www.webmoney.ru

Добавить в корзину Удалить из корзины Купить

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ


ID работы - 684676
педагогика (курсовая работа)
количество страниц - 48
год сдачи - 2012



СОДЕРЖАНИЕ:




ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 9
1.1. Формирование нравственно-волевой сферы дошкольника 9
1.2. Особенности нравственного воспитания в процессе трудовой деятельности 13
1.3. Сущность и структура нравственного воспитания 20
1.4. Система и методы нравственного воспитания 22
Вывод по 1 главе 25
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 27
1.1. Описание эксперимента 27
1.1.Исследование влияния семьи на нравственное воспитание ребенка 27
1.2. Исследование особенностей трудового воспитания дошкольников в семье 31
Вывод по 2 главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47





ВВЕДЕНИЕ:



Развитие таких качеств, как настойчивость, целеустремленность, ответственность, дисциплинированность, чувство долга, также как и всестороннее развитие личности в целом, обусловлено взаимодействие различных видов деятельности.
Значение труда, для развития личности подчеркивал Л.С. Рубинштейн, говоря, что человек доподлинно владеет лишь тем, что сам добывает собственным трудом. Применительно к детям дошкольного возраста термин "труд" определяет круг занятий детей.
Формы трудовой деятельности дошкольника, изучавшаяся Р. Буре, Л. Образцовой, Т. Чушаковой, А. Иватовой, разнообразны. Сюда относится труд, связанный с самообслуживанием: выполнение обязанностей дежур-ного, уход за комнатными растениями, животными, работа на участке детского сада, выполнение заданий, развивающих ручную деятельность.
Любое из этих заданий должно представлять для ребенка определенную сложность. Именно в труде складывается характерная для человека способность достигать определенные цели, преодолевать препятствия.
Следовательно, актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.
Формирование нравственно-волевой сферы важное условие всесто-роннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник зависит не только его в успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Один из показателей социально-личностной готовности дошкольника - умение самостоятельно организовать свою деятельность, применял то или иное трудовое средство, нести некоторую ответственность за выполнение работы и за ее качество, быть целеустремленными дисциплинированными.
Поэтому предпроцесс детского сада необходимо переориентировать, от преобладания рутинных способов передачи знаний к созданию условий для дальнейшего совершенствования работы с детьми - со всеми вместе и с каждым отдельно.
Создать такие методы руководства формами трудовой деятельности, чтобы маленькие руки воспитанников стали умелыми, ловким; чтобы труд вошел в жизнь дошкольников и имел четко выраженную нравственно-волевую направленность.
В "Концепции дошкольного воспитания", новый подход к ребенку. В документе оказано, что при организации трудовой деятельности должны учитываться собственные интересы ребенка, так как навязывание и принуждение выхолащивает суть ценностного отношения к труду и людям труда. Ребенок должен приобщаться к творческому труду, как общечеловеческой ценности.
Необходимо преодолеть узко бытовую ориентацию в организации предметно-практической деятельности детей, в корне изменить методы вовлечение детей в эту деятельность. Расширить спектр практических дел путем включения ребенка в сферу реальных, а не искусственно придуманных для него забот о других. Развивать естественную потребность детей подражать действиям взрослых, стимулировать самостоятельные формы проявления активности детей. В Концепции указывается, что неспецифические трудовые умения и навыки составляют содержание трудового воспитания. А развитие способности использовать вещи и орудия по собственной воли в предметно-практической деятельности.
Главный аспект, на который обращается внимание при формировании нравственно-волевых качеств - это порция личности ориентированной модели, т.е. при организации трудовой деятельности воспитатель должен видеть в каждом ребенке черты, присущие именно ему, а не те, которые у него есть как у обобщенного "пятилетки", "шестилетки".
Главная цель трудового воспитания детей дошкольного возраста - это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда.
Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка.
Исследования Т.А. Марковой показали, что нравственно-волевое развитие ребенка, процесс приобщения к труду возможны только при условии правильной организации трудовой деятельности в соответствии с возрастными особенностями.
В силу этого решения проблем трудового воспитания предполагает по выражению Л.С. Выготского, "не примеривание, не приноравливание, не приспособление известных форм трудовой деятельности к возможностям ребенка на той или иной ступени, а понимание трудовой деятельности как известной органической части внутри системы развивающеюся поведения ребенка. Умение понять развитие трудовой деятельности в общем, цикле развития ребенка составляет основную задачу намного исследования в этой области".
К проблеме трудового воспитания и его роли на формирование нравственно-волевых качеств у дошкольников обращались очень многие педагоги и психологи. По данным исследователей у дошкольников в большей или меньшей степени могут быть сформированы все психологические компоненты труда: умение ставить перед собой цель и достигать ее (З.Н. Борисова, Р.И. Жуковеная, Г.Н. Година, В. Г. Нечаева), понимание необходимости труда взрослых и общественно ценные мотивы собственной трудовой деятельности (В.К. Котырно, Я.З. Неверович, З.Н. Борисова, В.И. Логинова), общественные качества личности, такие как заботливость, ответственность, осознание нравственного долга, самостоятельность и др. (Р.С. Буре, Г.Н. Година, Р.Н. Ибрагимова, К.А. Климова, К. П. Кузовкова, И. Лаунер, М.И. Тимошенко.)
Эти и другие положения науки, достижения передового опыта трудового воспитания дошкольников легли в основу раздела "Труд" действующей программы воспитания и обучения в детском саду.
К проблеме развития воли в труде обращались Л. Образцова и Т. Чумакова, которые исследовали, как различные формы трудовой деятельности влияют на развитие воли. Они утверждали, что развитие этого качества происходит в русле формирования у детей определенных знаний и умений. В исследованиях З.Н. Борисовой говорится о том, что в этом направлении осуществляется определение обязанностей детей, распределение обязанностей между ними, установление отношений ответственной зависимости.
Педагоги - исследователи указывают на то, что характеристика волевого развития детей в трудовой деятельности предполагает ответы на следующие вопросы: ставят ли дети перед собой цели, доводят ли дети свои трудовые обязанности до конца и получают ли при этом удовлетворение.
В социологической литературе различаются объективные и субъективные показатели отношения к труду, выражается в результатах трудовой деятельности (производственные показатели работы, инициативность, дисциплинированность), в субъективном - в своеобразной установке личности на труд, которая предполагает осознание необходимости труда, удовлетворенность своей работой и определенную структуру мотивов трудовой деятельности. Этот подход, на наш взгляд, перспективен и при изучении отношения к труду дошкольников.
Этими критериями мы и должны руководствоваться, осуществляя руководство трудовой деятельности дошкольников.
Если говорить о воле, то проблема ее развития у дошкольников актуальна, т.к. подготовка детей к обучению в школе предполагает формирование у дошкольников волевых качеств личности.
Поэтому, нам важно проследить возможности трудовой деятельности на формирование трудовых качеств.
Таким образом, понимание взрослым важности всех этих проблем будет способствовать правильному трудовому воспитанию ребенка - до-школьника.
Изучая вопросы формирования в стешем дошкольном возрасте зачатков нравственного долга и ответственности мы пришли, к выводу, что именно этот возраст наиболее благоприятен для формирования стержневых качеств личности, которые наиболее полно вбирают в себя суть воспитания. Причем их становление невозможно вне посильного общественно полезного труда детей и без целенаправленного воздействия педагогов и родителей.
Итак, изучив психолого-педагогическую литературу и передовой опыт работы, можно прийти к выводу, что данная тема очень важна для исследования и актуальна на данном этапе. Все это позволило определить тему исследования: "Роль трудового воспитания в развитии нравственно-волевых качеств личности дошкольника".
Проблема исследования заключается в определении роли труда в формировании нравственно-волевых качеств дошкольника.
Решение данной проблемы является целью нашей работы.
Объект исследования: уровень развития нравственно-волевых качеств дошкольника.
Предмет исследования: виды и формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью нами были поставлены следующие задачи исследования:
1.Изучить данную проблему в психолого-педагогической литературе.
2.Исследовать особенности трудовой деятельности в семье, влияющей на формирование нравственно-волевых качеств.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: длительное наблюдение за деятельностью воспитателей и детей, изучение учебно-методической отчетной документации, изучение продуктов деятельности, обобщение отчета.
Теоретическая значимость работы в том, что в ней раскрыты сущность и специфика руководства трудовой деятельностью в процессе формирования нравственно-волевых качеств дошкольника.
Практическая ценность выражается в том, что содержащиеся в ней теоретические выводы и методы рекомендации могут быть использованы и находят применение в деятельности практического работника.
В данной работе использованы следующие методы исследования: изучение и теоретический анализ научно-педагогической и методической литературы; педагогический эксперимент (наблюдения, беседы с родителями и детьми).





СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ:




1. Архангельский Н. В. Нравственное воспитание - М., 1999 г.
2. Архангельский Н. В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.
3. Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие. - Иркутск, 1989.
4. Бабанский Ю. К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988.
5. Бениаминова М.В. Воспитание детей. - М.: Медицина, 1991.
6. Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.
7. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников - М., 2000 г.
8. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. М.: Просвещение, 1987. С.821.
9. Васильева З. Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности - М., 2000 г.
10. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение, 1977.
11. Ковалев Н. Е., Райский Б. Ф., Сорокин Н. А. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1987. - 386с.
12. Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье. - М., 1979.
13. Немов Р.С., Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн.2: Психология образования. - 608с.
14. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. - М., 1980.
15. Радина Е.И. Ознакомление детей с трудом взрослых // Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой. М.:Просвещение, 1974.
16. Рубинштейн С. Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного школьников. - М.: Просвещение, 1981.
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1999.
18. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост.: И.В. Гребенников, Л.В. Новинников. - М., 1990
19. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1987. 96с.
20. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т. 2.
21. Тулегенова А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.М., 1978.24с.
22. Уледов А. К. Нравственное воспитание. - М.: Мысль, 1979.
23. Урунбасарова Э. А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки. - Алматы: Казгосиздат, 1999.
24. Урунтаева Дошкольная психология. - М., 1992.
25. Ушинский К. Д. Собрание сочинений -= М.: 1985, т. 2.
26. Харламов И. Ф. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1990.

Цена: 2000.00руб.

ДОБАВИТЬ В КОРЗИНУ

УДАЛИТЬ ИЗ КОРЗИНЫ

КУПИТЬ СРАЗУ


ЗАДАТЬ ВОПРОС

Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Контактное лицо :
*
email :
*
Введите проверочный код:
*
Текст вопроса:
*



Будьте внимательны! Все поля обязательны для заполнения!

Copyright © 2009, Diplomnaja.ru