Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Психолого-педагогическая помощь семьям в повышении эмоционального благополучия ребенка ID работы - 712581 педагогика (дипломная работа) количество страниц - 88 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 Глава I. Теоретические основы изучения психолого-педагогической помощи семьям в повышении эмоционального благополучия ребёнка 7 1.1. Вопросы изучения понятия эмоциональной сферы 7 1.2. Развитие эмоциональной сферы у детей раннего возраста 17 1.3. Система семейного воспитания ребёнка 29 Выводы по I главе 37 Глава II. Опытно-экспериментальное исследование эмоционального состояния детей 39 2.1. Содержание и методика экспериментального исследования 39 2.2. Анализ результатов диагностических методик по выявлению эмоционального состояния у детей раннего возраста 44 2.3. Рекомендации для родителей по проблеме повышения эмоционального благополучия ребенка 49 2.4. Контрольный эксперимент 62 Выводы по II главе 66 Заключение 68 Список использованной литературы 72 Приложение 78 ВВЕДЕНИЕ: Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, а также фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др. В раннем детстве контроль за психическим развитием необходим для раннего выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития всех сторон психики ребенка. Важность такой работы связана с исключительным значением ранних этапов психического онтогенеза для развития личности. Благодаря быстрым темпам развития в период раннего детства незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения от нормального могут привести к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте. Кроме того, ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно. Если начать коррекционные мероприятия уже с раннего возраста, есть шанс устранить все проблемы к дошкольному и младшему школьному возрасту, что, соответственно, позволит предотвратить возникновение дальнейших отклонений. Семья является важнейшим элементом общества: для здорового общества необходима здоровая семья, адекватно исполняющая все свои функции: культурную, эмоциональную, социально-экономическую. В психологическом смысле семью можно определить как систему межличностных взаимодействий, призванных, в самом общем плане, с одной стороны, защитить индивида от манипулятивных воздействий общества, а с другой - приспособить его к жизни в этом обществе, дать средства для нормального функционирования в нем. Изучением данного вопроса занимались психологи: Т.А.Репина, B.C. Мухина, Р.Ф. Беляускайте, А.А. Венгер, Р. Хоментаускас, А.И. Подольский, Р.И. Жуковская, А.Д. Кошелова, С.А. Козлова, М.И.Лисина, В.И.Логинова и др. Они видят актуальность проблемы в том, что в раннем и дошкольном возрасте, эмоциональное благополучие является важнейшим достижением в развитии личности. Проблема эмоционального благополучия как в зеркале отражает соотношение коллективного и индивидуального в жизненном пути личности. Смена социальной обстановки представляет для ребенка значительные трудности. Многие дети проявляют тревожное состояние, эмоциональную напряженность. Постигаемый ребенком жизненный опыт может помочь ему включиться в новые социальные отношения, совместные действия, адаптироваться к изменившимся условиям, но и способен привести и к негативным последствиям, что весьма существенно для эмоционально-личностного опыта ребенка. Отрицательный эмоциональный опыт может породить высокую тревожность детей. На основании вышеизложенного, нами была сформулирована тема дипломной работы: "Психолого-педагогическая помощь семьям в повышении эмоционального благополучия ребенка". Объект исследования - эмоциональное благополучие ребенка раннего возраста. Предмет исследования - оказание психолого-педагогической помощи семьям в повышении эмоционального благополучия ребенка. Цель исследования - теоретически обосновать и практически проверить эмоционального благополучия ребенка раннего возраста. В связи с поставленной целью выдвигаются следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; 2. Рассмотреть развитие эмоциональной сферы у детей раннего возраста; 3. Раскрыть систему семейного воспитания ребёнка; 4. Провести экспериментальную работу по выявлению эмоционального состояния ребёнка раннего возраста; 5. Разработать рекомендации для родителей по проблеме повышения эмоционального благополучия ребенка. Гипотеза исследования: повышение эмоционального благополучия ребенка будет происходить наиболее эффективно, если будет оказана психолого-педагогическая помощь семьям, имеющих детей раннего возраста. Теоретико-методологическую основу исследования составили положения об исследовании повышения эмоционального благополучия ребенка (Т.Гончарова, И.Н. Нарыкова, Л.А. Миллер, Н.В. Панкова, А.Г. Харчев). Методы исследования и эмпирическая база. При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, тестирование, устный опрос, количественный и качественный анализ полученных данных, обобщение. База исследования: исследование проходило в ДОУ № 53, г. Москва, в котором приняло участие 10 детей. Научная достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается методологической базой исследования, апробированными и надежными методиками исследования, репрезентативностью выборки и проверкой полученных данных на практике. Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные рекомендации по повышению эмоционального благополучия ребенка могут использоваться как родителями, так и психологами, воспитателями. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Анохин П.К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. Т. 35. - М: Энциклопедия, 1965. - 356 с. 2. Авдеева Н. Роль матери и отца в развитии ребёнка / Н. Авдеева // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5, 7. 3. Арунтаева Е. Социальное самочувствие семьи / Е. Арунтаева // Дошкольное воспитание. -2004. - №6. - С.57 - 63. 4. Андреева Т. Семейная психология / Т. Андреева. - СПб: Речь, 2004. - 244 с. 5. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 4. - С.34. 6. Балакирева Т. Эмоции и дети: комплексные занятия педагога - психолога / Т. Балакирева // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 8. - С.65 - 70. 7. Батова Н.Я. Мозг и эмоции / Н.Я. Батова, Е.Д. Хомская. - М.: Просвещение, 1980. - 187 с. 8. Белова Е.С. Эмоциональные компоненты творческого потенциала детей дошкольного возраста / Е.С. Белова // Школа здоровья. - 2005. - № 4. - С.56 - 65. 9. Буре Р.С.Детский сад: некоторые проблемы гуманизации педагогического процесса / Р.С. Буре // Дошкольное воспитание 1994. № 3 10. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - К., 1989. 11. Бюлер К. Духовное развитие ребёнка / К. Бюлер. - М.: Наука, 1960. - 145 с. 12. Воспитателю о работе с семьей / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1987. - С. 156. 13. Винникова И.В. Игры на развитие психических процессов / И.В. Винникова // Начальная школа. - 2002. - № 3. 14. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. - М.: МГУ, 1976. - 214 с. 15. Волосова Е. Формирование эмоциональных реакций / Е. Волосова // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 3. - С. 28 - 30. 16. Волосова Е. Эмоциональное воспитание ребенка в повседневной жизни / Е. Волосова // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 11. - С. 69 - 72. 17. Гнедова Н.М. Преневротическое поведение дошкольников и его причины / Н.М. Гнедова // Гуманизация педагогического процесса ДОУ. - Маг-ск, 1995. - С. 170 -180. 18. Гельгорн Э. Эмоции и эмоциональные расстройства / Э. Гельгорн, Дж. Луфборроу. - М.: Наука, 1966. - 247 с. 19. Головкина Н. Радость каждый день / Н. Головкина, И. Сивак // Дошкольное воспитание 2004. - № 10. 20. Гребенников И.В. О системе повышения педагогической культуры и родителей // За единство принципов воспитания детей в дошкольном учреждении и семье / Под ред. Р.А. Курбатовой. - М.: Просвещение, 1982. - 176 с. 21. Ежнова Н. Дошкольный возраст: образование с учетом эмоционального компонента / Н. Ежнова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 8. - С.65 - 70. 22. Ермолаева М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников / М. Ермолаева // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 9. 23. Зверева О.Л., Ганичева О.Л. Семейная педагогика и домашние воспитание. - М.: Просвещение, 1999. - 278 с. 24. Запорожец А. В. К вопросу о генезисе функций и структуре эмоциональных процессов у ребенка / А.В. Запорожец, Я. Неверович // Вопросы психологии. - 1974. - 6. 25. Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // В кн..: Эмоциональное развитие дошкольника / под ред. А.Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985. 26. Краткий словарь по социологии // Под ред. Д.М. Гришиани, Н.И. Лапина. - М.: Академия, 2002. - 479 с. 27. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2004. - 464 с. 28. Караневская О.В. Коррекционные занятия с детьми, имеющими эмоционально-волевые нарушения / О.В. Караневская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития . - 2003. - № 5. 29. Ковалёва И.В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста / И.В. Ковалёва. - М.: Айрис - Пресс, 2007. - 48 с. 30. Козлов Э. Азбука нравственности / Э. Козлов, В. Петрова, И. Хомякова // Начальная школа. - 2004. - № 6, 7, 8. 31. Корепанова М. Мы с тобой, малыш! / М. Корепанова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 3. 32. Колпакова Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста / Н. Колпакова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 10. 33. Кошелева А.Д. Формирование эмоциональной сферы личности дошкольника при подготовке к школе / А.Д. Кошелева. - М.: Просвещение, 1990. - 234 с. 34. Леонтьев А.Н. Эмоции / А.Н. Леонтьев // Философская энциклопедия. Т. 5. - М.: Энциклопедия, 1970. - С. 689. 35. Лисина В. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника / В. Лисина // Дошкольное воспитание. - 1994. - №3. 36. Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люлинская. - М: Просвещение, 1971. - 415 с. 37. Милонич Ю. М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста / Ю.М. Милонич. - М.: Владос, 1998. - 214 с. 38. Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека / В.Минаева // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 2. 39. Моисеев Д. Формирование адекватной самооценки в старшем дошкольном возрасте / Д. Моисеев // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 9. 40. Майер И.П.Развитие эмоциональной сферы как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста / И.П. Майер // Психолог в детском саду. - 2000. - № 1. С. 65-69. 41. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т.Д.Марцинковская. - М.: Линка - Пресс, 1997. - 176 с. 42. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: АЗЪ, 1995. - 1112 с. 43. Остроухова А. Как измерить адаптацию / А. Остройхова // Обруч. - 2000. - № 3. 44. Психология эмоций. Тексты. // под ред. Вилюнаса В.К., Гиппенрейтер. - М.: Просвещение, 1998. - 112 с. 45. Патеева Е. От рождения до школы. Первая книга думающего родителя / Е. Патеева. - М.: Смысл, 2007. - 619 с. 46. Репина Т. Воспитатели и дети, их общение / Т. Репина, Л. Башлакова // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 10. 47. Рояк А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада / А. Рояк // Дошкольное воспитание. - 1977. - №2. 48. Райгородский Д.Я. Ребёнок и семья / Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2002. - 736 с. 49. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии / С.П. Рубинштейн. - СПб: ПитерКом, 1998. - 688 с. 50. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании: психотехнические упражнения и коррекционные игры / Н.В. Самоукина. - М.: Высшая школа, 1992. - 116 с. 51. Сисякина И. Развиваем навыки общения и эмоциональный мир дошкольников / И. Сисякина, Н. Войнова, О. Усатова // Ребёнок в детском саду. - 2001. - № 5. 52. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций / П.В. Симонов. - М.: Прогресс, 1981. - 176 с. 53. Словарь практического психолога // сост. С.Ю, Головин. - Минск: Харвест, 1997. - 800 с. 54. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений / Е. Смирнова, В. Холмагорова // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. 55. Смирнова Е. Дошкольный возраст: формирование доброжелательный отношений / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 8, 9. 56. Степанова Г. Эмоциональные состояния ребенка дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада / Г. Степанова // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 5. 57. Степанова Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада / Г. Степанова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 10. 58. Трофимов А.П. Семья и дети. - М.: Просвещение, 1969. - 254 с. 59. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей / К. Тейлор. - М.: Апрель - Пресс, 2005. - 224 с. 60. Чернова Е. Вера в свое "Я" / Е. Чернова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 10. 61. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста / Г.А. Широкова. Р-на-Д.: Феникс, 2005. - 214 с. 62. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 384 с. 63. Флоренская Т. Мир дому твоему / Т. Флоренская // Воспитание школьников. - 1999. - № 2. - С.27-31. 64. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: .: Издательский центр "Академия", 1998. - 336 с. 65. Фопель К. Психологические упражнения и игры / К. Фопель. - М.: Генезис, 2003. - 150 с. 66. Филиппова Г.Г. Эмоциональное благополучие ребенка и его изучение в психологии / Г.Г. Филиппова // Детский практический психолог. - М.: Просвещение, 2001. - 114 с. 67. Шипицина Л.М. Азбука общения / Л.М. Шипицина, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А. Нилова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2004. - 196 с. 68. Эмоциональное развитие дошкольника // под ред. А.Д. Кошелёвой. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с. 69. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребёнка и его педагогическая оценка в группе детского сада / Е. Юдина // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 9. 70. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду / Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н.Денисова. - М: Просвещение, 2002. - 156 с. 71. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания / М.Г. Яновская. - М.: Просвещение, 1986. - 178 с. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru