Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Опытно-экспериментальная работа по формированию этнокультуры дошкольников средствами дидактической игры ID работы - 710271 педагогика (курсовая работа) количество страниц - 57 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Введение…………………………………………………………………………..3 1. Развитие этнокультуры дошкольника как психолого-педагогическая проблема…………………………………………………………………………...5 1.1 Анализ теоретических подходов к этнокультуре в развитии дошкольника………………………………………………………………...5 1.2 Дидактическая игра как средство воспитания и развития дошкольников……………………………………………………………..10 1.3 Особенности формирования этнокультуры дошкольников в педагогическом процессе дидактической игры........................…………15 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию этнокультуры дошкольников средствами дидактической игры………………………………29 2.1. Организация и проведение исследования………………………..…29 2.2. Формирующий эксперимент………………………………………….32 2.4 Контрольный эксперимент……………………………………….…...34 Заключение……………………………………………………………………....36 Список литературы……………………………………………………………...38 Приложение 1……………………………………………………………………40 Приложение 2……………………………………………………………………42 Приложение 3……………………………………………………………………55 ВВЕДЕНИЕ: Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства. Актуальность работы заключается в том, что дидактическая игра в дошкольном возрасте является одним из основных средств развития ребенка. И именно средствами дидактической игры можно привить ребенку этнокультурные ценности. Дидактическая игра как социокультурный феномен имеет свою историю и передается из поколения в поколение. Дидактические игры создавались и создаются взрослыми для развития детей с учетом их потребностей, интересов и возможностей. Дети получают содержание игры в готовом виде и овладевают им как элементом культуры. Ключевым моментом оценки успешности развития дошкольника становится понятие сохранения идеалов национальной культуры и языка, что является базисом этнической психологии и этнической педагогики, ее структурной составляющей, гуманистической направленностью через традиции воспитания современного поколения. В процессе изучения проблемы интеллектуального развития младших школьников и его диагностики логично отметить, что поведение и мотивация деятельности обследуемых детей имеет свою специфику, обусловленную этнокультурными особенностями. Проблемы интеллектуального развития личности дошкольника в психологии и педагогике изучаются как основные модели интеллекта личности: модели Ч. Спирмена, Л. Терстоуна, Дж. Гилфорда, Р. Кэттелла; иерархические (С.Барт, Д. Векслер, Ф. Верном, Л. Хамфрейс); монометрические (Г.Ю. Айзенк, Л.Т. Ямпольский и др.), когнитивные (Р. Стернберг, X. Гарднер, А. Деметриу, А. Эфклидис, М. Плачидов и др.), концепция ментального опыта М.А. Холодной и др. Цель исследования: определить особенности этнокультурного развития дошкольников средствами дидактической игры. Объектом исследования является процесс этнокультурного развития ребенка в ДОУ. Предмет исследования - дидактическая игра как средство этнокультурного развития дошкольников. Гипотеза работы: Дидактическая игра является эффективным средством этнокультурного развития дошкольников. Задачи работы: 1. Дать анализ приоритетных подходов к этнокультуре как психолого-педагогическому феномену; 2. Выявить специфику форм этнокультуры дошкольников; 3. Изучить воспитательные и развивающие функции дидактической игры; 4. Провести опытно-экспериментальное исследование по формированию этнокультуры дошкольников средствами дидактической игры; Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, и другой научной литературы, наблюдение продуктивности детской деятельности, анкетирование. Экспериментальная база: МДОУ № 6 "Аленький цветочек" г. Йошкар-Олы, 40 дошкольников 5-6 лет. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. М., 2004.-234с. 2. Григорьева, Г. Г. Играем с малышами.- М.: Просвещение, 2005.-296с. 3. Давидчук, А. Н. Обучение и игра.- М.: Мозайка-Синтез, 2006.-269с. 4. Журкова, О. С. Игры и развивающие игрушки для детей раннего возраста// Дошкольная педагогика.- 2004.- №3.- С. 16. 5. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративного искусства. Альбом Т.Я. Шпикалова, Е.В. Алексеенко и др. М.: Просвещение, 2003.-258с. 6. Калинченко, А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников.- М.: Айрис-пресс: Айрис дидактика, 2004.-248с. 7. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика.- М.: Изд. центр "Академия", 2000.-230с. 8. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. М., 2000.-234. 9. Комарова Т. С. Концепция эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста // В сб.: Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. Шуя, 2004.-269с. 10. Крылова, В. И. Опыт работы по использованию развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста// Дошкольная педагогика.- 2007.- №1.- С. 15. 11. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре.- М.: Просвещение, 2002.-268с. 12. Недоспасова, В. А. Растем играя.- М.: Просвещение, 2004.-190с. 13. Радуга: Программа и метод, руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду // сост. Т.Н. Доронова М., Просвещение, 2003.-260. 14. Рылеева, Е. В. Вместе веселее.- М.: Айрис-пресс: Айрис дидактика, 2004.-240с. 15. Савостьянов, А. Раз - стульчик, два - стульчик: развивающие игры для детей// Здоровье детей: Издат. дом. "Первое сентября".- 2005.- №5.- С. 24. 16. Сакулина Н.П. Народное декоративное искусство в работе детского сада. Известия АПН РСФСР. Вып. 11 - М.-Л., 2002.-180с. 17. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. Известия АПН РСФСР. Вып. 11 - М.-Л., 2002.-180с. 18. Усова, А. П. Обучение в детском саду.- М.: Просвещение, 2001.-260с. 19. Шпикалова Т.Я. Актуальные проблемы разработки системы воспитания и освоения подрастающим поколением народного искусства и традиционной культуры России - Шуя, 2004.-268с. 20. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2006.-360с. 21. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М.: Просвещение, 2003.-257с. Цена: 2000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru