Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Педагогическое исследование эффективности применения интенсивных методов при обучении иностранному языку взрослых ID работы - 735870 педагогика (дипломная работа) количество страниц - 81 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 2 Глава 1. Использование современных интенсивных методов в процессе обучения взрослых иностранному языку 7 1.1.Проблемы обучения иностранному языку взрослых 7 1.2.Интенсивные методы, как эффективное средство обучения иностранному языку взрослых 15 1.3.Характеристика современных интенсивных методов обучения 29 Глава 2. Педагогическое исследование эффективности применения интенсивных методов при обучении иностранному языку взрослых. 46 2.1. Анализ состояния исходного уровня сформированности речевых навыков иностранного языка 46 2.2.Особенности применения интенсивного метода при обучении взрослых иностранному языку 51 2.3.Контроль успешности применения интенсивных методов обучения взрослых иностранному языку 64 Заключение 68 Список литературы 70 Приложение 75 ВВЕДЕНИЕ: Тема данной работы «Современные интенсивные методы обучения взрослых иностранному языку», особо актуальна в связи тем, что качественно новые взаимоотношения России со странами мирового сообщества, расширение контактов, новые политические и социально - экономические реалии, создание совместных предприятий повысили практический интерес к иностранным языкам и создали благоприятные возможности для них изучения. Так владения английским или другими иностранными языками важно для участия в экономической, общественной, культурной, политической сферах жизни, особенно это касается различных областей науки, включая экономику, международную торговлю. Владение иностранным языком из сугубо личной потребности вырастает поистине до общественных и государственных масштабов. Стирание языковых барьеров, прямое межличностное общение – потребность реальной действительности, о чём свидетельствуют исследования К.А. Абульхановой-Славской,Н.В. Васиной, В.П. Кузовлева, Л.Г. Лаптева, Р.Ю. Мартыновой, Е.И. Пассова, В.А. Сластенина, В.Б. Царьковой и др. В связи с возросшей потребностью в изучении иностранных языков в сжатые сроки появляются разные направления обучения языкам, которые можно объединить общим названием — интенсивное, или ускоренное обучение языку. Как следствие, сформировалось новое направление исследований в лингводидактике — методика интенсивного обучения. Это направление исследований стало активно развиваться с середины 60-х гг. XX столетия в Болгарии,где в Научно-исследовательском институте суггестологии под руководством профессора Г. Лозанова были разработаны основы суггестопедического метода обучения иностранным языкам (СугМО), который получил широкое распространение во многих странах мира применительно к преподаванию разных дисциплин. В основе современных интенсивных методов лежат идеи активизации психических резервов личности обучаемого в процессе занятий. Г. Лозанов считал, что резервы познания у человека огромны, они скрыты в неосознаваемой сфере его психики. В суггестии (т.е. внушении) Г. Лозанов видел пути повышения запоминания материала и ускорения формирования речевых навыков и умений. На сегодняшний день существует множество методов обучения. К числу интенсивных относят такие методы, которые обеспечивают овладение языком в сжатые сроки, ориентированы преимущественно на обучение общению, предполагают использование психических резервов личности учащегося и различных способов активизации учебной деятельности в процессе занятий. Содержание понятия «интенсивные методы» тесно связано с термином «интенсификация». В рамках общей проблемы оптимизации обучения интенсификацию можно рассматривать как один из возможных способов повышения эффективности занятий. Под оптимизацией учебного процесса понимается такая его организация, при которой обеспечивается максимально возможная эффективность решения поставленных задач приминимально необходимой затрате времени, усилий и средств со стороны преподавателя и учащихся. При этом важно подчеркнуть, что оптимизация это целенаправленный подход к построению процесса обучения, общий принцип, определяющий выбор педагогических решений, в том числе и методов обучения. Вопрос краткосрочного обучения взрослых иностранному языку приобрёл особую остроту. Широкие массы специалистов всё больше нуждаются в практическом и быстром овладении иностранным языком, в связи с этим стоит проблема - найти оптимальный путь, пользуясь некоторыми приёмами различных методов интенсивного обучения. Следует отметить, что под интенсивным обучением мы рассматриваем повышение эффективности учебного процесса за счет усиления мотивации, применения активных форм и методов обучения на коммуникативно-деятельностной основе, т.е. активизацию процесса обучения. Мы разделяем точку зрения автора метода «Активизация возможностей личности и коллектива» Г.А. Китайгородской, которая подчёркивает, что ключевым словом в понимании «интенсива» является «активизация»: активизация резервных возможностей человека, его эмоциональных ресурсов, активизация психических процессов, межличностных отношений, внутригрупповых процессов. Поэтому цель данной работы состояла в изучении применения интенсивных методов в преподавании иностранного языка взрослым. Объектом исследования являются методы интенсивного обучения английскому языку студентов. Предметом исследования является процесс внедрения интенсивных методик в обучение иностранному языку в Вузе. Гипотеза исследования: Внедрение интенсивных методов обучения ,в обучение иностранному языку значительно влияет на сформированности речевых навыков английского языка студентов Вуза. Для достижения цели работы и проверки (подтверждения или опровержения) выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи: 1. Проанализировать литературу по проблеме исследования. 2. Рассмотреть проблему обучения взрослых в современной психологической и лингвистической науке 3. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о психологических особенностях обучения иностранному языку взрослых. 4. Изучить особенности, принципы, цели интенсивных методов обучения иностранному языку. 5. Выделить основные интенсивные методы обучения иностранному языку. 6. Выявить особенности развития речевых навыков у студентов Вуза; 7. Практически проверить особенности применения интенсивных методов в обучении группы студентов ВУЗе. В работе были использованы следующие методы исследования: 1. теоретический анализ психолого-педагогической литературы; 2. беседа, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); 3. Количественно–качественная обработка результатов. Методологической основой исследования являются принципы отечественной гуманистической психологии и педагогики. Научная новизна исследования выявлены теоретические и методологические основы использования интенсивных методов обучения взрослых как средства формирования речевых навыков английского языка. Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для развития исследований в области использования интенсивных методов, в частности для развития теоретических представлений об особенностях применения элементов суггестокибернетического метода В.В.Петрусинского . Практическое значение работы заключается в направленности его результатов на совершенствование работы учебных учреждений по развитию и формированию речевых навыков английского языка. Для раскрытия поставленной цели и задач определена следующая структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Названия глав отображают их содержание. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Барвенко О.Г. Психологические затруднения при изучении иностранного языка. // Проблемы совершенствования содержания общего среднего образования. Материалы региональной научно-практической конференции: Ростов-на-Дону, 2000. С. 31–32. 2. Барвенко О.Г. Маркетинговое исследование запроса на изучение иностранного языка на разных возрастных этапах. // Новые образовательные технологии в вузе. Материалы всероссийской научно-методической конференции. Екатеринбург, 2001. С. 42–93. 3. Барменкова О.И. Эффективные приемы обучения английскому языку. Пособие для учителя. Пенза, 1997.с.89. 4. Булкин А.П. Изучение иностранных языков в России (социокультурные аспекты) // Иностранные языки в школе. – 2008. – № 3. – С. 16 – 20; № 4. – С. 30 – 32 5. Бодалев А. А. “Восприятие и понимание человека человеком” М., 1982 6. Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: МГУ, 1998. - С.63. 7. Вопросы методики обучения иностранным языкам в школе и вузе. Сборник статей. Ред. С.И. Дударенок. – Ростов-на-Дону, 1977. 8. Валетко С. А. Использование видео на уроке иностранного языка – М – 2008 г. 9. Гез Л. Ш. «К вопросу об истории развития интенсивных методов за рубежом» Вып.3, М., 1977. 10. Гореликова А.П. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках английского языка с использованием видеоматериалов. - "Каро", Санкт-Петербург, 1998г. 11. Денисова Л.Г. Место интенсивной методики в системе обучения иностранному языку в средней школе. - Иностранные языки в школе, 1995, № 4, с. 6 - 12. 12. Зимняя И. А. “Психологические механизмы говорения и учет особенностей их функционирования при обучении иностранному языку”, Вып. 5 М., 1979. 13. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991. 14. Игры для интенсивного обучения./ Под ред. Петрусинского В.В. М., 1999, с.7-16. 15. Игры - обучение, тренинг, досуг.../ Под ред. Петрусинского В.В.//В четырех книгах. -Москва.: Новая школа, 1994 г. С.89 16. Лозанов Г. Сущность, история и экспериментальные перспективы суггестопедической системы приобучении иностранным языкам. В сб.: «Методы интенсивного обучения иностранным языкам». Вып.3, М., 1977, с.7-16. 17. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М.Н.Скаткина, В.В. Краевского. – М.: Педагогика, 1998. – 208с. 18. Колкер Я.М. и др. Практическая методика обучения иностранному языку: Учебное пособие / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналиева. – М.: Изд. Центр “Акакдемия”, 2000. – 264с. 19. Китайгородская Г. Л., Майорова М. Л. “О некоторых итогах сопоставительного эксперимента по выполнению сравнительной эффективности сознательно- практического и суггестопедического методов” Вып. 8, М., 1977. 20. Комарова Ю. А.. О принципах обучения в интенсивном курсе иностранного языка для научных работников. http://linguact.hyperlink.ru/articles/komarova.html 21. Китайгородская Г.А. «Интенсивный курс. Научно-методическое пособие для преподавателей». М., 1979. 22. Китайгородская Г.А., Леонтьев А.А. Содержание и границы понятия интенсивное обучение. В сб.: « Методика и психоллогия интенсивного обучения иностранным языкам». Изд. АПН СССР, М., 1981. 23. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучения иностранным языкам. Иностранные языки в школе, 1980, 2, с.67-73. 24. Китайгородская Г.А. Интенсивный курс. Научно-методическое пособие для преподавателей. М., 1979. 45 с. 25. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. М., Высшая школа. 1982. 67 с. 26. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения. - М., Высшая школа, 1986. 45-46 с. 27. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1979. 56 с. 28. Леонтьев А. А, “Психология общения”, Тарту, 1974. 50 с. 29. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.,1969, С.28. 30. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков. – М.: Высшая школа, 1981. с. 59-60 31. Лозанов Г. Суггестология. София, 1971. 78 с. 32. Лозанов Г. Суггестопедия при обучении иностранным языкам. - В сб.: Методы интенсивного обучения иностранным языкам. Вып. 1, М., 1973, с.9-10. 33. Лозанов Г. Сущность, история и экспериментальные перспективы суггестопедической системы приобучении иностранным языкам. В сб.: Методы интенсивного обучения иностранным языкам. Вып.3, М., 1977, с.7-9. 34. Материалы XIII научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». Том второй. Общественные науки.Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. 181 с. 35. Майорова М.А. Некоторые психолого-педагогические особенности отбора, объема и распределения учебного материала в интенсивном курсе обучения по методу активизации резервных возможностей личности учащегося. - В сб.: Активизация учебной деятельности. Вып.1, М., 1981 с.18-32. 36. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск, 1999 – Изд.5. с.283-298. 37. Пассов Е.И. Коммуникативная методика обучения иностранным языкам, 1985, с.9. 38. Пассов Е.И.3, Кузовлев В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка, мастерство и личность. - М. 1993, с. 125-126. 39. Пассов Е.И. Современные направления в методике обучения иностранным языкам. – Воронеж, 2002. №22. 40. Полесюк Р. С. Новоклинова А. В. Условия создания навыков свободного говорения на уроках иностранного языка – М – 2004 41. Петрусинский В.В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. -Москва.: Высшая школа, 1987 г. 42. Петрусинский В.В. Суггестокибернетический интегральный метод ускоренного обучения./ В сб. "Методы интенсивного обучения иностранным языкам".// Вып. 3.-М.: Изд-во МГПИИЯ им. Мориса Тореза, 1977 г. 43. Петрусинский В.В. Акмеологические основы построения автоматизированных систем интенсивного обучения. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 19.00.13 - акмеология. Российская академия управления. Москва. 1994. 30 с. 44. Плесневич А.С. Теоретические основы ускоренного курса обучения английскому языку по методике «погружения» // Методы интенсивного обучения иностранным языкам: Сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. институт иностран. яз. им. Г.Тореза. 1977. — Вып. 3. — С. 142-148. 45. Принципы обучения иностранным языкам. / Е.И. Пассов, Е.С. Кузнецова. – Воронеж: НОУ “Интерлингва”, 2002. – 40 с. 46. Рабинович Ф.М., Сахарова Т.В. Интенсивные методы обучения и средняя школа. - Иностранные языки в школе, 1991, 1, с. 9. 47. Рогова Г.В. О принципах обучения иностранным языкам // Иностр. яз. в шк. – 1974. – № 6. – С. 85-95. 48. Сердюков П.И. Теоретические основы обучения иностранных языков в языковом вузе с использованием информационных технологий: Автореферат дис. ... докт. пед. наук, 1997. — 32 с. 49. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. Издательство “Просвещение”. Москва, 2002. 50. Тореза М. // Методы интенсивного обучения иностранным языкам. Вып. 3 / Ред. С.И.Мельник. М. МГПИИЯ, 1977.г 51. Шехтер И. Ю. — Живой язык, М., Ректор, 2005 52. Шехтер И.Ю. Роль смыслообразовательных процессов при речепорождении // Вопросы филолсофии. — 1977. — № 2. — С. 68-75. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru