Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Педагогические условия успешного формирования мобильности младших школьников в процессе обучения ID работы - 711288 педагогика (курсовая работа) количество страниц - 44 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение……………………………………………………………………...3 1. Психолого-педагогические условия формирования социальной мобильности учащихся младших классов………………………………....6 1.1. Психологические особенности младших школьников…………………………………..............………………………6 1.2. Познавательная активность личности как предпосылка успешной учебной деятельности…………….............................……………………10 1.3. Влияние учителя младших классов на формирование социальной мобильности школьников………………..............................…………...18 Социальная мобильность как предпосылка адаптации к школе и успешности обучения……………………………...........................……...21 2.2. Экспериментальное изучение формирования социальной мобильности у младших школьников……………..……………………...26 2.1 Описание групп испытуемых и методов исследования……..26 2.2 Результаты экспериментального исследования и анализ полученных данных……………………………………………….26 Заключение…………………………………………………………………29 Литература………………………………………………………………….31 Приложение…………………………………………………………..……..34 Протоколы исследования……………………………………………...……41 ВВЕДЕНИЕ: В современной российской действительности происходят перемены глобального значения, сочетающие в себе динамизм и противоречивость. Развитие социальной активности, мобильности учащихся, является гарантом успешной адаптации личности в главных сферах деятельности человека и общества. В связи с этим одной из наиболее актуальных проблем современного образования является проблема организации такого учебно-воспитательного процесса, в котором бы успешно решались следующие задачи: определение условий, содержания и методов работы педагогов по активизации творческого потенциала учащихся; развитие познавательной активности личности в учебной деятельности, удовлетворяющей познавательные интересы учащихся, способствующие становлению их мобильности. К проблеме мобильности личности прежде всего обращались философы и социологи - П. Сорокин, Б. Барбер, Гидденс Э., И. В. Василенко; в психологии личности глубоко изучалась проблема позиции личности - Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Д. Глоточкин, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, была разработана диспозиционная теория - В. А. Ядов. В педагогике воспитательную мобильность изучал Н. М. Таланчук; мобильность в обучении упоминается в работах Г. И. Щукиной. Учитывая возрастные особенности младших школьников, нельзя недооценивать роль учителя в формировании мобильности в обучении. Здесь для нас важны идеи гуманистической педагогики Ш. А. Амонашвили, концепция учебной творческой деятельности - И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый, концепция творчества и природы познавательных процессов - Н. А. Бернштейн, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Т. И. Шамова. Достаточно полно изучена проблема взаимосвязи семьи и образовательных учреждений (детский сад, школа) как институтов, корректирующих природный фон развития ребенка (материнскую культуру) - Л. П. Буева, М. И. Буянов, Г. И. Гак, Н. Ф. Голованова, В. И. Гуров, В. С. Ильин, И. С. Кон, М. И. Лисина, Б. Ф. Ломов, С. В. Маланов, Н. Г. Морозова, В. В. Сохранов, С. А. Шурыгина, М. А. Яцкая. Однако целенаправленно проблема формирования мобильности младших школьников изучалась недостаточно. Актуальность нашего исследования обусловлена важностью проблемы формирования мобильной личности на учебных занятиях в начальных классах, определением педагогических условий формирования мобильности младшего школьника, недостаточной разработкой проблемы взаимосвязи и взаимодействия между семьей, детским садом и школой в формировании мобильности учащихся, отсутствием исследований в педагогике, рассматривающих процесс формирования и развития мобильности младших школьников в разных формах обучения. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная. Именно в процессе учебной деятельности происходит развитие и становление таких личностных качеств младшего школьника, как активное отношение к процессу познания, умение ставить перед собой познавательные задачи, находить пути их решения, творческое отношение к любому виду деятельности, способность контролировать и оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей, а также способность находить ошибки и определять способы их исправления. В связи с обозначенной проблемой тема нашего исследования следующая: "Педагогические условия Формирования мобильности у младших школьников в процессе обучения". Цель исследования: выявить педагогические условия успешного формирования мобильности младших школьников в процессе обучения. В качестве объекта исследования выступает процесс формирования мобильности младшего школьника. Предметом исследования являются педагогические условия эффективного формирования мобильности младшего школьника в процессе обучения. Гипотеза: психолого-педагогические условия формирования социальной мобильности являются предпосылкой эффективной адаптации к школе и успешной учебной деятельности учащихся младших классов. Задачи исследования: 1. Осуществить междисциплинарный научный анализ состояния изученности процесса формирования мобильности в обучении младшего школьника. 2. Экспериментальным путём выявить социально-педагогические предпосылки формирования мобильности учащихся в младшем школьном возрасте. 3. Проанализировать полученные данные и сделать выводы. Методологическая основа исследования: - психологическая концепция о соотношении обучения и развития (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Н. А. Менчинская, Д. Б. Эльконин и др.; - концепции личностно-ориентированного образования и индивидуального подхода в педагогическом процессе (А. Б. Орлов, Л. К. Гребенкина, Н. А. Шайденко, В. В. Сериков, И. С. Якиманская, Е. В. Бондаревская. База исследования: 2 класс школы № 6 в г. Новый Уренгой, Тюменской области. . СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М, 2006-256c. 2. Андреева И.В. Педагогика и психология. - Санкт-Петербург, 2003-368c 3. БогдановаТ. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. - М., 2004-264с. 4. Былеева Л., Таборко М., Шитик С. Игры и развлечения. - М, 1992-274с. 5. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М, 2001-367с. 6. Волков Б.С. Психология младших школьников. - М, 2002-396с. 7. Волков И.П. Цель одна - дорог много. - М, 2000-267с. 8. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - СПб.: Питер, 2004-368с. 9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М, 2006-274с. 10. Дик Н.Ф. Развивающая игра для школьников. - Чертково, 2002-356с. 11. Дубровинская Н.В. Фарбер Д.А. Безруких М.М. Психофизиология ребенка. - М, 2000-368с. 12. Ермолаев М. В., Ерофеев И. Г. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе). - М, 2002-328с. 13. Захарова А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М, 1998-217с. 14. Казымова Е.Н. Дети "группы риска" школьной дезадаптации // Школа. - 2001, №5.С89-93 15. Кон И.С. Открытие "Я". - М, 1998-274с. 16. КорсаковаН.К. Микадзе Ю.В. Балашова Ю.Е. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. - М, 2002 17. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. - М, 1986 18. Крайг Г. Психология развития. - Санкт-Петербург, 2002-268с. 19. Крушельницкая О. Отвергаемые дети: чем им может помочь учитель // Народное образование. - 2001, №4.С.92-97 20. Кулагина И.Ю. Психологический возраст: диагностика и тенденции изменения в онтогенезе // Вестник Университета РАО - 2000, №1С45-53 21. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. - М, 2002-275с. 22. Лушагина И. Детям "группы риска" требуется помощь // Воспитание школьников. - 1997, №4.С36-42. 23. Миллер С. Психология игры. - Санкт-Петербург, 2003-354с. 24. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. - М, 2005-364с. 25. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М, 2002-384с. 26. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. - М, 1997-362с. 27. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. - М, 2000-364с. 28. Развитие мотивов у детей 6 - 7 лет. Особенности психического развития детей 6 - 7- летнего возраста// Ред. Д. Б. Эльконин, А. Л. Вегнер. - М, 2004-268с. 29. Ротанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. - М.: МПСИ, 2004-266с. 30. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М., 2000-284с. 31. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей. - М, 2001-362с. 32. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. - М, 1996-296с. 33. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. - М, 2004с.-354с. 34. Ширгалин Б.Ш. Работа с детьми "группы риска".- М, 2001-386с. 35. Щербо И. Корреционно-развивающее обучение: система сопровождения педагога, работающего с детьми "группы риска" // Директор школы - экспресс опыт. - 2000, №3.С93-96 36. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М, 2002-463с. 37. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний. - М, 2004-384с. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru