Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
Новые методические подходы в организации обучения плаванию дошкольников и школьников ID работы - 744763 педагогика (курсовая работа) количество страниц - 27 год сдачи - 2008 СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Содержание 2 Введение 2 Глава 1. Теоретические предпосылки разработки методики обучения плаванию детей дошкольного и школьного возраста 4 Вывод 10 Глава 2. Методика, приёмы и средства в организации обучения плаванию дошкольников и школьников 11 2.1. Индивидуальный поход к обучению плаванию учащихся разного уровня подготовленности 11 2.2. Основные правила проведения занятий 12 2.3. Основные средства обучения 13 2.4. Современные методики обучения плаванию дошкольников и школьников 16 2.4.1. Обучение плаванию детей на основе опорного гребка 16 2.4.2. Одновременная методика обучения плаванию Т.Б. Смоленской 18 2.4.3.Особенности обучения плаванию дошкольников 22 Вывод 25 Заключение 26 Библиографический список 27 ВВЕДЕНИЕ: Введение Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. По данным ОСВОДа в стране за последние пять лет утонуло более 83 тысяч человек, около 20% из них ? дети. Плавание ? одно из важнейших средств физического воспитания. Оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений. Вместе с тем, данные свидетельствуют о низком проценте детей, умеющих плавать. Во многом это объясняется тем, что общепринятая методика обучения, малоизменившаяся за последние десятилетия, недостаточно учитывает современные достижения биомеханики [3,18], дидактики, психологии строения двигательного действия и обучения. Несмотря на усилия ряда исследователей по поиску наиболее эффективных средств, целенаправленно воздействующих на формирование техники движений в процессе обучения плаванию, желаемый результат пока не достигнут. Это особенно актуально для детей младшего школьного возраста, так как именно в этом периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков. Поэтому целью нашого исследования является изучение новых методических подходов к обучению детей плаванию. Объект исследования ? процесс обучения плаванию детей младшего школьного возраста. Предмет исследования ? средства и методы целенаправленного воздействия на технику плавания и качество двигательных представлений в процессе обучения. В соответствии с целью исследования, в работе были поставлены следующие задачи: 1.Определить теоретические предпосылки разработки методики обучения плаванню. 2. Изучить современные методические подходы к обучению детей плаванию. Глава 1. Теоретические предпосылки разработки методики обучения плаванию детей дошкольного и школьного возраста В биомеханическом и физиологическом аспектах плавание, как один из видов произвольно координированных движений человека, характеризуется значительной степенью сложности [3, 18]. Вместе с тем, по ряду причин именно плавание является одним из самых оптимальных видов двигательной активности, способствующих гармоничному развитию двигательной сферы в детском возрасте. Ведущими методологическими принципами изучения движений и двигательной сферы человека являются принцип развития и принцип системности [18]. Филогенетические аспекты принципа развития в физиологии движений подробно представлены в трудах Н.А.Бернштейна. Развитие двигательных функций в филогенезе происходило одновременно с совершенствованием анатомо-функциональной организации нервной системы. В этом аспекте изменения биологического типа выступили основой эволюционного развития в мире животных ? "каждый решительный шаг в биологическом развитии поведения совпадает с изменениями в структуре и функциях нервной системы". В свою очередь биомеханика устройства опорно-двигательного аппарата человека есть результат биологического приспособления его предка к локомоции, которая претерпевала изменения под влиянием меняющихся природных условий. Однако для онтогенеза двигательных функций человека характерны иные закономерности, ? их функциональное совершенствование происходит без изменения биологического типа и структурных компонентов центральной нервной системы. Естественный онтогенез моторных функций складывается из двух разновременных фаз. На первой фазе происходит анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов (миелинизация проводящих путей), которое запаздывает к моменту рождения и заканчивается к 2-2,5 годам. Данный период жизни ребенка характеризуется наиболее интенсивными достижениями в двигательной сфере. Продолжительность второй фазы выходит иногда далеко за пределы возраста полового созревания, ? это фаза функционального дозревания и налаживания работы координационных уровней. Функциональная наладка двигательных функций совершается при наличии изменений органического типа, выступая продолжением процессов анатомического роста и созревания ? "функциональная готовность нервных приборов наступает значительно позднее, чем их же анатомическая зрелость". Подобное соотношение анатомического формирования и функционального созревания моторной сферы у человека позволяет утверждать, что "сущность развития моторики в онтогенезе заключается не в биологически обусловленном дозревании мозговых субстратов, а в накоплении на их основе и с их помощью индивидуального опыта человека". Формирование и развитие двигательных функций у детей ? предмет междисциплинарного изучения (возрастной физиологии и психологии, гигиены, педиатрии, педагогики и др.) Наиболее спорным остается вопрос о взаимодействии генетических и средовых факторов в физической активности вообще и двигательном развитии ребенка, в частности. Как считает В.К.Бальсевич, в развитии и совершенствовании двигательных функций человека на первое место выходит линия искусственной выработки двигательных координации посредством специально организованных педагогических воздействий в виде двигательной тренировки и выработки двигательных навыков. В свою очередь, интенсивные структурно-морфологические перестройки в опорно-двигательном аппарате приводят к повышению его адаптивных возможностей. Проблема формирования двигательных навыков или "освоенных умений решать тот или иной тип двигательной задачи" не могла быть решена на основе "атомарного" подхода к исследованию состава движения. Наиболее продуктивным для решения данной задачи есть подход, представленный в отечественной физиологии и психофизиологии движений (Сеченов И.М., Павлов ИЛ., Анохин П.К., Бернштейн Н.А., Фарфель B.C., Боген М.М. и др.) [1,2]. Физиологические основания обучения двигательным действиям в аспекте их нервно-мускульной организации представлены в работах И.М.Сеченова. Особое значение автор придавал процессам торможения ("способности задерживать движения"), обеспечивающих выделение из массы беспорядочно действующих мышц необходимую группу. В этом случае "движение, становясь ограниченнее, принимает определённую физиономию". Учение И.М.Сеченова выступило методологическим фундаментом концепции функциональных систем, предвосхитившей зарождение и развитие физиологической кибернетики. В рамках условно-рефлекторной теории двигательного обучения возникают вопросы, связанные с механизмами саморегуляции, обеспечивающих саму возможность необходимого действия, а не действия "вообще". В этой связи положение И.П.Павлова о "творческой" деятельности афферентной системы получают свое дальнейшее развитие в трудах П.К.Анохина. Предложенная и разработанная им концепция функциональных систем представляет собой модель физиологических механизмов саморегуляции, в которой циркуляция нервных импульсов (прямая и обратная афферентация) создает "непрерывную информацию центральной нервной системы о достигнутых на периферии результатах". Универсальным законом функционирования любой системы организма (и это отчетливо прослеживается в экстренно складывающихся функциональных системах, например, при обучении) является правило редукции первоначального состава афферентных влияний по мере "тренируемости" какой-либо реакции. Выделяют три стадии в формировании двигательных навыков. Это ? стадия иррадиации (возникновение "лишних" движений и напряжений); стадия концентрации (возбуждение и торможение достигают оптимальных размеров) и стадия стабилизации (стабильное сочетание очагов возбуждения и торможения). Таким образом, "преодоление избыточности" двигательных звеньев (по Н.А.Бернштейну) или "афферентная редукция" (по П.КАнохину) выступают необходимой основой любого двигательного навыка, обеспечивающей биомеханическую экономизацию выполнения движения. Физиологическую архитектуру поведенческих актов разрабатывал Н.А.Бернштейн, его работы по физиологии движений стали своеобразной альтернативой представлениям о двигательном навыке как цепочке условных замыканий, вырабатывающихся путём многократных повторений. Он рассматривал формирование двигательного навыка как активную психомоторную деятельность, в основе которой лежит не приспособление к условиям среды, а осознанное подчинение, перестройка среды в соответствии с потребностями индивида. Для объяснения процессов регулирования движений и формирования двигательных навыков Н.А.Бернштейном [3] была предложена модель поуровневого построения движений. Под уровнем построения движений понимается "совокупность морфологических и функциональных сторон, характерных для определённого класса движений". Состав образующих движение афферентаций (прямых и обратных) и принцип их объединения служит главным критерием, отличающим уровни построения движений друг от друга. Соотношение уровней между собой подчиняется принципу иерархии, а их функциональный "запуск" имеет возрастную обусловленность. Система управления движениями совершенствуется по мере их становления. Выработка двигательного навыка, по Н.А.Бернштейну, это "процесс формирования в ходе обучения и тренировки уровневого состава движения, выделение ведущего уровня (реализующего основные смысловые коррекции) и координация между собой всех вовлечённых в управление уровней". По мере развития навыка и его автоматизации всё больший процент технических фонов уходит из поля сознания, разгружая при этом ведущий уровень и одновременно находя для себя условия значительно более точного и совершенного выполнения. Биомеханический анализ управления локомоциями подтверждает данное положение ? стремление высших уровней центральной нервной системы свести до минимума свое взаимодействие с низшими уровнями. Определяющим положением для исследований по возрастной физиологии двигательных функций является представление о социальном генезисе двигательного развития ребенка. Так, Н.А.Бернштейн подчеркивал, что переходы между различными уровнями построения движений не являются результатом самопроизвольного развития соответствующих разделов центральной нервной системы или механических упражнений, они определяются задачами, встающими перед ребенком. Свое прикладное развитие принципы теории функциональных систем П.Х.Анохина и концепции поуровнего построения движений НЛ.Бернштейна получили в работах В.С.Фарфеля. Управление движениями в плавании отличается от всех наземных локомоций тем, что человек передвигается в совершенно иной, непривычной среде ? воде. Специфика водной среды обуславливает особенности движения человека. Техника движения связана с его физической подготовленностью, степенью тренированности, запасом двигательных навыков, приобретенных ранее, возрастными особенностями. По мере роста и развития юных пловцов неизбежна постепенная перестройка их техники. В то же время, именно, в детском возрасте должны быть сформированы основы рациональной техники плавания. Вывод Плавание ? как один из видов произвольно координированных движений человека. Развитие моторных функций складывается из двух фаз. На первой фазе происходит анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов. Данный период характеризуется наиболее интенсивными СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: Библиографический список 1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. ? М.: Медицина, 1975.? С. 447. 2. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем.? М.: Наука, 1978. ? С. 304. 3. Бернштейн Н. А. Биомеханика и физиология движений Воронеж: НПО "МОДЭК", 2004. ? 688с. 4. Большакова И.А.Маленький дельфин. Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста: Пособие для инструкторов по плаванию, педагогов дошкольных учреждений. ? М: АРКТИ, 2005. ? 24с. 5. Булгакова Н. Ж. Игры у воды, на воде, под водой. - М.: Физкультура и Спорт, 2000. - 77с. 6. Васильев В. С. Обучение детей плаванию. - М.: Физкультура и Спорт, 1989. - 96с. 7. Велитченко, В. К. Как научиться плавать. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 96с. 8. Еремеева Л.Ф. Научите ребенка плавать. Программа обучения плаванию детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста: Методическое пособие / Л.Ф. Еремеева ? СПб.: издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2005. - 112с. 9. Кардамонова, Н. Н. Плавание: лечение и спорт. ? Ростов-н/Д: Феникс, 2001. - 320с. 10. Карпенко Е.Н., Коротнова Т.П., Кошкодан Е.Н.Плавание. Игровой метод обучения. ? М: Олимпия-Пресс, 2006. ? 48с. 11. Кислов А. А., "Нептун" собирает друзей. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 101с. 12. Макаренко Л.П. Юный пловец: Учебное пособие для тренеров ДЮСШ и студентов тренерского фак. ин-тов физ. культ. - М.: ФиС, 1983. - 288 с 13. Смоленская Т. Б. Обучение плаванию младших школьников. ? http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?numb_artic=211037 14. Осокина Т. И. Как научить детей плавать. Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1985. - 80с. 15. Осокина Т. И. Обучение плаванию в детском саду: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей. - М.: Просвещение, 1991. - 159с. 16. Плавание: учебник для вузов / Под общ. ред. Н.Ж.Булгаковой. ? М.: ФиС, 2001. ? 400с. 17. Погребной А.И.. О некоторых принципах обучения плаванию. ? Теория и практика физической культуры. ? 1999. ? №3. ? С.59-63 18. Попов Г.И.Биомеханика. М.: Издательский центр "Академия", 2007. ? 254с. 19. Протченко, Т.А., Семенов Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 80с. 20. Развивающие игры. Быстрее, выше, сильнее. СПб Дельта, 1998. - 159с. 21. Страшко А.Н.Безопасность плавания. СПб: ГМА им. Макарова, 2002. ? 128с. 22. Шебанов, В. Ребенок боится воды. ? М.: Просвещение 1998. - 80с. 23. Шишкина, В. А. Какая физкультура нужна дошкольнику: Книга для воспитателей детского сада и родителей. ? М.: Просвещение, 2000. - 79с. Цена: 1200.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru