Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Педагогические технологии проведения экскурсий с глухими и слабослышащими детьми ID работы - 705089 педагогика (курсовая работа) количество страниц - 41 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Педагогические технологии проведения экскурсий с глухими и слабослышащими детьми 2 Введение 2 Глава I. Предпосылки развития личности и познавательного интереса глухих детей старшего дошкольного возраста 5 1.1. Классификация детей с нарушениями слуха 5 1.2. Особенности слухового восприятия 9 1.3. Особенности развития познавательного интереса 11 1.4. Особенности развития мышления глухих детей 14 1.5. Особенности развития зрительного восприятия глухих детей 16 Глава II. Экскурсия и ее коррекционные возможности 18 2.1. Использование экскурсий как средства коррекции личности детей с нарушениями слуха 18 2.2. Изучение психического развития глухих детей 19 2.3. Развитие личности и познавательного интереса средствами проведения экскурсий 21 2.4 Методы и приемы проведения экскурсий 22 2.5. Анализ содержания экскурсий и формы сурдопедагогической работы по формированию связной словесной речи 24 Глава III. Исследование влияния экскурсий на личностное развитие детей 26 3.1. Объект и методы исследования 26 3.2. Организация исследования личностного развития и познавательного интереса 27 3.3. Диагностика состояния психических процессов 28 3.4. Итоговая диагностика состояния психических процессов 31 3.5. План – программа коррекционной работы с глухими детьми старшего дошкольного возраста 32 Заключение 37 Список литературы 39 Приложение 40 ВВЕДЕНИЕ: Проблема социальной интеграции детей с нарушением развития, и в частности, их интегрированного обучения, в настоящее время является одной из важнейших научно-практических проблем, привлекающих к себе внимание отечественных (И.М.Гилевич, Э.И.Леонгард, Н.Н.Малофеев, М.И.Никитина, Т.В.Пелымская, Л.И.Тигранова. Л.М.Шипицына, Н.Д.Шматко и др.) и зарубежных (П.Бейкер, В Гудонис, М.Джонсон, Е.Д.Кесарев, Д.Лауве и др.) ученых. Развитие образовательной системы идет по различным направлениям: один из путей предполагает дифференциацию существующих специальных (коррекционных) учреждений, создание новых реабилитационных служб помощи детям со специальными потребностями; другое направление определено развитием процесса интеграции и существующих моделей интегрированного обучения. В этой связи, основными целями специального образования являются достижение детьми с ограниченными возможностями потенциально возможного уровня образованности в соответствии со ступенью и вариантом обучения, социальная реабилитация ребенка и его интеграция в общество. Реализация этих целей возможна, в частности, с помощью интегрированного обучения. Необходимо найти “такую систему, в которой удалось бы органически увязать специальную педагогику с педагогикой нормального детства” (Л.С.Выготский). Условиями создания такой системы являются своевременная диагностика, ранняя коррекционная работа, разработка психолого-педагогической базы для реализации моделей и форм интегрированного обучения, создание адекватных условий для обучения детей с ограниченными возможностями в школе общего назначения. В этом контексте дискуссионным будет вопрос о том, насколько возможно обучение ребенка с нарушением слуха в школе общего назначения. Российские и зарубежные ученые выделяют основные проблемы, связанные с трудностями школьной интеграции детей с нарушением слуха. Нарушения слухового анализатора серьезно препятствуют успешности интеграции, изолируя ребенка от окружающего звукового опыта. При этом очевидно, что решение относительно обучения ребенка, имеющего нарушение слуха, в школе общего назначения должно приниматься с учетом всех факторов, влияющих на развитие ребенка. Только на основе такого подхода может быть адекватно выбрана среда, максимально благоприятная для реализации имеющегося потенциала развития ребенка, причем это обеспечивает компромисс между его социальными, образовательными и эмоциональными потребностями. Таким образом, происходит максимальный учет индивидуальных качеств и проявлений детей, что ведет к созданию индивидуальных программ работы с каждым ребенком. Один из важнейших вопросов - разработка критериев для определения возможности и успешности интегрированного обучения детей с нарушением слуха, что предполагает разработку и обоснование системы медицинских, психологических, педагогических и социальных критериев, в соответствии с которой ребенок может быть интегрирован в среду слышащих. Традиционные критерии - показатели степени снижения слуха, уровень речевого развития не являются единственно определяющими. Принципиальную роль играет личностное развитие ребенка, позитивная установка родителей, учет социальной ситуации его развития. Социальная ситуация развития, по мысли Л.С.Выготского, представлена особым сочетанием внутренних процессов развития и внешних условий, типичным для каждого возрастного периода и обусловливающим психическое развитие личности. Неоспорима необходимость расширения социального опыта общения, взаимодействия лиц с нарушением слуха в обществе слышащих как условие их социализации. Максимальной эффективности школьной интеграции будет способствовать совокупный учет всех факторов, однако без специально организованной коррекционно-развивающей работы, результативность интегрированного обучения будет неизбежно снижаться. Процесс включения ребенка с нарушенным слухом в среду слышащих происходит постепенно. Первоначально он протекает на уровне физического совмещения, когда осуществляется адаптационный период подготовки ребенка к реализации своих возможностей в новой для него среде. Этот этап сменяется взаимодействием на функциональном уровне, целью которого является целенаправленное и результативное взаимодействие в процессе совместного решения какой-либо задачи. На последующих этапах осуществляется переход на осознанное общение с окружающими, приобретение и использование социального опыта. Для реализации этих этапов обязательно создание целого ряда условий. В качестве приоритетного определяется (Н.Н.Малофеев, И.М.Гилевич, Л.И.Тигранова, Н.Д.Шматко), психолого-педагогический аспект проблемы интегрированного обучения, к которому, прежде всего, относится выделение условий, способствующих эффективной интеграции. Так, обязательным условием выступает раннее выявление нарушения и ранняя психолого-педагогическая коррекция, обоснованный отбор детей, которым может быть рекомендовано интегрированное обучение (учитываются возраст, характер первичного дефекта, особенности проявления вторичных отклонений, уровень интеллектуального развития, обучаемость ребенка, особенности его личности, коммуникабельность, индивидуальные особенности ребенка, социальное окружение ребенка). Необходима дальнейшая разработка и реализация вариативных моделей интегрированного обучения, рассчитанных на детей с разным уровнем опыта коммуникации. Важна и система контроля развития ребенка и результативностью его обучения в школе общего назначения; а также, обеспечение необходимых аппаратурно-технических условий, реализация системы оздоровительных мероприятий и др. В связи с этим интересной является многоуровневая концепция немецких ученых (А.Лауве) в отношении школьной интеграции, которая также предполагает совокупный учет всех показателей. Их образовательная система включает независимые сектора, внутри которых дополнительно выделены несколько уровней. Самый высокий уровень характеризуется возможностью ребенка с нарушением слуха к обучению в школе общего назначения без оказания постоянной коррекционной поддержки. Последующие два уровня включают в себя, в одном случае, необходимость оказания периодических или постоянных коррекционных услуг, в другом случае, возможное присутствие учителя специальных классов. Остальные уровни предполагают или частичную интеграцию, или обучение детей в специальных школах. Учет всех факторов обеспечивает реализацию комплексного подхода к проблеме интегрированного обучения детей с нарушением слуха. Цель данной работы – рассмотреть технологии проведения экскурсий с детьми, имеющими нарушения слуха. Объект исследования – проведение экскурсий с детьми, имеющими нарушения слуха. Предмет исследования – развитие психических процессов у детей, имеющих нарушения слуха. Задачи исследования: изучение теоретической литературы; проведение констатирующего этапа эксперимента для выявления уровня развития психических процессов у детей анализ полученных данных; разработка и проведение экскурсий и занятий; повторное обследование детей для выявления изменений. Гипотеза: развитие психических процессов у детей, имеющих нарушения слуха, идет более прогрессивно при использовании познавательных экскурсий. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1997. – С.329-331. 2. Гилевич И. М., Тигранова Л. И. К проблеме интеграции (программа подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушениями слуха) // Дефектология, - 1996. - № 6. – С.44-51 3. Зикеев А.Г. Особенности развития глухих детей. – М., 1997. – С.16 4. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого ребенка в семье. – СПб.: Речь, 2004. – С.19 5. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. – 1997. – С.3-15. 6. Михайлова Е.Н.Основы коррекционной педагогики. - Томск: ТГПУ, 2000. – С.28 7. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. / Под ред. Л. П. Носковой.— М.: Педагогика, 1984. – С.24 8. Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - М., 1998. – С.10 9. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей / С.Б.Забрамная, О.В.Боровик. – М.: ВЛАДОС, 2003 10. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (1-3 апреля 1998 г.). - СПб., 1998. – 126с. 11. Рау Ф.Ф. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. – М.: Педагогика, 1984. – 144с. 12. Речицкая Е.Г. Развитие памяти и мышления глухих детей. - М., 1987. – С.38. 13. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. - М., 1987. – С.42 14. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. - М., 2002. – 420с. 15. Сурдопедагогика и сурдопсихология. / Под ред. Ждановой П.И. – М.: ВЛАДОС, 2005. – С.18. 16. Шипицына Л. М. Актуальные аспекты интегрированного обучения детей с проблемами развития в России // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. – СПб., 1996. – С.19-30 17. Шматко Н. Д. Интегрированный подход к обучению детей с нарушениями слуха в России// Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. - СПб., 1996. – С.13-19 Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru