www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

Ознакомление с животными – важная составная часть экологического воспитания


ID работы - 611591
педагогика (курсовая работа)
количество страниц - 80
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:




СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 7
1.1. Содержание экологических знаний по ознакомлению дошкольников с животными 7
1.2. Наблюдение – важнейший метод познания животного 19
1.3. Значение слова в ознакомлении с животными 30
1.4. Роль моделей и наглядных пособий в развитии познавательного интереса к животным 39
1.5. Формирование трудовых навыков в процессе ухода за животными 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59

ЛИТЕРАТУРА 62

ПРИЛОЖЕНИЕ 65




ВВЕДЕНИЕ:



ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Окружающая природа - непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Ребёнок впервые сталкивается с миром зверей, птиц, на¬секомых, растений. Одним из важнейших проявлений личности, по которым можно судить о том, насколько значителен и интересен человек, является его отношение к окружающей природе. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Общение с природой имеет большой психолого-педагогический потенциал, но проблема заключается в том, что без готовности его «видеть», без соответствующей внутренней активности он так и останется потенциалом, не станет осуществившейся возможностью [11, с. 22]. В основе общения до¬школьника с живой приро¬дой должно лежать отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребенка ласкать, забо¬титься о растениях и животных). В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать» [45, с. 125].
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; В.Г.Белинский, А.И. Герцен говорили о необходимости приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней.
Известно, какое большое значение придавал природе К.Д. Ушинский, он был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Идеи К.Д. Ушинского нашли дальнейшее развитие в трудах Е.Н.Водовозовой, Е.И. Тихеевой, О. Иогансон, А.А. Быстрова, Р.М. Басс, А.М. Степановой, Э.И. Зилкинд, Е.И. Волковой, Е. Геннингс, М.В. Лучич, М.М. Марковской, З.Д. Сизенко, С.А. Веретенниковой.
Пути становления осознанного, бережного и заботливого отношения к приро¬де у детей дошкольного возраста прямо или косвенно рассматривались в исследо¬ваниях В.П. Арсентьевой, В.Г Грецовой, Е.И. Золотовой, М.К.Ибраимовой, И.А. Комаровой, А.А. Петрикевич, З.П. Плохий, Н.К.Постниковой, Л.И. Унучек, A.M. Федотовой, Т.В. Христовской, И.А.Шараповой и др.
Во многих педагогических и психологических исследованиях обоснована доступность для детей старшего дошкольного возраста знаний о зависимости роста и развития живых организмов от факторов среды (А.П. Захарович, Т.А. Ковальчук, П.Г. Саморукова, Л.Е. Образцова, Н.К.Постникова, Л.С. Игнаткина и др.); о зависимости строения живых организмов от их приспособления к условиям существования (С.Н.Николаева, Е.Ф. Терентьева и др.).
В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих закономерности живой (И.А. Хайдурова, С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева и др.) и неживой (И.С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой
Наличие экологических представлений, эмоционально-положительного отношения к природе и организация полезной деятельности детей, по мнению ряда авторов (В.Г. Грецова, З.П. Плохий, М.К. Ибраимова и др.), являются основой осознанного бережного отношения к природе.
Процесс взаимодействия ребенка с животным миром противоречив. Эмоциональное отношение к нему может проявиться у ребенка, как в нравственном, так и в безнравствен¬ном поступке. Это связано с незнанием дошкольником правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому экологический подход подтверждает важность формиро¬вания у детей дошкольного возраста представления о природе и формах отношения к ней.
Исходя из этого избранная нами тема исследования: «Ознакомление с животными – важная составная часть экологического воспитания» является актуальной.
Объект исследования – экологическое воспитание дошкольников.
Предмет исследования – ознакомление с животными – важная составная часть экологического воспитания.
Цель исследования: рассмотреть сущность ознакомления с животными как важной составной части экологического воспитания дошкольников.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования нами сформулированы следующие задачи:
1. Охарактеризовать содержание экологических знаний по ознакомлению дошкольников с животными.
2. Рассмотреть наблюдение как важнейший метод познания животного.
3. Изучить значение слова в ознакомлении с животными.
4. Выявить роль моделей и наглядных пособий в развитии познавательного интереса к животным.
5. Рассмотреть формирование трудовых навыков в процессе ухода за животными.
6. Сформулировать выводы по результатам исследования.
Решение поставленных задач осуществлялось на основе использования комплекса методов: изучение, систематизация и анализ литературы по проблеме ознакомления дошкольников с животными.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении теоретического материала по проблеме ознакомления дошкольников с животными как важной составной части их экологического воспитания.
Обоснованность и достоверность результатов, адекватных цели, предмету, задачам и методам, обеспечены теоретическим анализом проблемы.
Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической главы, заключения, библиографии и приложения.




СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:



ЛИТЕРАТУРА
1. Акимушкин И.И. Мир животных. – М., 1975.
2. Бобылева Л. Бывают ли полезные и вредные животные? // Дошкольное воспитание. - 2000.
3. Большая энциклопедия природы для детей. - М., 1994.
4. Буре Р. С., Година Г. Н. Учите детей трудиться. - М.: «Просвещение», 1983.
5. Васильева Л.И. Учите детей наблюдать природу. – Минск, 1972.
6. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М., 1980.
7. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М., 1982.
8. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 1993.
9. Горощенко В.П. и др. Основы природоведения. – М., 1976.
10. Гусев В.Г. Наши питомцы. – М., 1987.
11. Дерябо С.Д., Ясвин В.А.. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, 1996.
12. Дмитриев Ю.Д. О природе для больших и маленьких. – М., 1982.
13. Дмитриев Ю.Д., Пожарицкая Н.М. Твоя Красная книга. - М., 1986.
14. Дубровкина Е., Нагорская Т., Мигунова Е. Улитка, улитка, высуни рога. Занятие-модель для детей от пяти лет. //Дошкольное образование. – 2003. - № 10.
15. Заринова А. «Приплыви к нам, золотая рыбка». // «Дошкольное воспитание». – 1993. - № 7.
16. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. – М., 1988.
17. Ильина Р.А. Воспитание трудолюбия и любви к природе // Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. /Сост. Л.В.Русскова. - М., 1984.
18. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. - М., 1985.
19. Караченцов П. «Наедине с природой». Серия картин. - М., 1978.
20. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. - М., 2004.
21. Корганова И.В. Об отборе знаний о животном мире при формировании субъектно-этического отношения к природе у пятилетних дошкольников// Сборник работ молодых ученых МГПУ. Выпуск VII/ Сост. Н.М. Чалов. - М.: МГПУ, 2001.-С. 101 - 108.
22. Корганова И.В. Содержание знаний о животных при формировании субъект-но-этического отношения к ним у старших дошкольников// Нравственное вос¬питание на современном этапе. Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов учебных педагогических заведений/ Научный редактор Т.А. Куликова. - М.: МГПУ, 2001. - С. 175 - 176.
23. Корганова И.В. Роль взрослых в формировании у старших дошкольников по¬ложительного отношения к животным// Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сборник научных трудов/ Отв. редактор - С.А. Козло¬ва. – М.: МГПУ, 2001. - С. 101-108.
24. Корзакова Е.И., Фокина В.Г. Труд в природе. // Дошкольное воспитание. - 1976. - № 6.
25. Леснов П.А. Любопытные рассказы о диких зверях. - М., 1975.
26. Маврина Л. Художественная литература о природе. //Дошкольное воспитание. - 2002. - № 3.
27. Мазурина А.Ф. Наблюдения и труд детей в природе. - М., 1984.
28. Мариковский П.И. Друзья-насекомые. - М., 1974.
29. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. - М., 1984.
30. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников / Под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб., 2000.- 319 с.
31. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. - Мн., 1996.
32. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.,1999.
33. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М., 1996.
34. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. - М.,2000.
35. Николаева С.Н. Лошадь лечит человека. // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 12. - С. 116.
36. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М., 2002.
37. Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры. //Дошкольное воспитание. - 1997. - № 1.
38. Программы по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. - М., 1999.
39. Радкевич В.А. Экология. - Мн., 1983.
40. Разбесов О.К. Твой аквариум. - М., 1980.
41. Сабунаев В. Занимательная зоология. - М., 1976.
42. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. - М., 1986.
43. Сизенко-Казанец З. Ознакомление дошкольников с природой. // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 8.
44. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова. - М, 1980.
45. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1971.
46. Терентьева Е.Ф. К программе знаний детей старшего дошкольного возраста о животных. Содержание обучения и воспитания в детском саду. - М., 1978.




ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1

Наблюдение за щенком (младшая группа)
Программное содержание. Дать детям представле¬ние о детеныше собаки: внешний вид, движения, издаваемые звуки, питание. Активизировать словарь: щенок, лакает, пушис¬тый. Развивать интерес к животным.
Ход занятия. Дети сидят полукругом. Воспитатель вносит щенка, держит его некоторое время на руках, чтобы животное привыкло к обстановке. Ребятам предлагаются следующие вопро¬сы: «Кто это? Как называется это животное? Какое оно? Что у щенка на голове? Чем покрыто тело? Что любит есть щенок? Пока это животное маленькое, его называют щенок, а когда вы¬растет, как его будут называть?»

Цена: 2000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru