Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Педагогические условия формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста ID работы - 759299 педагогика (курсовая работа) количество страниц - 41 год сдачи - 2005 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 Глава I. Теоретические основы формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста 7 1.1. Проблемы формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста 7 1.2. Методика формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста 12 Выводы по главе 1 19 Глава II. Экспериментальная часть 21 2.1. Методы и приемы исследования 21 2.2. Проведение эксперимента 25 Выводы по главе 2 30 Заключение 34 Список литературы 39 ВВЕДЕНИЕ: Актуальность темы исследования. Сложившаяся в настоящее время в стране социально-экономическая и культурная ситуация характеризуется острыми конфликтами на почве духовного и нравственного кризиса общества. Это в значительной мере связано с утратой культуросообразных способов регулирования взаимоотношений между субъектами общения, как на межгосударственном, так и на личностном уровнях. "Кризис культуры" - это понятие характеризует российское общество, которому присущи изменения приоритетов в общественных ценностях и утрата морально-эстетических ориентиров. Частным проявлением кризиса культуры является низкая культура речевого общения взрослых и, как следствие, детей. Детство представляет собой период информационной чистоты и готовности к познанию мира, характеризуется бесстрашием, не обремененностью стереотипами. К тому же дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, и если определенный уровень владения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Вместе известно, что ребенок самостоятельно не может овладеть речевой нормой (Н.И. Лепская, М.И Лисина, Е.Н. Медынский, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и другие). Поэтому введение элементов коммуникативной культуры, содержательным компонентом которой является речевой этикет, в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения способствует формированию межличностных отношений и освоению языка как средства культурного речевого взаимодействия. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у детей негативных форм поведения (В.И. Дзигель, Г.М. Лямина, С.В. Петерина, Р.М. Чумичева и другие). К проблеме исследования речевого этикета как составной части коммуникативной культуры у взрослых и детей обращались такие ученые, как А.А. Акишина, Б.В. Бушелева, Т.А. Ладыженская, А.И. Савостьянов, Н.И. Формановская и другие. Они рассматривали речевой этикет не только как систему вербальных единиц, но и как формулы хорошего тона, обеспечивающие комфорт в общении и способствующие установлению доброжелательных взаимоотношений. Отсутствие культурной формы взаимодействий между людьми дает простор стихии случайных настроений, чувств, что приводит к негативным последствиям нравственного характера, ухудшает самочувствие людей, истощает нервную систему, препятствует взаимопониманию. Таким образом, выявлены противоречия: между существующей сензитивностью старшего дошкольного возраста к овладению речевой культурой и недостаточной разработанностью научно-методических основ ее формирования; между требованиями образовательного стандарта к подготовке дошкольника, владеющего основами поведенческой культуры, и недостаточной готовностью к решению этой задачи педагогами дошкольных образовательных учреждений. Следовательно, проблема состоит в определении содержания и педагогических условий формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Названная проблема обусловила выбор темы: "Педагогические условия формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста". Объектом исследования является процесс формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования состоит в выявлении педагогических условий, способствующих формированию этикетного речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: процесс формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при следующих педагогических условиях: педагогическое взаимодействие характеризуется этической коммуникативной направленностью; создаются педагогические ситуации, направленные на позитивное использование этикетной лексики в практике речевого взаимодействия старших дошкольников со взрослыми и сверстниками; в качестве носителя культурно-речевых эталонов используются образцы этикетной лексики, представленной в процессе ознакомления с художественной литературой; в воспитании коммуникативной культуры старших дошкольников применяются культуросообразные методы (обучающие, активизирующие и стимулирующие). Задачи исследования: 1. Обосновать роль и значение речевого этикета в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников на основе анализа психолого-педагогической и лингвистической литературы. 2. Выявить особенности проблемы образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения как среды формирования речевого этикета в процессе речевых коммуникаций у дошкольников. 3. Теоретически обосновать педагогические условия формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. 4. Определить уровень осознания употребляемой этикетной лексики у детей старшего дошкольного возраста. 5. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность разработанных педагогических условий формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Теоретико-методологическую основу исследования составили работы отечественных ученых, посвященные: теории развития личности (А.В. Петровский, В.А. Аверин, В.С. Мухина); теории речевой деятельности (Л.С. Выготский, Н.А. Леонтьев, М.Р. Львов); теории индивидуализации и личностно-ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, В.Г. Бедерханова, В.Е. Гурин, А.А. Кирсанов, А.И. Савостьянов, Р.М. Чумичева, И.С. Якиманская); теории развивающего обучения и технология игровой деятельности (В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, Д. Б. Эльконин); теоретическим аспектам организации коммуникативной деятельности у дошкольников (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, М.И. Лисина, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Т.А. Репина, А.Г. Рузская); этическим проблемам общения: в педагогике (Л.В. Артемова, Т.И. Бабаева, В.Д. Бакиева, Б.В. Бушелева, Д.А. Исмаилова, С.В. Петерина и другие); в психологии (Т.В. Антонова, А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, Е.С. Кузьмин, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский и другие). Методы исследования. В соответствии с целями и задачами исследования на разных его этапах использовались: теоретические методы (анализ проблемы, моделирование учебно-воспитательного процесса, обобщение результатов исследования); эмпирические методы (изучение массового и передового педагогического опыта, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической обработки полученных результатов). Организация исследования. Исследование осуществлялось на базе МДОУ №62, №64, №185 г. Магнитогорска. Структура работы включает введение, основную часть, заключение и список литературы. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие. М., 1998 2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М., 1998 3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957 4. Арушанова А. Дошкольный возраст: Формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. 1993. №9 5. Ахунджанова С. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности // Дошкольное воспитание. 1983. №6 6. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М., 1977 7. Все наоборот: Небылицы и нелепицы в стихах. М., 1993 8. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956 9. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. М., 1984 10. Гербова В.В. Занятия по развитию речи детей 4-6 лет. М., 1987 11. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение. М., 1978 12. Гурович Л.М. и др. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада. М., 1992 13. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. М., 1993 14. Здравствуй, школа! Пособие для воспитателя детского сада по развитию речи детей, поступающих в школу. СПб., 1991 15. Иваненко А.П., Белоус Т.Н., Удовенко Л.К. Словарная работа в детском саду. Запорожье, 1975 16. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки: Пособие для воспитателя детского сада. М., 1985 17. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1973 18. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М., 1988 19. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984 20. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1995 21. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми // Под ред. М.И. Лисиной. М., 1985 22. Развитие речи у детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. М., 1984 23. Родари Д. Грамматика фантазии. М., 1978 24. Розенкарт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. М., 1963 25. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. М., 1960 26. Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками и подготовка к обучению грамоте // Вопросы психологии. 1974. №2 27. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника // Вопросы психологии. 1989. №3 28. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателя детского сада. М., 1981 29. Ушакова О. Развивайте речь дошкольника // Дошкольное воспитание. 1992. №3-4 30. Ушакова О. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет // Дошкольное воспитание. 1972. №9 31. Ушакова О., Струнина Е. Методика выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1998. №9 32. Ушинский К.Д. Собр. соч. М.-Л., 1948. Т. 5 33. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1977 34. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателя детского сада. М., 1988 Цена: 900.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru