Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Педагогический мониторинг как системная диагностика качества обучения 2008-24 ID работы - 758997 педагогика (курсовая работа) количество страниц - 24 год сдачи - 2008 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 1. Педагогический мониторинг как системная диагностика качества обучения 7 1. 1 Сущность педагогического мониторинга 7 1. 2 Проблема оценки качества обучения в современной школе 10 1. 3 Современные способы мониторинга качества обучения 15 Заключение 21 Список литературы 22 ВВЕДЕНИЕ: Основным фактором обеспечения устойчивого развития государства является кадровый потенциал, формирование и развитие которого осуществляется главным образом в рамках системы образования. Качество кадрового потенциала общества в целом, а органов государственной власти и местного самоуправления в особенности определяет уровень развития государства, качество жизни его населения. Таким образом, качество образования определяет состояние и перспективы развития общества. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней. Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного уровня, которое удостоверяется соответствующим документом. Для упорядочения целеполагания в сфере образования и процедур констатации достижений обучающихся в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, которые являются системообразующей основой управления качеством образования. Гибкая структура образовательных стандартов позволяет создать эффективную многоуровневую систему управления от государственных механизмов лицензирования образовательной деятельности, государственной аттестации и аккредитации образовательных учреждений до обеспечения самодиагностики и самокоррекции обучающихся. Образовательный процесс в рамках обучения - получения систематизированных знаний и приобретения соответствующих умений и навыков, в том числе для какой-либо профессии, а также для совершенствования профессионального мастерства сопровождается воспитанием - планомерным воздействием на умственное и физическое развитие обучающихся, формированием их морального облика через привитие им необходимых правил поведения, а также развитием - закономерным изменением, переходом из одного состояния в другое, более совершенное, от старого качественного состояния к новому, более высокому, от простого к сложному, от низшего к высшему. Таким образом, качество образования есть интегрированная характеристика степени ценности свойств обучения, воспитания и развития. Управление как целенаправленное воздействие на объект управления, в качестве которого выступает обучающийся, учебная группа, образовательное учреждение, органы управления образованием, предполагает наличие информации о состоянии объекта. В роли субъектов управления в рамках их компетенции выступают органы управления образованием, администраторы образовательных учреждений, преподаватель, обучающийся (в плане самообразования). Что же является предметом управления качеством образования? С одной стороны, это совокупность знаний, полученных в результате обучения. В свою очередь, результат обучения существенно зависит от характеристик учебного процесса, а также его обеспечения (методического, кадрового и др.). Управление качеством объекта, процесса, явления предусматривает следующие основные этапы: o целеполагание, то есть формулировку или корректировку конкретных достижимых целей, представленных, например, в виде требований к уровню образовательных достижений; o обратную связь, то есть механизм оценки состояния объекта управления, обеспечивающий как обоснованность управленческих воздействий, так и реальность реализации целей через их корректировку; o формирование рекомендаций для субъектов управления по повышению качества. Как видно из данных формулировок, особая роль отводится механизму оценки качества, который включает систему показателей, критериев и шкал оценки, методики и средства получения первичных оценок, алгоритмы обработки и анализа, формы итоговых отчетов о качестве и инструктивно-методические материалы. Учитывая структуру системы образования, управление ее качеством должно быть организовано на всех уровнях: отдельного обучающегося, учебной группы, образовательного учреждения и т. д. Следовательно, в структурном плане для этого необходима многоуровневая система оценки, обеспечивающая сбор, обработку и обобщение данных, полученных на нижнем уровне (отдельные обучающиеся), для получения оценки качества на уровне учебной группы, затем образовательного учреждения и т. д. до оценки качества образования в РФ. Для обеспечения анализа динамики состояния и прогноза его возможных изменений, процедура оценивания должна проводиться в режиме регулярного наблюдения, т. е. мониторинга. Мониторинг определяется как организованное наблюдение за контролируемым процессом путем отслеживания по определенной методике значений выбранных для контроля параметров и сопоставления их с заранее определенными (в виде нормы и/или шкалы) допустимыми (приемлемыми) значениями . Значительный вклад в разработку теории управления в сфере образования внесли исследования ученых по проблемам качества образовательного процесса: Г.А. Бордовский, Е. Гаффорова, В. Губарев, М.А. Диас, И. Кравченко, A.M. Масс, A.A. Нестеров, В.Н. Нуждин, М.М. Поташник, В. Протасьев, Л.Л. Редько, Н.К. Розова, А.И. Субетто, СЮ. Трапицин, Н. Фролов, В. Шильдин и др.; по проблемам управления качеством в сфере образования: С.Д. Ильенкова, В.А. Качалов, Л.П. Кураков, Ю.П. Леванов В.М. Мишин, B.C. Мхитарян, В.Н. Николаев, В.Ю. Огвоздин, В.В. Окрепилов, Е.В. Яковлев и др. Актуальность темы состоит в том, что проблема управления качеством образования по-прежнему в достаточной степени не решена. Этому мы видим несколько причин. Во-первых, современное общество характеризуют интенсивные динамичные процессы, такие как смена приоритетов социального и политического развития, а, следовательно, изменение государственной структуры управления, в том числе и в сфере образования; масштабные изменения в пределах системы высшего профессионального образования, о чем говорилось выше. Во-вторых, традиционно недостаточное внимание педагогики к проблемам управления, в то время как исследования в смежных науках (экономика, социология и др.) не рассматривают специфику управления педагогических процессов. Таким образом, мы имеем противоречие: с одной стороны, для удовлетворения запросов государства и общества необходимо повышение качества образования, а, следовательно, совершенствование системы управления качеством. С другой стороны, недостаточное теоретико-методическое обоснование процессов разработки и функционирования систем управления качеством образования. Актуальность темы определила проблему нашего исследования: педагогический мониторинг как способ управления качеством обучения. Цель нашей курсовой работы: проанализировать методическую и теоретическую литературу по проблеме исследования, выявить основные особенности организации педагогического мониторинга. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Раскрыть сущность педагогического мониторинга в современной педагогической науке. При написании данной курсовой работы применялись следующие методы научного исследования: 1) теоретический анализ работ педагогов посвященных данной проблеме; 2) изучение опыта учителей, использующих в своей практике различные виды и формы педагогического мониторинга для управления качеством обучения. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Андреев В. И. Педагогика. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. 2. Беспалько В. П. Инструменты диагностики качества знаний учащихся// Школьные технологии. - 2006. - № 2. - С. 138-150. 3. Бершадский М. Каким должен быть мониторинг учебного процесса// Народное образование. - 2002. - № 7. - С. 81-87. 4. Галиахметов И. Р. Комплексный педагогический мониторинг качества образования// Национальные проекты. - 2006. - № 4. - С. 60-62. 5. Дементьева М. Н. К вопросу о контроле и оценке учебных достижений школьника// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2006. - № 4. - с. 3-6. 6. Зайцев В. Мониторинг как способ управления качеством обучения// Народное образование. - 2002. - № 9. - С. 83-92. 7. Колмогорцева Т. А. Педагогический мониторинг как механизм управления качеством образования// Дополнительное образование. - 2003. - № 7. - С. 7-11. 8. Максимова В. Н. Системно-комплексная диагностика как звено управления качеством школьного образования//Школьные технологии. - 2006. - № 4. - С. 171-173. 9. Милорадова Н. Г. Психология и педагогика. - М.: Гардарики, 2005. 10. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании". - М, 1996. 11. Педагогика. Учебное пособие/ Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. 12. Петрова О. В. Портфолио как форма мониторинга развития школьника// Классный руководитель. - 2007. - № 8. - С. 34-42. 13. Психология и педагогика. Учебное пособие/ Под реж А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. - М.: Изд-во Института Психологии, 2002. 14. Пульбере А. И. Мониторинг качества знаний в условиях личностно-ориентированного образования// Педагогика. - 2005. - № 9. - С. 33-36. 15. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. - СПб: Питер, 2004. 16. Рохлов В. Внешний контроль качества подготовки выпускников основной школы// Народное образование. - 2008. - № 4. - С. 224-228. 17. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Еь Н. Общая педагогика.- М.: ВЛАДОС, 2002. 18. Соломонов В. А., Шаин А. В., Матвеев Д. А. Мониторинг успеваемости и контроль качества образования// Школьные технологии. - 2005. - № 1. - С. 195-199. 19. Строкова Т. А. Мониторинг качества образования школьников// Педагогика. - 2003. - № 7. - С. 61-66. 20. Чиндилова О. В. К проблеме качества образовательных достижений учащихся// Начальная школа плюс до и после. - 2007. - № 10. - С. 3-5. Цена: 750.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru