Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Опытно-экспериментальное исследование процесса формирования и развития мотивации студентов ВУЗа ID работы - 735888 педагогика (дипломная работа) количество страниц - 83 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 4 Глава 1. Теоретический анализ мотивации у студентов вуза 7 1.1. Мотивация как предмет исследования в современной психологии. 7 1.2. Проблема мотивации в системе высшего профессионального образования. 16 1.3. Особенности мотивации студентов различных курсов 27 Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса формирования и развития мотивации студентов ВУЗа 36 2.1 Организация и методика исследования динамики формирования мотивации у студентов МЭПИ в ходе обучения. 36 2.2 Анализ, интерпретация и обобщение результатов эмпирического исследования данных 41 Глава 3. Практические рекомендации по формированию и развитию мотивации учебной деятельности студентов 50 3.1. Психологическое сопровождение мотивации студента 50 3.2. Тренинг как форма развития мотивации студента вуза. 56 Заключение 69 Список литературы 72 Приложения 76 ВВЕДЕНИЕ: Актуальность исследования учебной мотивации студентов различных курсов вуза, как общеличностного параметра, обусловлена, прежде всего, тем, что у студентов в процессе обучения осуществляется формирование и интеграция мотив учебы и труда, особенно на старших и в условиях ранней (до завершения образо-вания) трудовой занятости, характерной для современного студента. В исследова-нии мотивации студентов наблюдается некоторый разрыв, проявляющийся в том, что изучают либо учебную мотивацию как мотивы выполнения учебных заданий (Божович Л.И., Ляудис В.Я., Матюхина М.В., Талызина Н.Ф), либо мотивацию рассматривают как производную ценностно-личностной сферы и потребностей (В.Н.Мясищев, В.Г. Асеев, П.В. Симонов, П.М. Якобсон, X.Хекхаузен, Д.В. Ат-кинсон, А.Г. Маслоу и др..) без учета формирования мотивов в учебной и трудовой деятельности. На это противоречие обращает внимание А.К. Маркова в своей тео-рии становления профессионала и профессионализма, но эмпирических исследо-ваний данного направления до сих пор насчитываются единицы и проблема цело-стного изучения учебной мотивации студента как интегрирующей мотивы учения, социализации, труда и жизнедеятельности остается не изученной. Методологической основой исследования явилась теория деятельности А.Н. Леонтьева, а так же положения о мотивационной сфере в теории компетент-ности (Дж. Равен, И.А. Зимняя), теории потребностей как основы мотивации (А. Маслоу), теории профессионализма А.К. Марковой. Объект исследования - студенты образовательного учреждения высшего профессионального образования. Предмет исследования - мотивация учебной деятельности студентов выс-шего профессионального экономико-правового заведения. Цель исследования выявить специфику развития мотивации студентов на разных курсах обучения и сформулировать рекомендации по развитию мотивации студентов экономико-правовых специальностей Задачи исследования: - представить теоретический обзор теорий мотивации, отражающих проблематику учебной и профессионально-трудовой мотивации студентов вузов; -выявить различия в мотивации первокурсников и старшекурсников; - произвести опытно-экспериментальную работу по исследованию динамики мо-тивационной сферы студентов как целостной системы; - сформулировать рекомендации по развитию мотивации студентов экономико-правовых специальностей. Гипотеза исследования: существуют различия в мотивации студентов пер-вого и пятого курса с изменением направленности с учебной на трудовую, струк-тура мотивации становится более интегрированной и целостной, что статистически проявляется в значимых различиях между структурой мотивации студентов раз-личных курсов, а динамика развития мотивации отражается в изменениях фактор-ной структуры мотивационных переменных. В эксперименте приняли участие студенты первого и пятого курсов специ-альности «менеджмент организации» высшего негосударственного образователь-ного экономико-правового учреждения, в количестве 92 человек, 52 –первокурсника, 40 человек - студенты четвертого курса и из них 23 пятикурсника, выборка состояла преимущественно из лиц мужского пола (71 человек). В исследовании использовались следующие методы исследования: Г. Бейт-сона и Р. Дилтса (личностная мотивация), методика диагностики полимотивацион-ных тенденций в «Я-концепции» личности С.М. Петровой и методика диагностики реальной структуры мотивационно-ценностных ориентаций личности С.С. Бубно-вой. Методики дали большое количество показателей, что позволило осуществить факторный анализ данных и выявить в структуре мотивации целостные комплексы переменных. Выбор методик обусловлен теоретическим анализом, который пока-зал, что интегративные характеристики мотивации к учебе и к труду распределя-ются по различным типам мотивов, например когнитивные мотивы, социальные мотивы, мотивы поведения и т.д. Факторный анализ данных был произведен с це-лью целостной оценки динамики развития мотивационной сферы старшекурсни-ков, что являлось основной задачей исследования. Результаты первичного стати-стического анализа данных, полученные при помощи выявления значимых разли-чий в мотивации студентов первого и четвертого курсов так же оказались значи-мыми для характеристики динамики становления мотивации студентов на разных курсах обучения и включены в общую интерпретацию данных. Научная новизна работы заключается в реализации интегративного подхо-да к изучению мотивации студентов различных курсов, мотивация рассмотрена как целостное личностное образование, интегрирующее мотивы учебной и трудовой деятельности. Практическая значимость исследования заключается в выявлении про-блемных зон развития мотивации студентов различных курсов обучения, в опреде-лении основных характеристик кризисов мотивации, переживаемых студентами и в определении путей их преодоления. Работа состоит из трех глав, списка литературы и приложений. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. // Современные психологические проблемы высшей школы. - Л., 1974. - Выпуск 2. 2. Ананьев Б.Г. О психологических эффектах социализации // Человек и общество. Проблемы социализации индивида. - Л. -ЛГУ; 1971. 3. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Л., 1935 4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976. 5. Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. - Н., 1996. 6. Бодалёв А.А. Психология личности. – М.: МГУ, 1998. 7. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М., 2001. 8. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежной. - М., 1972. 9. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с. 10. Братусь Б.С. Теория образования. Избр. Пед. соч. – М., 1982. 11. Бубнова С.С. Методика диагностики мотивационно-ценностных ориентаций личности. М., 1995. 12. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения: Учебное пособие. – М., 2005. 13. Вербицкий А.А., Н.А. Бакмаева. Проблема трансформации мотивов и контекстном обучении // Вопросы психологии, 1997. - № 4. 14. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1986. 15. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Уч. пособие для ВУЗов, 1993. 16. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. Т. 2 / Под ред. Г. Г. Аракелова. - М., 1992. 17. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи./ АН УССР/, ин-т философии. - Киев, 1986. 18. Дружинин В.Н. психология способностей, Когито-Центр, 2002. 19. Додонов Б.И. Эмоции как ценность - М., 1978. 20. Донцов И.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов психологов // Вопросы психологии, 1999. - № 2. 21. Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза // Вопросы психологии, 1998. - № 2. 22. Зеер Э. Ф., Психология профессий. // Екатеринбург, 2001 г. 23. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 5 мая. http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm. 24. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Уч. пособие. - М., 1997. 25. Климов Е.А. Психология профессионала. М., Воронеж, 1996 26. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996. 27. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности / Отв. ред. А. А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. - М., 1988. 28. Комусова Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе - Л., 1983. 29. Кон И. С. Психология ранней юности. Учеб. Пособие для пед. ин-тов. М., 1976. 30. Кострикина И.С., Кениг В. А. Развитие компетентности в процессе академического обучения и профессиональной практической деятельности у студентов вузов. Психология обучения, №1 , 2008. – С.82-94. 31. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Избр. психол. произведения в 2 т. - Т.1. -М., 1983. 32. Липкина А.И. Самооценка и мотивация. М., Академия,. , 1996. 33. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 34. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у учащихся., 2000. 35. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. 36. Маслоу А. Мотивация и личность. С-Пб, Евразия, 1999. 37. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов ВУЗов. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. 38. Назыров А.С. Соотношение профессиональной идентичности и педагогической направленности студентов педагогических вузов. дисс. канд. психол. наук М. 2003 39. Носкова О.Г. Психология труда: Учебное пособие для студентов. / под ред. Е.А.Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 40. Пакулина, С.А. Адаптивные способности студентов педвуза: структура, факторы и средства развития / С.А. Пакулина: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2004. 41. Платонов К. К. Структуры и развитие личности/ Отв. ред. Глаточкин А. Д., АН СССР, Ин-т психологии. - М., 1986. 42. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. – М.: Изд-во УРАО, 2002. 43. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., Воронеж, 1996. 44. Психология личности: тесты, опросники, методики/ Авторы – составители: Н.В. Киршева, и Н.В. Рябчикова.- М.: Геликон, 1995. 45. Равен Дж. Компетентность в современном обществе выявление, развитие и реализация Когито-центр, Москва 2002. 46. Реан А.А. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2000. 47. Рубинштейн С.П. Основы общий психологии. - СПб Питер., 1999. 48. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 49. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности /С.Д.Смирнов. – М.: Аспект Пресс, 1995. 50. Сосновский, Б.А. Мотив и смысл / Б.А. Сосновский. – М.: Прометей, 1993. 51. Сидоренко Е.Н. Мотивационный тренинг. Практическое руководство.,С-Пб, Речь, 2002. 52. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теория, эксперименты, упражнения. СПб., 2001. С.228-236. 53. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. - М., 1986. 54. Холодная М.А., Кострикина И.С. Когнитивные и метакогнитивные предпосылки интеллектуальной компетентности в научно-технической деятельности. Психологический журнал., т. 26 №1, 2005. – с. 51-59. 55. Цвык В.А. Профессионализация как социальный процесс/ Вестник РУДН, серия социология №4-5. М., 2003. 56. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. 57. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. – М., 1984. 58. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001. 59. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе //Социологический журнал, №1, 1994. 60. http://career.vvsu.ru/vuzam/analytics/motivation.asp Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru