Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
ПРОБЛЕМА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ ID работы - 683323 педагогика (дипломная работа) количество страниц - 96 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 3 1. ПРОБЛЕМА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ 6 1.1. ЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6 1.2. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9 1.3. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА 16 2. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 27 2.1. ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА 27 2.2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 38 2.3. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 52 2.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА И ВЫВОДЫ 73 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 94 ВВЕДЕНИЕ: Успешное формирование личности может осуществляться только на основе разумно организованного соединения воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Представители педагогической мысли (Ушинский К.Д., Макаренко А.С. и др.) видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности. Подготовка к труду, являясь одним из важнейших аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации детей с интеллектуальным недоразвитием, направлена на достижение ощущения социального комфорта и равноправия в обществе; она обеспечивает наиболее полную интеграцию лиц с недоразвитием интеллекта в общество, способствует улучшению их морально–психологического состояния и предоставляет им возможность наряду со всеми членами общества жить полноценной активной жизнью. В работах Л.П. Носковой, О.П. Гаврилушкиной, Н.Д. Соколовой, А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой и других авторов, исследовавших вопросы трудового воспитания детей с недоразвитием интеллекта, отмечается, что педагогически правильно организованное трудовое обучение и воспитание является эффективным средством коррекции недостатков развития умственной деятельности старших дошкольников с нарушениями интеллекта. У подавляющего большинства умственно отсталых дошкольников могут быть сформированы автоматизированные навыки выполнения несложных трудовых операций. Однако процесс формирования навыков протекает медленно. Отсюда вытекает необходимость значительного увеличения приемов и методов, применяемых в трудовом обучении детей с недоразвитием интеллекта. Таким образом, проблему возможностей успешного формирования трудовых умений и навыков у детей с недоразвитием интеллекта можно считать малоразработанной. А между тем известно, что одна из центральных задач специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений – подготовка дошкольников к обучению в школе, к участию в посильном труде. Следовательно, система педагогической коррекции в процессе алгоритмизации трудовой деятельности у дошкольников с недоразвитием интеллекта способствует успешному формированию трудовых умений и навыков у детей этой категории. Проведенное нами исследование посвящено проблеме трудового воспитания дошкольников с нарушениями интеллекта. Целью исследования является изучение системы трудового воспитания старших дошкольников с нарушениями интеллекта и предложение мер по ее совершенствованию. Изложенная цель предопределяет необходимость решения следующих задач: ? охарактеризовать роль трудового воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста; ? рассмотреть систему трудового воспитания нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии дошкольного возраста; ? проанализировать особенности и уровень сформированности трудовых умений и навыков у старших дошкольников с нарушениями интеллекта; ? выявить направления совершенствования методики проведения занятий по ручному труду в специальных детских садах. Объект исследования – трудовое воспитание старших дошкольников с нарушениями интеллекта. Предмет исследования – методика проведения занятий по ручному труду в специальном детском саду. Информационную основу работы составила специальная литература по исследуемой проблеме отечественных и зарубежных авторов, публикации педагогической тематики. Методы исследования: анализ литературы, наблюдение за трудовой деятельностью детей, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, количественный и качественный анализ результатов исследования. Исходя из знания особенностей развития дошкольника с нарушениями интеллекта и первичного анализа методики проведения занятий по ручному труду в общих и специальных дошкольных учреждениях, была сформулирована гипотеза исследования. Включение в занятия по ручному труду системы специальных заданий и упражнений, способствующих развитию усидчивости, внимательности; заданий, направленных на развитие мелкой моторики, глазомера, будут способствовать развитию положительных качеств личности воспитанников и корректировать умственное развитие детей. Организация исследования: экспериментальной базой служил детский сад №523 г.Москвы, в эксперименте участвовали 30 детей дошкольного возраста с диагнозом "олигофрения в степени дебильности". Структура и объем работы: диплом состоит и введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, включающего в себя 62 источника; содержит 96 страниц машинописного текста, 1 таблицу, 11 рисунков. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Бабанский Ю.К., Сорокин Н.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов. /Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. С.49. 2. Бейн Э. С Величина отдаленного объекта восприятия умственно отсталых и глухонемых дошкольников. В сб. Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей. М.: Просвещение, 1940. С.30. 3. Вайзман Н. П. К вопросу дифференциальной диагностики олигофрении и задержек развития. Сб. "Дети с временными задержками развития". /Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М.: Педагогика, 1971. С.25-67. 4. Власова Т. А. Психологические проблемы дифференциации обучения и воспитания аномальных детей. М.: Педагогика, 1972. С.70-73. 5. Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста / Под ред. Л. П. Носковой. М.: Просвещение, 1982. С.12. 6. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. В кн. Избранные психологические исследования. М.: Просвещение, 1956. С.110. 7. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. т.2. М.: Мир, 1982. С.77-94. 8. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.: Учпедгиз, 1935. С.64-68. 9. Гаврилушкина О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. М., 1991. С.59. 10. Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. М., 1985. С.39-44. 11. Гальперин П. Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа //Вопросы психологии. 1957. № 6. С.22-32. 12. Дети с отклонениями в развитии (отграничение олигофрении от сходных состояний). /Под ред. М. С. Певзнер. М.: Просвещение, 1966. С.97-117. 13. Дефектологический словарь / Под ред. А. И. Дьячкова. М.: 1970. 14. Занков Л. В. О педагогическом исследовании проблемы обучения и развития. //Материалы I симпозиума "Экспериментальные исследования по проблемам перестройки обучения". Тбилиси, 1969. С.212-248. 15. Иванова А. Я. "Обучающий эксперимент" как принцип оценки умственного развития детей. Канд. дис. М., 1968. 16. Катаева А. А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1991. С.18-49. 17. Катаева А. А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: Мир, 1988. С.8-74. 18. Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии: Сборник программ нормативных курсов для высших учебных заведений /Под общ. ред. В.И. Селиверстова, М.: Мир, 1998. С.126-168. 19. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников /Под ред. Л. П. Носковой. М., 2000. С.80-99. 20. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1965. С.53-87. 21. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие, 4е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 1999. С.83. 22. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973. С.60. 23. Ляпидевский С.С. Невропатология: Естественнонаучные основы специальной педагогики: Учебник /Под ред В.И. Селиверстова, М. Медицина, 1973. С.60. 24. Макаренко A.C. Соч. Т.4. М.: Просвещение. С.397. 25. Маллер А. Р. Родителям о детях с умственной отсталостью //Дефектология. 1991. № 5. С. 69-74. 26. Маллер А. Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. М.: Юрайт, 1999. С.28-95 27. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М.: М-Пресс, 1988. С.318. 28. Маринчева Г. С., Гаврилов В. И. Умственная отсталость при наследственных болезнях. М.: Просвещение, 1988. С.54-60. 29. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1992. С.11. 30. Мастюкова Е. М. Системогенез нервнопсихической деятельности у детей с анте- и перинатальными поражениями мозга. Автореф. дис. докт. мед. наук. М., 1978. С.110-121. 31. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Умственная отсталость у детей (клиникогенетические и социальнопсихологические аспекты): Обзорная информация. М., 1989. С.20. 32. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Основы генетики: Клиникогенетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Учебное пособие. М.: Мир, 1998. С.368. 33. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. М.: Просвещение, 1999. С.120-148. 34. Осипова Н. С. Опыт формирования внимания у умственно отсталых дошкольников. В сб.: Управляемое формирование психических процессов. М.: Юрайт, 1997. 35. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением слуха и интеллекта /Под ред. Л. П. Носковой. М. Новая Эра, 1984. С.17-79. 36. Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. М.: Педагогика, 1998. С. 33. 37. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. С.542-572. 38. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. М.: Просвещение, 1968. С.62-148. 39. Пиаже Ж. Проблемы генетической психологии. //"Вопросы психологии", 1995, № 3. С.24-32. 40. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. М., 1991. С.5-15. 41. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. М., 1983. С.3-12. 42. Психология и педагогика /Под ред. Радугина А.А. М.: Центр, 2001. С.230-292. 43. Психотерапия в дефектологии /Сост. Н.П. Вайзман. М. Новая Эра, 1996. С.344-368. 44. Развитие и воспитание детей раннего возраста /Под ред. Н.М. Аксариной. М.: Педагогика, 1965. С.37-65. 45. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. С-Пб.: Питер, 2000. С. 146-196. 46. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Мир, 1973. С.69-71. 47. Рубинштейн С.Л. Экспериментальные методики патопсихологии. М.: Мир, 1970. С.56-59. 48. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. С.45. 49. Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. М. Психология, 1947. С.67. 50. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. М.: Школа-пресс, 1998. С.18-36. 51. Синев В.Н. Курс "Гуманистические традиции образования". М.: Новая Эра, 1996. С.45-47. 52. Советский энциклопедический словарь/Гл. Ред. Прохорова А.М. 3-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1985. 53. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. М. Новая Эра, 1999. 54. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Книга для педагога-дефектолога. М.: Педагогика, 2002. С.50. 55. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика. 1979. С.26-37. 56. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1979. С.111. 57. Талызина Н.Ф. К вопросу об усвоении начальных геометрических понятий //Материалы совещания по психологии. М.: Просвещение, 1957. С.217. 58. Ушинский К.Д. Собр. соч. т. 2. С.342. 59. Харламов И.Ф. Педагогика: Уч. пособие. 3е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1997. С.312 60. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. Методическое пособие для учителя, М. Новая Эра, 1999. С.136. 61. Эльконин Д.Б. Психология игры. М. Просвещение, 1978. С.11-37. 62. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии: теоретические проблемы развития психологической науки. М.: Просвещение, 1971. С.30. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru