Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОЦЕНКЕ СИСТЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ID работы - 683048 педагогика (дипломная работа) количество страниц - 107 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ 7 1.1. СИСТЕМА СОВРЕМЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОСПИТАНИЯ 7 1.2. СУЩНОСТЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ КАК МНОГОФАКТОРНОГО ПРОЦЕССА 15 1.3. ЕДИНСТВО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ 32 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОЦЕНКЕ СИСТЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 46 2.1. АНАЛИЗ ВОЗДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ НА НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 46 2.2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ПРОЦЕССОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В РАМКАХ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 75 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 97 ПРИЛОЖЕНИЯ 103 ВВЕДЕНИЕ: Сегодня мы живем в условиях глубокого социально-экономического и духовного кризиса. Особую тревогу вызывают явления социальной патологии в молодежной среде: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид. Зачастую группы подростков находятся под пристальным вниманием и влиянием преступных элементов, криминальных структур, которые насаждают в подростковой среде свой "кодекс законов". Согласно опросу довольно большая часть молодежи готова действовать на грани беззакония, поступиться честью, совестью ради достижения материального благополучия. Другая часть молодежи оказалась растерянной, беспомощной перед происходящим, ощущает себя "лишними" людьми, "на обочине" сегодняшней жизни, неспособными стать хозяевами собственной судьбы, реализовать себя. Экраны кино и телевизоров заполнили образцы пошлости и бездуховности. В обществе происходит низвержение существовавших ранее идеалов, фальсификация исторического прошлого Родины, да и само понятие "Родина" становится, к сожалению, для части молодежи все чаще понятием абстрактным. Наблюдается повышенная социально-психологическая напряженность в среде взрослых и детей. Обнажилась внутренняя суть человека, изменились его потребности, социальные стремления, ценностные ориентации. Человек претендует на право быть самим собой. Это привело к принципиально новому осмыслению воспитания, его сущности, цели, задач, принципов. Педагогам приходится искать ответы на вопросы: какие идеи должны лежать в основе воспитательной работы? Каким должно быть содержание нравственного воспитания? Как помочь ребенку в его личностном саморазвитии? Как сделать престижной сферу нравственного самоутверждения? Теме нравственного воспитания посвящено множество научных работ и монографий педагогов-классиков, таких как: Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, М.И. Лисина, Я.А. Коменский, Д.Н. Узнадзе, К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн и др. Вопросы нравственного воспитания также освещены в существующих современных концепциях. Так, разработаны "Концепция воспитания учащейся молодежи в современных условиях" коллективом под руководством Л.И. Новиковой; "Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя" - О.С. Газманом; "Концепция нравственного воспитания" - В.Г. Бочаровой, представлены концепции воспитания учеными регионов России. Нравственное воспитание рассматривается как формирование отношений (Н.Е. Щуркова), как целенаправленное управление развитием личности ребенка, его сознанием, чувствами и поведением (Л.И. Новикова); санкт-петербургские ученые рассматривают воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия, как деятельность, вплетенную в ткань проживания детьми и взрослыми своей индивидуальной жизни. Разработчики концепций отмечают, что ведущей целью воспитания остается идущий из глубины веков идеал всесторонне развитой личности. Но вместе с тем вводится понятие реальной цели. Реальная цель - дать школьнику базовое образование и культуру и на их основе создать условия для развития личности. При этом ядром базовой культуры личности являются общечеловеческие ценности. Подчеркивая актуальность темы настоящей дипломной работы, отметим, что авторы концепций едины во мнении, что целью нравственного воспитания становится развитие и саморазвитие личности. Главное - вызвать у воспитанников потребность жить по законам Добра, Истины и Красоты. Исходя из вышеизложенного, целью исследования является изучение системы категорий нравственного воспитания и предложение мер по совершенствованию педагогического руководства процессом взаимодействия школы и семьи в рамках нравственного воспитания младших школьников. Изложенная цель предопределяет необходимость решения следующих задач: ? рассмотреть систему современных институтов воспитания; ? раскрыть сущность нравственного воспитания как многофакторного процесса; ? исследовать единство воспитательного воздействия школы и семьи в процессе нравственного воспитания; ? проанализировать характер воздействия школы и семьи на нравственное становление личности младшего школьника; ? выявить возможности совершенствования педагогического руководства процессом взаимодействия школы и семьи в рамках нравственного воспитания школьника. Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в современной школе. Предмет исследования - система нравственного воспитания. Информационную основу работы составила специальная литература по исследуемой проблеме отечественных и зарубежных авторов, публикации педагогической тематики. В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие методы исследования: абстрактно-логический, монографический, аналитический, синтетический, эмпирический. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Азбука нравственного воспитания /Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. - М.: Просвещение, 1975. 2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968. 3. Андреева Г.М. Социальная психология, - М.: «Наука» 1994. 4. Анохин П. К,- Опережающее отражение действительности // Вопросы философии. 1962. № 7. 5. Артюхова И. С. Ценности и воспитание //Педагогика, 1999. - №4. 6. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: 1976. 7. Бабанский Ю.К., Сорокин Н.А. Педагогика: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов. /Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение,1988. - 497 с. 8. Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства //Педагогика. - 1992. - № 7/8 - С. 23-27. 9. Болдырев Н. И. Методика воспитательной работы в школе. 2-е изд. – М., 1979. 10. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие. - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986. 11. Бочарова В. Г. Научно-педагогическая концепция взаимодействия школы и других социальных институтов во внешкольном воспитании учащихся //Социально-педагогические проблемы взаимодействия государственных учреждений и общественности во внешкольном воспитании учащихся. - М., 1981. 12. Бочарова В.Г. Личность - семья - община становится центром системы социальных служб. //Социальная работа. - 1992. - № 1. - С.3-9. 13. Виноградова Н. Д. Привычка – основа нравственного воспитания //Педагогика. - 1997. - №5. 14. Вицлак Г. Оценка поведения и характеристика учащегося: Кн. для учителя: Пер. с нем. – М.: Просвещение, 1986. 15. Воспитание //Советский энциклопедический словарь. 4-е изд. – М.: Советская Энциклопедия , 1987. – С. 248. 16. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М., 1956. 17. Выготский Л.С. Собр. соч., т. 2. - М., 1983. 18. Гавриловец К. В., Казимирская И. И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Кн. для учителя. – 2-е изд., доп. и перераб. – Минск: Нар. асвета, 1988. 19. Галузинский В. М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. – Киев: Радянська школа, 1982. 20. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М., 1986. 21. Зосимовский А. В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен //Педагогика. - 1998. - №7. 22. Козлова Т.В., Рябухина Т.А. Физкультура для всей семьи. 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 1990. – 463с. 23. Коменский Я. А. Великая дидактика. - Избр. пед. соч. - М., Учпедгиз, 1955. 24. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988. 25. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики . - М.: Просвещение, 1982. 26. Кузнецова Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. 27. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975. 28. Леонтьев А. Н. Потребности и мотивы деятельности – М., 1962. 29. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИФК и ФПК – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 1999. 30. Лурия А. Р. Курс общей психологии. М., 1965. 31. Макаренко А.С. Соч. т. 5, 1960. 32. Мельников А.Э., Рожков М.И., Успенский В.Б. Государственный экзамен по педагогике. - Ярославль, 1997. 33. Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие: Научно-методическое пособие /Под ред. Л.С. Алексеевой. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. 34. Немов Р.С. Психология.: В 3-х т. Т.2. 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 608с. 35. Нравственное воспитание личности школьника /Под ред. Я.И. Колдунова – Калуга, 1969; 36. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания /Под ред. Каирова И. А., Богдановой О. С. - М.: Педагогика, 1979. 37. Основы психологии: учебник для вузов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.-295 с. 38. Педагогика /Под ред. Бабанского Ю. К - М.: Просвещение, 1983. 39. Педагогика. Учебник. - М., Просвещение, 2002. 40. Педагогика /Под ред. Э.Т. Малиночки. - М.: Краснодар, 1992. 41. Педагогика школы /Под ред. Г. И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1977. 42. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с. 43. Педагогика: Учеб. пособие для педучилищ /С. П. Баранов, Л. Р. Болотина, Т. В. Воликова, В. А. Сластенин. – М.: Просвещение, 1981. 44. Петровский А.В., Брушлинский А.В., Зинченко В.П.. Общая психология: учебник для студентов пед.ин-тов /Под ред. А.В. Петровского. -М.: Просвещение,1986. -464 с. 45. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. 46. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М.: 1981. 47. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 т. - М.: Гуманит.изд центр ВЛАДОС, 1999. 48. Подласый П. И. Педагогика: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1996. 49. Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследований истории советской школы /Под ред. З. И. Равкина. – Йошкар-Ола, 1972. 50. Психология и педагогика /Под ред. Радугина А. А. - М.: Центр, 1997. 51. Райгородский Д.Я. Психология и самоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характера. - Самара: "Бахрах", 1997. - 640 с. 52. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. 53. Родчанин Е. Г., Зязюн И. А. Об идеалах В.А. Сухомлинского. - М., 1991. 54. Рубинштейн С. Л. Психологические воззрения И. М. Сечено¬ва и советская психологическая наука // Вопросы психологии. 1955. № 5. 55. Сенько В.Г. Воспитание у младших школьников норм поведения (Работа с трудными детьми). - Минск: Народная асвета, 1976. 56. Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947. 57. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. – М.: Школа-пресс, 1998. 58. Смирнов С. Д. Курс "Гуманистические традиции образования". - М., 1996. 59. Советский энциклопедический словарь/Гл. Ред. Прохоров А.М. - 3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1985.- 1600с. 60. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения.Т.1. - М.: Педагогика. 1979. 61. Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем... - М., 1986. 62. Сухомлинский В. А. О воспитании. - М., 1979. 63. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1974. 64. Тихомирова Н. К. Система воспитательной работы в средней школе на основе программы. - М., 1996. 65. Толстой Л.Н. Полное собр. соч.,т.26. - М., 1936. 66. Трофимова Н. М. Нравственны ориентиры младшего школьника //Педагогика. - 1997. - №6. 67. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. - 1978. 68. Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. - М., 1972. 69. Филонов Г. Н. Состояние социума и воспитание //Педагогика. - 1995. -№6. 70. Фокин Ю. Г. Курс "Общие сведения о дидактике высшей школы". - М., 1996. 71. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника /Под ред. Г. Н. Филонова. – М.: Педагогика, 1983. 72. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991. 73. Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей. – М.: Просвещение, 1983. 74. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебн.пособие.-3-е изд., перераб и доп. - М.: Юристъ, 1997. - 512 с. 75. Шварцман К. А. Философия и воспитание. - М., 1985. 76. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение? Кн. для учителя: Пер. с нем. – М.: Просвещение, 1986; 77. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 1990. 78. Энциклопедия молодой семьи. - 2-е изд. - Минск.: Белорусская Советская Энциклопедия, 1988. - 663с. 79. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1986. 80. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии: Теоретич проблемы развития психологической науки. М., 1971. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru