Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ. ID работы - 619479 педагогика (дипломная работа) количество страниц - 84 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ 11 1.1. Социальная педагогика как направление социальной работы 11 1.2. Формирование современных подходов к социально-педагогической деятельности как направлению социальной работе в образовательной сфере 22 1.3. Особенности организации социально-педагогической деятельности в общеобразовательной школе 38 ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ 52 2.1. Нормативно-правовое обеспечение социальной работы в образовательной сфере 52 2.2. Анализ деятельности социального педагога в образовательной сфере 59 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79 ПРИЛОЖЕНИЯ 84 ВВЕДЕНИЕ: ВВЕДЕНИЕ Мировой опыт социальной работы имеет богатую историю и охватывает широкий круг вопросов - от духовного наследия до конкретных практических проявлений. Институт социальной работы является важнейшим элементом, характеризующим современный тип государства и общества. Институциализация социальной работы - явление, связанное с социально-политическими преобразованиями в мире, с изменением статуса человека, с глобальными трансформациями в современном обществе, но ее основы лежат в традициях благотворительности, особенных для каждой страны. Конкретные модели социальной работы в различных частях мира формируются в результате духовного, культурного, историко-политического, социально-экономического развития общества. За последние десять лет в России произошли значительные изменения в теории и практике социальной работы. В 1991 году в Российской Федерации введена новая для нашей страны профессия – специалист по социальной работе. Признано, что социальная работа – это особый вид деятельности. Социальная политика и социальная сфера в условиях реформирования страны, становления рыночных отношений приобретает исключительно актуальное значение. Социальное неблагополучие (и в обществе, и в семье) стало причиной активизации социальной работы. В современном обществе уже стало фактом общественного сознания признание высокой конструктивной роли педагогической теории и практики в развитии и преобразовании общества. Опыт ХХ столетия является подтверждением положения, которое сформулировал педагог Я. Корчак: «Реформировать мир - значит реформировать воспитание человека» . Как показывает история общества в целом, и история педагогики в частности, обучающе-воспитательная деятельность внутренне присуща жизни людей, и без нее существование и развитие общества невозможно. Содержание педагогической теории и практики, в конечном счете, определяется обществом, потребностями, интересами, как общественных групп населения, так и отдельных людей. По мере развития общества, накопления знаний и социо-культурного опыта человечества возрастает роль педагогики. Возникнув как практика подготовки детей к взрослой жизни, современная педагогика выступает как комплексно-интегративная область знания и деятельности, объектом которой является уже все общество в целом, отдельный человек с момента зачатия и до последних дней жизни. В педагогике как системе происходят изменения, связанные с продолжением вычленения частнопедагогических теорий и практик. Возможно, это происходит потому, что в последнее время говорят не только о дошкольной и школьной педагогике, но и об эмбриональной педагогике, рассматривающей педагогические проблемы выращивания ребенка до появления на свет, о ювеногогике как теории и практике воспитания молодежи, об андрогогике, изучающей вопросы образования взрослых, о геронтогогике - педагогических проблемах пожилых людей, о педагогической антропологии. Интерес к этим дисциплинам возрастает по двум причинам. Во-первых, открылись более широкие возможности для дифференцирования процессов воспитания и обучения, а значит, появилась потребность точнее учитывать биологическую, социальную, духовную и интеллектуальную природу человека. Во-вторых, возрастает роль социального воспитания, смысл которого состоит в том, чтобы помочь человеку не только в социальном ориентировании, но и в приобретении способности социального функционирования на всех возрастных этапах . Таким образом, социальная педагогика изучает влияние социальной реальности на человека на протяжении всей его жизни, педагогические последствия этого влияния для человека и общества. Модернизация российского образования ставит задачу повышения качества обучения и воспитания школьников. В ее успешном решении определенную роль могут сыграть имеющаяся в общеобразовательной школе социально-педагогическая служба. Деятельность социально-педагогической службы направлена на решение воспитательных, социально-правовых, социально-реабилитационных и других задач, обеспечивающих социально-педагогическую защиту личности ребенка, что способствует успешности его обучения и воспитания. За последнее десятилетие в России государством и гражданским обще¬ством сделаны серьёзные законодательные, организационно-методичес¬кие, кадровые и практические шаги для развития многообразных форм за¬щиты и устройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Но, к сожалению, проблема не только сохраняется, но и обостряется с каждым годом. Растёт количество детей, лишенных родительского попе¬чения, увеличивается число детей-сирот, в основном социальных, всё боль¬ше становится детей, родители которых не занимаются их воспитанием. Коренному улучшению ситуации препятствуют многие факторы, к основным из которых следует отнести отсутствие социально-культурных установок ценности семьи, недостаточное научно-методическое обеспечение региональ¬ных моделей социально-педагогической поддержки детства, отсутствие фи¬нансовой заинтересованности различных органов и систем в переходе от интернатной к семейной парадигме оказания помощи и поддержки детей и подростков, оказавшихся в кризисной ситуации, косность административ¬ного мышления, и, самое главное, слабое взаимодействие государственных ведомств в координации усилий по оказанию помощи детям и подросткам, отсутствие их связи с общественными организациями. Особо хотелось бы подчеркнуть недостаточную информированность спе¬циалистов о проблемах и современных достижениях в этой области, имею¬щемся опыте работы разных регионов, отдельных специалистов, а также слабую научную и теоретическую подготовку педагогов, оказывающих по¬мощь и поддержку детям и подросткам в учреждениях социально-педагоги¬ческой поддержки. В основных направлениях государственной политики по улучшению по¬ложения детей в Российской Федерации главной целью обозначено обеспе¬чение социализации детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, их полноценной реабилитации, в том числе социальной, психологической, и успешной интеграции в общество. Приоритетами в этой области являются: ? защита прав и интересов детей; ? ослабление негативных последствий сиротства; ? создание новых учреждений, ориентированных на специфические про¬блемы детей с различными формами средовой дезадаптации. В настоящее время можно выделить несколько групп задач, стоящих пе¬ред системой образования, решение которых позволит существенно улуч¬шить положение детей, нуждающихся в особой поддержке государства. К ним относятся: ? социальная помощь и поддержка престижа семьи; ? развитие форм семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; ? разработка новых технологий работы с детьми в учреждениях социально-педагогической поддержки детства; ? введение новых программ подготовки, переподготовки и повышения ква¬лификации кадров для специалистов системы оказания помощи поддерж¬ки детям и подросткам; ? построение системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам, гарантирующей поддержку и защиту детей в сложных проблемных ситуациях. Когда общество ищет свои пути прогрессивного движения, ему крайне нужны люди, которые хорошо понимают, как созидается Личность челове¬ка. Как лучше использовать социальную работу, направить воспитание и образование в интересах самого человека и прав его личности? Какими ме¬рами предупредить духовное вырождение населения? Как оградить сложив¬шуюся личность от упадка творческих сил? На эти вопросы, связанные с поддержкой всеобщего благосостояния, социального согласия и сотрудни¬чества, должны уметь ответить не только государственные деятели, но и спе¬циалисты самой деликатной и гуманной профессии - социальные работники и социальные педагоги. Именно они участвуют в формировании социальной политики государства, работают в системе служб социальной помощи насе¬лению, профессионально обеспечивают целесообразную деятельность этой системы. Они в органическом единстве решают задачи социального воспи¬тания детей и взрослых, помогают укреплять нравственное, психическое и социальное здоровье людей, прежде всего из экономически неблагополуч¬ных, социально и психически деформированных контингентов. Они помога¬ют социально ущербным семьям и детям, особо нуждающимся в защите. Они содействуют расширению личностных возможностей людей к самоор¬ганизации собственной жизни, тем самым улучшают микроклимат и нрав¬ственный потенциал определенной среды, поддерживают социальную спра¬ведливость в обществе. Социальные сироты - дети, имеющие родителей, но нуждающиеся в помощи и поддержке государства. Наиболее грозным явле¬нием в последние годы стало значительное увеличение размеров «социаль¬ного сиротства», появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое скрытое социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением ее нравственных устоев и изменением от¬ношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растет беспризорность огромного количества детей и подростков. Ру¬шится основа основ любого государственного строя - семья. Воспитание детей в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, которое выз¬вало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня боль¬шинства населения и другие негативные последствия. Педагогическое сообщество переориентируется сегодня на технологии обучения и воспитания, которые должны обеспечить успешную социализацию личности. Для выполнения этого требования необходимо, чтобы образовательная система была открытой. Школа должна взаимодействовать с социумом, обеспечивать его педагогизацию с целью использования воспитательного потенциала в формировании и развитии личности ребёнка. Во многом решению перечисленных проблем способствует работа социального педагога, задача которого состоит в том, чтобы педагогическими методами, через воспитательную работу помогать учащимся решать острые жизненные проблемы, обусловленные сложными семейными и социальными ситуациями. Но наличие одного - двух социальных педагогов на большие ученические и родительские коллективы явно недостаточно для решения задач, стоящих сегодня перед «открытой» школой. Социальный педагог должен возглавить работу, которую вместе с ним будут выполнять учителя, классные руководители. Необходимо более тесное взаимодействие методической и социально-педагогической служб в образовательном процессе. Таким образом, роль социального педагога в современной школе велика, а значит тема работы «Школьный социальный педагог как субъект социальной работы в образовательной сфере» актуальна и своевременна. Сегодня можно сказать, что социальная педагогика в России состоялась как самостоятельная отрасль педагогического знания, имеющая целью изучение воспитательно-образовательного потенциала общества, способов педагогизации социальной среды для более успешной социализации и развития личности на протяжении всей ее жизни. Данное исследование основано на трудах И. С. Кона, А. В. Мудрик, В. С. Собкина, Г.Н.Филонова и др., посвященных данной проблеме. Теоретической базой исследования явились также статьи Шептенко П.А, Лукашевич О.Н., Исаченко О.П., Торохтий В.С., Испуловой С.Н., Ирисова Е.А., Хакимова Э.Р. и др., а также материалы научно-практической конференции «Традиции и инновации в социальной педагогике». Объектом исследования является социальная работа в образовательной сфере. Предметом исследования является деятельность школьного социального педагога как субъекта социальной работы в образовательной сфере. Цель исследования: Проанализировать деятельность школьного социального педагога как субъекта социальной работы в образовательной сфере. Задачи работы: 1. Раскрыть сущность социальной работы в образовательной сфере. 2. Изучить формы, содержание, методы и технологию деятельности школьного социального педагога как субъекта социальной работы в образовательной сфере. 3. Исследовать опыт деятельности школьного социального педагога как субъекта социальной работы в образовательной сфере. Гипотеза исследования: деятельность социального педагога в школе на сегодняшний день является одной из важнейших задач и способствует социализации детей; неблагоприятная атмосфера в школьном (учебном) коллективе предполагает работу социального педагога, направленную не только на коррекцию поведения детей, но и на работу с родителями и педагогами. Методы исследования: ? теоретический анализ психолого-педагогической литературы и литературы по социальной работе; ? практическое исследование деятельности социального педагога в образовательной сфере; ? методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки; ? методика экспресс-диагностики невроза (К.Хек и Х.Хесс); ? опросник Силбергера по оценке агрессии. База исследования: МОУ СОШ №56 Ленинского района г. Новосибирска. Теоретическая значимость данного исследования заключается в изучении содержания и деятельности школьного социального педагога в образовательной сфере. Практическая значимость данного исследования заключается в возможности применения его результатов в практической деятельности социального педагога в образовательной сфере. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Конституция РФ. – АСТ: Астрель, 2003 2. Уголовный кодекс РФ. – М.: Приор, 1996. 3. ФЗ «Об основах системы профилакти¬ки безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. Федерального закона от 13.01.2001 № 1 – ФЗ) 4. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (в ред. ФЗ от 20.07.2000 №103-ФЗ) 5. Бутин Ю. Нужна единая социально-педагогическая система // Воспитание школьника. - 1994. - № 2. 6. Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе // Воспитание школьника. - 1994. - № 2. 7. Битинас Б. П.. Катаева Л. И. Гражданскому обществу институт социальных педагогов // Педагогика. - 1992. - № 5,6. 8. Болотов В. Должность социального педагога скоро станет привычной // Учительская газета. -1994. - № 9. 9. Бочарова В. Г. Научно-педагогическая концепция взаимодействия школы и других социальных институтов во внешкольном воспитании учащихся // Социально-педагогические проблемы взаимодействия государственных учреждений и общественности во внешкольном воспитании учащихся. - М.: Педагогика, 1981. – 224 с. 10. Бочарова В. Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - М.: Мир, 1993. – 450 с. 11. Бочарова В. Г. Социальная служба: состояние и тенденции развития // Педагогика. - 1992. - № 3,4. 12. Вульфов Б. 3. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Педагогика. - 1992. - № 5,6. 13. Галагузова М. А., Шеланков В. Е. Кто защитит ребенка в школе // Педагогика. - 1994. - № 5. С. 25. 14. Гордин Л. Ю. Воспитание и социализация // Советская педагогика. - 1991. - №2. 15. Григорьева Г. Жизнь, движение и мы в социальной педагогике // Педагогический поиск. - 1993. - №2. 16. Гуров В. Н. Опыт организации социально-педагогической работы // Педагогика. - 1993. - № 3. 17. Гуров В., Шинкаренко Н. Открытая школа и социально-педагогическая работа с детьми // Воспитание школьника. - 1994. - № 2. 18. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика. Пособие для педагогов. - Мн.: Амалфея, 2000. - 448 с. 19. Должностные обязанности работников учреждений и организаций образования: социальный педагог // Воспитание школьника. - 1993. - № 4. 20. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. Методические рекомендации для учителя. – М.: Прогресс, 1996. – 248 с. С. 37. 21. Законодательные документы и инструктивно-методические материалы по социальной работе. — М, 1992. 22. Иванников В. Социальная служба помощи детям и молодежи, пути развития // Воспитание школьника. - 1993.- №4. 23. Ирисов Е.А., Хакимов Э.Р. Функциональная модель социально-педагогического пространства школы // Научно-практическая конференция «Традиции и инновации в социальной педагогике». – [Электронный источник]. – Режим доступа: http://www.auditorium.ru 24. Исаченко О.П. К вопросу о социально-педагогической подготовке будущих учителей к работе в сельском микросоциуме // Научно-практическая конференция «Традиции и инновации в социальной педагогике». – [Электронный источник]. – Режим доступа: http://www.auditorium.ru 25. Испулова С.Н. Уровни социальной педагогики // Научно-практическая конференция «Традиции и инновации в социальной педагогике». – [Электронный источник]. – Режим доступа: http://www.auditorium.ru 26. Кон И. С. НТР и основы социализации молодежи. - М.: Наука, 1988. – 316с. 27. Кон И. С. Ребенок и общество. - М.: Педагогика, 1988. – 328 с. 28. Кондратьева В. Школа и социум: грани общения // Народное образование. - 1994. - № 1. 29. Корчак Я. Педагогическое наследие. - М.: Мысль, 1991. - 272 с. 30. Кузнецова Л.В. Социально-педагогическая работа в школе // Научно-практическая конференция «Традиции и инновации в социальной педагогике». – [Электронный источник]. – Режим доступа: http://www.auditorium.ru 31. Лукашевич О.Н. Взаимодействие методических и социально-педагогических служб в общеобразовательных школах// Научно-практическая конференция «Традиции и инновации в социальной педагогике». – [Электронный источник]. – Режим доступа: http://www.auditorium.ru 32. Мальковская Т. Н. Социальная активность старшеклассников. – М.: Просвещение, 1988. – 294 с. 33. Маанди Н. Школа моей мечты // Народное образование. - 1995. - № 5-6. 34. Мудрик А. В. Социализация и «смутное время». - М.: Мир, 1991. – 260 с. 35. Новикова Л. И. Школа и среда. - М.: Просвещение, 1985. – 337 с. 36. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1989. – 278 с. 37. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 480 с. 38. Пайн М. Современные теории социальной работы. Лондон, 1991. – С.20 39. Панов А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. – 1995. – №1. – С.10 40. Пижурина Н. Новые напасти или Единственное спасение — этот непонятный, странный социальный педагог // Учительская газета. - 1993. - № 44. 41. Селевко Г. К., Тихомирова Н. К., Закатова И. Н. Культурологический социально-педагогический комплекс. - Ярославль: ИУУ, 1993. – 352 с. 42. Советский Энциклопедический словарь.- М., 1983. – С.1321 43. Социокультурная образовательная ситуация в мегаполисе // Педагогика. - 1993. - № 4. 44. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 272 с. 45. Социальная работа / Под ред. Курбатова В.И. - Ростов – н/Д.: Феникс, 2003. – 374 с. 46. Социальный педагог: от постановки проблемы до ее решения. / Под ред. Т.Б.Пасман. – Псков: Изд-во АНО «Центр социального проектирования «Возрождение», 2002. – 212с. 47. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений образования. / Приложение 2 к Постановлению РФ от 17 августа 1995. - №46 48. Тихомирова Н. К. Система воспитательной работы в средней школе на основе программы. - М.: Педагогика, 1996. – 344 с. 49. Торохтий В.С. Развитие социальной педагогики как педагогики отношений // Научно-практическая конференция «Традиции и инновации в социальной педагогике». – [Электронный источник]. – Режим доступа: http://www.auditorium.ru 50. Филонов Г. Н. Состояние социума и воспитание // Педагогика. - 1995. - №6. 51. Филонов Г. Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции // Педагогика. - 1994.- №6. 52. Харчев А. Г. Социология воспитания. — М.: Педагогика, 1990. – 316 с. 53. Шептенко П. А. Проблемы подготовки социальных педагогов к профессиональной деятельности. - [Электронный источник]. – Режим доступа: http://www.informika.ru 54. Шинкаренко Н. А. «Открытая» школа и социально-педагогическая работа с детьми // Педагогика. - 1994. - №1. 55. Янцева Г. Наш путь к социальной педагогике // Педагогический поиск. - 1993. - №2. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru