.В. Психология и педагогика. – М., 2001. 42. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. - М., 2001. 43. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 2001. 44. Яковлева Е. В. Развитие экологической культуры учащихся младшей школы. // РАО – 1996. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru