Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Опытно-экспериментальная работа по формированию этнокультуры дошкольников средствами изобразительного искусства ID работы - 611919 педагогика (курсовая работа) количество страниц - 29 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание: Введение 3 1. Развитие этнокультуры дошкольника как психолого-педагогическая проблема 5 1.1 Анализ теоретических подходов к этнокультуре в развитии дошкольника 5 1.2 Психологические особенности восприятия национального изобразительного искусства ребенком дошкольного возраста 7 1.3 Особенности формирования этнокультуры дошкольников в педагогическом процессе обучения основам изобразительного искусства 13 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию этнокультуры дошкольников средствами изобразительного искусства 16 2.1 Методика опытно-экспериментальной работы по формированию этнокультуры дошкольников 17 2.1.1 Периодизация использования этнокультурных образов 18 2.1.2 Ориентирование эмоциональной стороны 19 2.1.3 Использование цветов 20 2.1.4 Методика использования при процесса рисования и лепки 21 2.2 Экспериментальные задачи по общей программе занятий 23 3.3.1 Экспериментальное занятие "Сказочная птица" 24 3.3.2 Экспериментальное занятие "Сказочный дворец". 26 Заключение 28 Список литературы 29 ВВЕДЕНИЕ: Введение Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демон-стрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и явля-ется частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отраже-ние в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жиз-ненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поко-лением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства. Актуальность работы заключается в том, что народное искусство, являет-ся первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетиче-ского отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности. Новизна работы видится в том, что источниками народного творчества являются родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся ча-стью окружающей жизни, повседневного быта Условность образа, нацеленность на типическое, красочность, декоратив-ность, выраженность эмоционального настроя — эти качества народного деко-ративно-прикладного искусства присущи и творчеству детей, но, в отличие от детского творчества, в народном искусстве это не случайность, а выработанная, отточенная веками традиция. Детям же предстоит еще осознать, принять как эстетический идеал совершенство кажущейся простоты формы в дымковской игрушке, сочетание цвета в Городецкой росписи, композиционные основы хох-ломского узора, изящество синего, голубого и белого в гжельской росписи. Объектом исследования является воспитание дошкольников в ДОУ рус-ское народное изобразительное искусство. Предмет исследования – процесс развития и создания методологии ис-пользующей элементы этнокультуры. Гипотеза работы: народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, по-нятно ему. Проблема показать, что в народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистическо-го воспроизведения, что является наиболее понятным образом для восприятия изобразительного искусства ребенком. К задачам работы: 1. Дать анализ приоритетных подходов к этнокультуре как психолого-педагогическому феномену; 2. Выявить специфику форм этнокультуры дошкольников; 3. Обосновать психолого-педагогические условия форм этнокультуры как средств искусства 1. Развитие этнокультуры дошкольника как психолого-педагогическая проблема 1.1 Анализ теоретических подходов к этнокультуре в развитии дошкольника Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, ос-нованные на материале народного творчества, - одно из главных условий пол-ноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей. Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека (а народное искусство является его неотъемлемой частью), известный психолог Б.М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представля-ется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное зна-чение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувст-ва и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармони-ческому развитию личности» [8, с.7]. А. Канцедикас в книге «Искусство и ремесло» [3, с.38] пишет: «Духовное богатство, высокая содержательность, отсутствие второстепенных, малозначи-тельных смысловых элементов, то есть сам характер информации, заключен-ный в произведениях народного искусства, обуславливает такие существенные качества принятой в нем художественной системы, как поэтичность, декора-тивность, неизменно подчеркиваемые исследователями изобразительного фольклора всех с СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Список литературы 1. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. М., 1988. 2. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративного искусства. Альбом Т.Я. Шпикалова, Е.В. Алексеенко и др. М.: Просвещение, 1993 3. Канцедикас А. С. Искусство и ремесло - М., 1997 4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. М., 1990 5. Комарова Т. С. Концепция эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста // В сб.: Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. Шуя, 1994 6. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. УМК. Вып. 1. Дымковская игрушка. Вып. 2. Гжельская керамика. Вып. 3. Жостовские подносы/ Под ред. Т.Я. Шпикаловой. М., 1992 7. Сакулина Н.П. Народное декоративное искусство в работе детского сада. Известия АПН РСФСР. Вып. 11 - М.-Л., 1947 8. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. Известия АПН РСФСР. Вып. 11 - М.-Л., 1947 9. Радуга: Программа и метод, руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду // сост. Т.Н. Доронова – М., Просвещение, 1997 10. Шпикалова Т.Я. Актуальные проблемы разработки системы воспитания и освоения подрастающим поколением народного искусства и традиционной культуры России - Шуя, 1994 11. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М.: Просвещение, 1979 12. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 1996 Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru