Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Проблема обучения математике в профильных классах на примере темы "Логарифмические уравнения" ID работы - 752776 педагогика (дипломная работа) количество страниц - 70 год сдачи - 2007 СОДЕРЖАНИЕ: Введение……………………………………………………………………4 Глава 1. Исторические аспекты и современные тенденции развития профильного обучения……………………………………………………………8 § 1. Профильное обучение в России и за рубежом………………………...8 1.1. История возникновения профильного обучения в России...8 1.2. О профильном образовании за рубежом…………………….9 § 2. Профильное обучение на современном этапе развития образования………………………………………………………………………11 2.1. Профильное обучение как направление модернизации образования………………………………………………………………..11 2.2. Основные цели и направления профилизации образования………………………………………………………………..13 2.3. Организация профильного обучения………………………14 2.4. Результаты анализа учебных планов школ, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения……………………17 § 3. Информационные технологии………………………………………...23 § 4. Проблемы профильного обучения……………………………………26 § 5. Профильный экзамен по математике…………………………………30 Глава 2. Изучение темы "Логарифмические уравнения" в классах разного профиля…………………………………………………………………32 § 1. Сравнительный анализ стандартов среднего (полного) общего образования по математике базового и профильного уровней………..32 § 2. Примерное распределение времени на изучение темы "Логарифмические уравнения"………………………………………….34 § 3. Сравнительный анализ содержания школьных учебников по теме………………………………………………………………………...36 § 4. Модульная карта изучения темы "Логарифмические уравнения"………………………………………………………………...41 § 5. Методические рекомендации к изучению темы "Логарифмические уравнения"…………………………………………44 5.1. Физико-математический профиль…………………………44 5.2. Общеобразовательный и гуманитарный профиль………..52 § 6. Использование компьютерных технологий при изучении темы "Логарифмические уравнения"………………………………………….53 Заключение…………………………………………………………...…55 Литература……………………………………………………………...56 Приложения………………………………………………………….....58 ВВЕДЕНИЕ: Овладение практически любой современной профессией требует определённых математических знаний. Представление о роли математики в современном мире, математические знания стали необходимым компонентом общей культуры. Для жизненной самореализации, возможности продуктивной деятельности в информационном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Роль и место математики в науке и жизнедеятельности общества, ценность математического образования, понимание предмета обуславливают цели математического образования. Выбор уровня математической подготовки должен определяться способностями и потребностями учащихся, их выбором будущей профессии. Поэтому учащиеся, готовящиеся к естественно-научным, математическим специальностям должны иметь возможность обучаться по программе углубленного курса математики. Кроме обеспечения прочного сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений - основной задачей обучения математике в школе, "углубленное изучение математики в учебном процессе предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой". [18] На самоопределение учащихся большое влияние оказывают факультативные занятия, курсы по выбору, классы с математическим уклоном. Реализация идеи профильности старшей ступени образования в школе позволяет углубить знания учащихся по отдельным предметам и подготовить их к дальнейшему поступлению в ВУЗы, где уже давно сформировалась "математика вступительных экзаменов", и обучение этой весьма специфической математике стало главной целью учеников и учителей. Ярким примером может служить решение логарифмических уравнений, которые систематически встречаются на экзаменах. Но для их решения фактически достаточно знать хотя бы один конкретный алгоритм, и учащееся тратят уйму времени на его освоение - и в школе, и на подготовительных курсах, и с репетитором. Однако большинство учащихся не могут обосновать применяемый алгоритм, объяснить, зачем они производили то или иное действие; уделяя так много внимания появлению посторонних корней, они совершенно не заботились о потере корней. [8] Аппарат уравнений широко используется в научных исследованиях. А в рамках профильного курса математики он позволяет сформировать у учащихся более глубокие представления о сущности математического моделирования, заполнить пробелы как в теоретических знаниях, так и практических навыков решения уравнений. Всё выше изложенное подтверждает актуальность темы данной работы "Проблема обучения математике в профильных классах на примере темы "Логарифмические уравнения"". Целями исследования являются: выявление сущности профильного обучения, определение особенностей изучения логарифмических уравнений в классах разного профиля. Объектом исследования являются особенности учебного процесса при обучении математике в классах разного профиля. Предметом - реализация методических особенностей при изучении логарифмических уравнений в классах разного профиля. Для осуществления поставленных целей выделим следующие задачи: 1 Теоретически обосновать понятие профильного обучения и его сущность. 2 Выявить требования государственного стандарта к изучению вопросов рассматриваемой темы. 3 Описать содержание алгебраической части профильного курса по изучению логарифмических уравнений. 4 Провести анализ учебной и учебно-методической литературы. 5 Раскрыть специфику обучения избранному вопросу в классах разного профиля. В основу исследования положена гипотеза о том, что от количества часов, отводимых на изучение конкретной темы, зависит и объём изучаемого материала. В непрофильных классах осуществляется начальное знакомство с основными моментами темы в отличие от профильных, где происходит более полное и подробное изучение предмета. При выполнении работы были использованы следующие методы исследования: 1. Изучение научной и методической литературы по данной теме; 2. Изучение научно-популярной литературы; 3. Анализ школьных учебников; 4. Анализ задачного материала; 5. Теоретическое исследование проблемы. В процессе выполнения выпускной работы была определена её структура: введение, теоретическая и практическая часть, заключение, список литературы, приложение. Во введении обоснована актуальность, поставлены цели и задачи выпускной квалификационной работы, а также выделены методы для их решения. В первой главе рассмотрена история профильного развития как в России так и за рубежом. Раскрыты современные тенденции профилизации образования; акцентировано внимание на проблемах профильного обучения и путях их решения. Вторая глава посвящена практическому исследованию поставленной проблемы на примере логарифмических уравнений. Для этого проанализированы стандарты образования и тематическое содержание школьных учебников. Как одно из направлений дифференциации составлены модульная карта и урок модульного обучения. Рассмотрены информационные технологии. В заключении подводятся итоги о проделанной работе. В приложении приводятся решения и ответы к заданиям, разработанным в основной части ВКР. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Алгебра и математический анализ. 11 кл.: Учеб. пособие для шк. и кл. с углубл. изуч. математики / Н. Я. Виленкин, О. С. Ивашев-Мусатов, С. И. Шварцбурд. - 8-е изд., стереотип. - М.: Мнемозина, 2001. - 288 с. 2. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.: В двух частях. Ч. 1: Учеб. для общеобразоват. учреждений./ А. Г. Мордкович. - 5-е изд. - М.: Мнемозина, 2004. - 375 с. 3. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.: В двух частях. Ч. 2: Задачник для общеобразоват. учреждений / А. Г. Мордкович, Л. О. Денищева, Т. Н. Мишустина, Е. Е. Тульчинская; Под ред. А. Г. Мордковича. - 5-е изд. - М.: Мнемозина, 2004. - 315 с. 4. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. - М.: Просвещение, 2001. - 383 с. 5. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10-11 кл. сред. шк./А. Н. Колмогоров, А. М. Абрамов, Ю. П. Дудницын и др.: Под ред. А. Н. Колмогорова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 320 с. 6. Башмаков М. Профили и уровни обучения математике. Математика. - 2006. - №14 - с. 18-21. 7. Данищева Л. О., Краснянская К. А.Профильный экзамен по математике. Оценка качества образования. - 2007. - №1 - с. 41-47. 8. Дорофеев Г. В., Кузнецов Л. В., Седова Е. А. Об учебнике "Алгебра и начала анализа" для профильного курса математики в 10 классе. Народное образование. - 2002. - №9 - с. 38-39. 9. Ермаков Д., Петрова Г. Элективные учебные курсы для профильного обучения. Народное образование. - 2002. - №2 - с. 114-118. 10. Завич Л. И., Чинкина М. В.Классы с углубленным изучением материала. Математика в школе. - 2004. - №6 - с. 17-23. 11. Колягин Ю. М., Оганесян В. А., Саннинский В. Я, Луканкин Г. Л. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика. Учебное пособие для студентов физ.-мат. пед. институтов. М.: "Просвещение", 1975. - 462с. 12. Литвиненко В. Н., Мордкович А. Г. Практикум по элементарной математике: Алгебра. Тригонометрия.: Учебное пособие физ.-мат. спец. пед. институтов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ABF, 1995. - 352 с. 13. Министр образования России В. М. Филиппов. Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего развития. Народное образование. - 2002. - №9 - с. 29. 14. Новожилова Н., Фирсова М. Курсы по выбору: отбор содержания и технологии проведения. Народное образование. - 2004. - №2 - с. 29. 15. Профильное обучение: вопросы и ответы. Математика. - 2006. - №14 - с. 2-9. 16. Рушель Р. О попытках введения профильной дифференциации в русской школе в 19-начале 20 века. Математика. - 2006. - №14 - с. 16-18. 17. Саакян С. М., Дудницин Ю. П. Примерное планирование учебного материала по математике в 10-11 классах. Математика в школе. - 2004. - №7 - с. 2-9. 18. Смирнова И. М. Профильная модель обучения математике. Математика в школе. - 1997. - №1 - с. 32-35. 19. Стандарт среднего (полного) общего образования по математике. Математика. - 2006. - №14 - с. 9-16. 20. Тульчинская Е. Е. Поурочное планирование и контрольные работы по алгебре и началам анализа. Математика в школе. - 2005. - №8 - с. 32-35. 21. Мультимедийная программа: "Алгебра и начала анализа. Итоговая аттестация выпускников" 22. Мультимедийная программа: "Математика. Решение уравнений и неравенств" 23. Электронный ресурс: http://do.rksi.ru 24. Электронный ресурс: http://festival. 1september.ru 25. Электронный ресурс: http://portfolio. 1september.ru 26. Электронный ресурс: www.1september.ru Цена: 3750.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru