Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Особенности культурно-исторического развития России и организации ID работы - 689760 педагогика (дипломная работа) количество страниц - 67 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 1 - 6 Глава 1. Основные этапы становления западноевропейского и российского образования 7 - 17 Глава 2. Особенности культурно-исторического развития России и организации школьного образования 18 - 43 Глава 3. Содержание и технологии обучения в российской школе 44 -52 Заключение 53 - 58 Список использованной литературы 59 - 66 ВВЕДЕНИЕ: Глубокие изменения, происходящие в российском обществе, на-прямую затронули и образование, которое переживает сегодня, по оцен-кам ученых и учителей, государственных и общественных деятелей, глубокий кризис, выражающийся не столько в материально-финансовом оскудении, уже поставившим его на грань физического выживания, сколько в неопределенности целей и содержания самого образования. В этой ситуации возникла и все более осознается необходимость решения стратегических задач развития образования, о чем свидетельст-вует появление ряда работ ( Е.П. Белозерцев [23], Б.С. Гершунский [35], В.Н. Гончаров, В.Н. Филиппов [34], В.А. Дмитриенко, Н.А. Люрья [41], Э.Д. Днепров [42], О.В. Долженко [40], Г.Б. Корнетов [58, 59], В.Б. Ми-ронов [74], Ф.Т. Михайлов [75], А.Г. Пашков [83], Н.С. Розов [84], А.И. Субетто [98], В.Ю. Троицкий [99], В.Д. Штерн [104], П.Г. Щедровицкий [105] и др.) Общественные преобразования, осуществляемые в настоящее время, сопровождаются рождением кардинально нового типа социо-культурного наследования, при котором обеспечивается обладание из-менения над сохранением, созданием нового над копирование старого. Между тем, речь должна идти не о революционной ломке, но об отрица-нии отрицания, о прогнозировании будущего на основе анализа событий и явлений прошлого. Сказанное в полной мере относится к реформиро-ванию российской школы в контексте европейского образования. С учетом вышеизложенного был сделан выбор темы исследова-ния, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы ведущие тенденции становления и развития российской школы как фе-номена европейской педагогической культуры. Решение этой проблемы составляет цель исследования. Объект исследования - историческое развитие европейского об-разования. Предмет исследования - генезис российской школы в контексте европейского образования. Задачи исследования: - проанализировать основные этапы исторического развития запад-ноевропейского и российского образования; - охарактеризовать особенности культурно-исторического развития России и организации школьного образования; - представить генезис российской школы как явления европейского образования; - выявить ведущие тенденции развития российской школы как фе-номена европейской культуры. Исходные методологические позиции исследования определяет диалектический метод познания, благодаря которому раскрытие сущно-сти педагогических явлений осуществлялось на основе конкретного ис-торического анализа, с учетом того, что образование обуславливается материальной жизнью общества, уровнем социокультурного и историко-культурного уровня развития. Основными методологическими и теоре-тическими ориентирами исследования служили культурологический принцип, позволяющий рассматривать образование и педагогическое сознание как составляющую часть мировой культуры, аксиологический подход к изучению педагогической реальности (В.И. Додонов [37], Н.Д. Никандров [77], З.И. Равкин [86]); концепция целостного мирового пе-дагогического процесса (В.П. Борисенков [25], Б.Л. Вульфсон [27], В.М. Кларин [57], З.А. Малькова [70], В.Л. Пилиповский [80], А.И. Пискунов [81], К.И. Салимова [90]), цивилизованный подход к всемирному исто-рико-педагогическому процессу (Г.Б. Корнетов [58,59]); положения, разработанные В.В. Краевским [60], И.Л. Лернер [68], М.Н. Скаткиным [89] о сущности образования; философия воспитания и теория воспита-тельных систем (В.С. Библер [24], С.И. Гессен [30], Э.В. Ильенков [49,50], И.С. Кон [52], Б.Т. Лихачев [62], Л.И. Новикова [76], А.К. Рыч-ков [85] и др.) Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретический, сравнительно-исторический, ретроспек-тивный и прогностический анализ источников, систематизация и клас-сификация. Источники исследования: труды отечественных психологов и пе-дагогов; документальные и литературные материалы; издания периоди-ческой педагогической печати; учебные планы, программы, учебники, учебные и методические пособия. Исследование выполнялось в два этапа. 1. 1997-1998 гг. - анализ историографии и оценка современного состоя-ния проблемы, изучение степени ее разработанности в историко-педагогических исследованиях. 2. 1998-1999 гг. - теоретическое осмысление и обобщение полученного материала, систематизация и обобщение основных идей и результа-тов, литературное оформление дипломной работы. Научная новизна и теоретическое значение исследования Полученная в нем совокупность объективных результатов может быть квалифицирована как решение крупной научной проблемы форми-рования российского образования как феномена европейской педагоги-ческой культуры - реализован конструктивно-генетический подход к изучению раз-вития российской школы в контексте европейского образования; - охарактеризованы социокультурные условия развития идеологии, содержания и технологии образования; - осуществлен анализ тенденций современного состояния россий-ской школы, намечены пути преодоления кризисных явлений в ее развитии. Практическая значимость исследования Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы могут изменить педагогическое сознание, сформулировать новые профессио-нальные педагогические установки у руководителей разного уровня. Достоверность полученных научных результатов Обеспечена методологической обоснованностью исходных пози-ций исследования, применением системы методов, адекватных его за-дачам и логике, репрезентативностью источников базы, разнообразием документальных и литературных данных. На защиту выносятся следующие положения: - по своему происхождению и историческому развитию российская школа является достоянием европейского образования. Как и за-падноевропейские государства, Россия унаследовала основы обра-зования и педагогической культуры от христианского греко-римского мира. Это родство еще в большей мере стало обнаружи-ваться в Новое время, когда западноевропейские государства ста-ли отказываться от развития универсальной классической системы образования и переходить к созданию национальных школ; - российская школа имеет ряд своих особых специфических черт, делающих ее неповторимым, самобытным феноменом европей-ской педагогической культуры. Прежде всего, это особое видение человека не как изолированного индивида, а как существа, вклю-ченного в сеть сложнейших отношений (с Богом, семьей, государ-ством, народом, миром) и мыслимого только в этих отношениях. Отсюда развитие духовных начал человека, реализующиеся в це-лом комплексе духовно-нравственных качеств: любовь, добролю-бие и добродеяние, человеколюбие и духовность, сострадание и совестливость, стойкость духа и терпимость, целомудрие жизни и мысли, поступка и чувства, собранность, взаимопонимание и взаимопомощь. Эта особенность, сформированная еще на заре принятия христианства, усиленная духовной деятельностью Сер-гея Радонежского, не исчезла при создании новой школы в XVIII веке; - следуя принципу народности, сформированному К.И. Ушинским, и продолжая лучшие традиции российского образования, совет-ская школа выдвигала на первый план духовно-нравственное фор-мирование личности. Эта система ценностей интегрировалась в образование, во многом определяя его дух и высокое качество. В традиционной русской школе были представлены предметы трех главных циклов - народного, научного и православного. Важное отличие российской школы от западноевропейской состояло в том, что последняя развивалась преимущественно в русле латин-ской культуры и латинского языка, отсюда отстраненность евро-пейской школы и образования от народной жизни, тогда как рус-ское образование, построенное на старославянском языке, было близко народной культуре. При этом содержание образования, да-же в начальной школе отличалось фундаментальностью, позво-ляющей достигать достаточно высокого уровня интеллектуального развития ученика. Это, в свою очередь, требует отношения к учебе как к серьезному труду, "делу жизни", что реализуется в соответ-ствующих технологиях, рассчитанных, в первую очередь, на серь-езный умственный труд. Отличительной чертой российской шко-лы является отечески-материнский, родительский характер отно-шений между учителями и учениками, что требует от учителя вы-сочайшей ответственности и работы над своим профессиональным и нравственным совершенствованием. Особенностью русской школы было активное участие в ряде случаев государства в ее развитии и управлении. Отличительная черта современной школы - ее единство и многообразие, отсутствие тупиковых ветвей. Все это создает образ российской школы как духовно-нравственного, интеллектуального и трудового учебно-воспитательного учреждения. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Августин. Исповедь. - М., 1992 - 544 с. 2. Альт Р. Прогрессивный характер педагогики Каменского. - М. : АПНРСФСР, 1959 - 105 с. 3. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональ-ных систем. Избранные труды. - М.: Наука, 1978 - с.49-106. 4. Анохин П.К. Физиология и кибернетика. - М.: Наука, 1978 - с. 207-233. 5. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. - Махачкала: ДФАНСССР, 1988 - 290 с. 6. Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования. М.: Педагогика-Пресс, 1993 - 166 с. 7. Андрианова-Перету В.П. Человек в учительской литературе Древней Руси. - Л.: Наука, 1972 - с. 38-68. 8. Аристотель. Никомахова этика / Сочинения. В 4-х тт. - М.: Мысль, 1983 - т.4, с. 375-644. 9. Бабишин С.Д. Из истории зарождения школы и просвещения в Древ-ней Руси (первая половина XIII в.) - Авт. дисс. докт. пед. наук. Киев, 1985 - с. 49 -100. 10. Бабишин С.Д. Основные тенденции развития школы и просвещения в Древней Руси (первая половина XIII в.) - Авт. дисс. докт. пед. наук. Киев, 1985 - с. 47. 11. Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма / Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство,1986 - с. 199-249. 12. Бахтин М.М. Руссо и его педагогические возрения. - Спб, 1913 - 84 с. 13. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура сред-невековья и Ренессанса. - М.: Художественная литература, 1965 - с. 527. 14. Барбарина А.А. Среднее и среднее специальное образование в со-временной Англии. Киев - Одесса: Высшая школа, 1985 - 127 с. 15. Батищев Г.С. Гуманизм марксовых принципов коммунистического воспитания // Воспитание школьников, 1988, № 4 - с. 5-11. 16. Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания. - М., 1910 - 41 с. 17. Безрогов В.Г., Варьяш С.И. Педагогика Средневековья // Антология педагогической мысли христианского средневековья. - М.: Аспект Пресс, 1994 - с. 11-28. 18. Бецкой И.И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества. - Спб., 1766 - 13 с. 19. Бецкой И.И. Устав императорского Шляхетного Сухопутного кадет-ского корпуса. - Спб., 1766 - 75 с. 20. Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека. - М.-Л.: Гос-издат, 1928 - 544 с. 21. Берялев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х тт. - М.: Искусство, 1994 22. Буров А.А. Петербургские "русские школы" и распространение гра-мотности среди рабочих в первой половине XVIII века. - Л.: ЛГПИ, 1957 - с. 89. 23. Белозерцев Е.П. (ред.) Педагогическая подготовка учителя-филолога (Идеология. Содержание. Технология.) - М.: Валент, 1996 - 102 с. 24. Библер В.С. (ред.) Школа диалога культур. - Кемерово, 1993 - 416 с. 25. Борисенков В.П. Народное образование и педагогическая мысль в освободившихся странах Африки: традиции и современность. - М.: Педагогика, 1987 - 144 с. 26. Бобровникова В.К. Педагогические идеи и деятельность Ломоносова. - М.: АПН РСФСР, 1961 - 183 с. 27. Вульфсон Б.Л. Педагогическая мысль современной Франции. - М.: Педагогика, 1983 - 184 с. 28. Греков Б.Д. Киев Русь. - М.-Л.: АН СССР, 1944 - 348 с. 29. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X - XVIII ве-ков. - М.: МГУ, 19890 - 228 с. 30. Гессен С.И. Основы педагогики. - Берлин,1923 - 419 с. 31. Гугель Е.О. Руководство к умственным упражнениям при препода-вании отечественного языка в 3-х курсах. - М., 1833 - 171 с. 32. Гугель Е.О. Чтение для умственного развития малолетних детей. - Спб., 1932 - 160 с. 33. Громыко М.М. Мир русской деревни. - М.: Мол. гвардия, 1991 - 446 с. 34. Гончаров В.Н., Филиппов В.Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. - Барнаул: БГПУ, 1996 - 376 с. 35. Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. - М.: Педагогика, 1972 - 424 с. 36. Демков М.И. История русской педагогики. - В 3-х ч. - М., 1895-1909. 37. Додонов В.И. Теоретико-методические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX - начала XX в. М.: ИТП и МИО РАО, 1994 - 140 с. 38. Днепров Э.Д. Школьная реформа между "вчера" и "Завтра". М., 1996 - 432 с. 39. Долженко О.В. Очерки по философии образования. - М.: ПРОМО-Медиа, 1995 - с. 240. 40. Долженко О.В. Социокультурные проблемы становления развития высшего образования. - Докл. докт. филос. наук. - М., 1995 - 54 с. 41. Дмитриенко В.А., Люрья Н.А. Образование как социальный инсти-тут (тенденция и перспективы развития). - Красноярск: КГУ, 1989 - 184 с. 42. Днепров Э.Д. Современная реформа образования в России: истори-ческие предпосылки, теоретические основания, этапы подготовки и реализации. - Докл. докт. пед. наук. - Спб., 1994 - 88 с. 43. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.: Книга, 1991 - 573 с. 44. Демолян Э. Новое воспитание. М.: 1900 - 231 с. 45. Дерягин В.Я. Иларион. Жизнь и "Слово" / Иларион. Слово о Законе и Благодати. М.: Столица, 1994 - с. 5-27. 46. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тен-денции развития. - М.: Просвещение, 1993 - 192 с. 47. Джуринский А.Н. Школа Франции XX столетия. - М.: Прометей, 1989 - 130 с. 48. Дидро Д. План университета или школы публичного преподавания всех наук для Российского правительства / Собрание сочинений. - В 10-ти тт. - М.: ОГИЗ, 1947 - Т.Х. - с. 263-371. 49. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. - М.: Политиздат, 1973 - 271 с. 50. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. - М.: Политиздат, 1968 - 319 с. 51. Иванов А.В. Высшая школа в России в конце XIX - начале XX века. М.: АН СССР, 1983 - 392 с. 52. Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Наука, 1988 - 270 с. 53. Каптерев А.Ф. История русской педагогики. - Спб., 1905 - 746 с. 54. Культура Древней Руси. - М.: Просвещение, 1967 - 303 с. 55. Кант И.О. О педагогике / трактаты и письма. - М.: Наука, 1980 - 445-504 с. 56. Кулябко Е.С. М.В. Ломоносов и учебная деятельность Петербург-ской Академии наук. - М.Л.: АН СССР, 1962 - 216 с. 57. Кларин В.М. Клара Цеткин в борьбе за коммунистическое воспита-ние молодежи. - М.: АПН РСФСР, 1963 - 288 с. 58. Корнетов Г.Б. Развитие историко-педагогического процесса в кон-тексте цивилизационного подхода. - Докл. докт. пед. наук. - М., 1994 - 64 с. 59. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного ис-торико-педагогического процесса. - М.: ИТП и МИО РАО, 1994 - 225 с. 60. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Пе-дагогика, 1977 - 284 с. 61. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1991-334 с. 62. Лихачев Б.Г. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995 - 282 с. 63. Лихачев Д.С. Возникновение русской культуры. М.: АНСССР, 158 - 240 с. 64. Лихачев Д.С. Великое наследие. М.: Современник, 1975 - 367 с. 65. Лихачев Д.С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого ( конец XIV - начало XV века ). М.: АНСССР, 1962 - 172 с. 66. Лавровский Н.А. О древнерусских училищах. Харьков: 1854 - 189 с. 67. Ленин В.И. О воспитании и образовании. В 2-х томах. М.: Педагоги-ка, 1980 г. 68. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педаго-гика, 1981 - 175 с. 69. Митропольский С.И. Очерк церковно-приходской школы от перво-бытного ее возникновения на Руси до настоящего времени. Спб. 1910 - 222 с. 70. Малькова З.А. Современная школа в США. М.: Педагогика 1971 - 367 с. 71. Менделеев Д.И. Народное просвещение и высшее образование. (Со-чинения Т XXIII ) М.: АНСССР, 1952 - 385 с. 72. Мусин - Пушкин А.А. Сборник статей по вопросам школьного обра-зования на Западе и в России. В 2-х томах. Спб. 1912г. 73. Мусин - Пушкин А.А. Средне образовательная школа в России и ее значение. Спб. 1913 - 163 с. 74. Миронов В.Б. Образование в истории цивилизации: эволюция и про-блемы. Докл. докт. филос. наук. М.: 1992 - 93 с. 75. Михайлов Ф.Т. (ред.) Культура, образование, развитие индивида. М.: ИФАН. 1990 - 162 с. 76. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. М.: Педагогика, 1978 - 142 с. 77. Никадров Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран. М.: Высшая школа, 1978 - 279 с. 78. Очерки истории школы и педагогический мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. М.: Педагогика, 1989 - 480 с. 79. Одоевский В.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Уч. пед. из. 1955 - 368 с. 80. Пилиповский В.Я. Критика современных буржуазных теорий фор-мирования личности. М.: Педагогика, 1985 - 159 с. 81. Пискунов А.И. Очерки по истории прогрессивной немецкой педаго-гики конца XVIII - начала XIX века. М.: АПН РСФСР, 1960 - 200 с. 82. Пушкин А.С. Письмо П.Я. Чаадаеву (Русская душа). М.: Роман газе-та, 1994 - с.92-94. 83. Пашков А.Г. Труд в воспитательной системе образовательной шко-лы. Авт. дисс. докт. пед. наук. М.: 1992 - 32 с. 84. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. М.: ИЦП КПС, 1993 - 190 с. 85. Рычков А.К. Социально-философские проблемы образования . М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1982 - 96 с. 86. Равкин З.И. (ред.) Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного об-разования. М.: ИТП и МИО РАО , 1994 - 280 с. 87. Равкин З.И. (ред.) Историко-педагогические исследования и пробле-мы стратегии развития современного отечественного образования. М.: ИТП и МИО РАО, 1995 - 227 с. 88. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М.: Мол. гвардия, 1984 - 351 с. 89. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследова-ний. М.: Педагогика, 1986 - 152 с. 90. Салимова Х.И. История трудового обучения в Англии. М.: Просве-щение, 1967 - 236 с. 91. Сапунов Б.В. Истоки русской школы. // Советская педагогика. 1989г. № 6, с. 111 - 118. 92. Сапунов Б.В. Книга в России в XI - XIII вв. Л.: Наука, 1978 - 231 с. 93. Симонов Р.А. " Вторая грамотность" на Древней Руси. // Советская педагогика. 1989 № 12 - с. 90-97. 94. Симонов Р.А. Математическая мысль Древней Руси. М.: Наука, 1977 - 120 с. 95. Соболевский А.И. Образованность в Московской Руси XV - XVII. Спб.1894 - с.26. 96. Симонов Р.А. Кирик Новгородец - ученый XII века. М.: Наука 1980. - 111 с. 97. Сказание о начале славянской письменности М.: Наука 1981 - 198 с. 98. Субетто А.И. Систематологические основы образовательных систем. В 2-х томах. М.: ИЦ ПКПС, 1994. 99. Троицкий В.Ю. Пути русской школы. М.: Свет Отечества, 1994 - 96 с. 100. Толстой Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы. / Педагогические сочинения М.: Уч. пед. из.,1953 - с.153-231. 101. Трушин Н.А. Общественно-педагогическая деятельность. Н.И. Новикова. Советская педагогика, 1956 № 6 - с. 91-33. 102. Хомяков А.С. Сочинения, в 2-х томах. М.: Медиум 1994. 103. Чаадаев П.Я. Философские письма. / Сочинения М.: Правда 1989-с.15-168. 104. Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследо-вания М.: 1926 - 404 с. 105. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М.: Экспе-римент, 1993 - 154 с. 106. Юркевич П.Д. Курс общей педагогики М.: 1869, 404 с. 107. Янин В.Л. Я посылаю тебе бересту. М.: МГУ 1975 - 237 с. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru