Добавить в корзину Удалить из корзины Купить |
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАШЕЙ СТРАНЕ ID работы - 720043 педагогика (дипломная работа) количество страниц - 64 год сдачи - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ. 2 ГЛАВА I. 6 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. 6 §1. АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 6 §2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЗА РУБЕЖОМ (СИСТЕМЫ ЗОЛТАНА КОДАЯ И КАРЛА ОРФА). 21 ГЛАВА II. 33 МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАШЕЙ СТРАНЕ. 33 §1. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ. КОНЦЕПЦИЯ Д.Б. КАБАЛЕВСКОГО. 33 §2. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛАДОВОГО, ЗВУКОВЫСОТНОГО И ИНТОНАЦИОННОГО СЛУХА, ЧУВСТВА РИТМА И ТВОРЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ. 45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 59 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 62 ВВЕДЕНИЕ: Решение задачи формирования гармоничной личности возможно лишь при комплексном, системном подходе к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Особое место в этой системе занимает эстетическое воспитание. Музы-кальное воспитание - одна из центральных составляющих эстетического воспита-ния, оно играет особую роль во всестороннем развитии школьника. Эта роль опре-деляется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста - с другой. Музыку называют зеркалом души человеческой. Это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, так как в нем опредмечены, воплощенные в музыке, человеческие эмоции. А. В. Луначарский писал:" Динамика звуков, их си-ла, рост, скорость и т. д. и есть именно то, что в звуках соответствует интонациям человеческого голоса и самой физиологической картине различных душевных аф-фектов". Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию. Благодаря столь замечательной особенности она становится, по вы-ражению Б. М. Теплова, "эмоциональным познанием" и дает ни с чем не сравни-мые возможности для развития эмоциональной сферы человека, в особенности в детстве, наиболее восприимчивом из всех возрастов. По мнению Л. С. Выготского, генетическими формами регуляции поведения в детстве долго остаются эмоции и, вероятно, именно им в процессе развития принадлежит роль регуляторов станов-ления личности как целостного образования. Гармоничное развитие личности предполагает единство формирования эмо-циональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. Развитие музыкальных способностей - уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и познавательное раз-витие ребенка. Это связано с тем, что музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов. Однако это содержание становится достоя-нием ребенка только при условии специально организованной деятельности, при специальном формировании "музыкального уха" в процессе художественных музыкальных занятий. К. Маркс писал: "…для немузыкального уха самая прекрас-ная музыка лишена смысла, она для него не является предметом, потому что мой предмет может быть только утверждением одной из моих сущностных сил" (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т 42. С. 121-122). Развитие музыкальности способствует нравственному становлению челове-ка и формированию его как личности. "Искусство очень широко и глубоко захватывает самые различные стороны психики человека - не только воображение и чувство, что представляется само собою разумеющимся, но и мысль, и волю. От-сюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художествен-ное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всесторон-нему и гармоническому развитию личности" (46, 7). Замечательный советский пе-дагог В. А. Сухомлинский писал: "Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека". Эти слова стали эпиграфом к новой программе по музыке для школ, предложенной Д. Б. Кабалевским. Мы обратились к исследованию комплекса музыкальности в его становле-нии на этапе начальной школы. Актуальность темы исследования. Проблема музыкальности и музыкальных способностей - одна из цен-тральных в музыкально-педагогических исследованиях. Здесь рассматриваются такие важнейшие теоретические вопросы, как соотношение биологического и социального в музыкальных способностях, возможность и закономерности их формирования. Решение проблемы музыкальных способностей самым непосредственным образом может повлиять на практику музыкального воспитания и об-разования. Связь с содержанием программ и методами обучения музыке, с музыкально-психологической диагностикой, с одной стороны, является важным стимулом раз-вития этой области знания, с другой - делает ее средоточием острой научной дис-куссии. Некоторые вопросы музыкальности не теряют своей актуальности десятки лет, оставаясь по - прежнему нерешенными. *Является ли музыкальность комплексом отдельных музыкальных способ-ностей или это единое целое, не поддающееся членению? *Каковы компоненты музыкальности? *Является музыкальность прижизненным, наследственным или врожденным образованием или она результат взаимодействия этих факторов? *Всем людям присуща музыкальность или только некоторым избранным? *Как ее измерить? *Каковы закономерности развития музыкальных способностей и можно ли их прогнозировать? Эти вопросы все еще дискутируются в большинстве исследований, посвя-щенных проблеме музыкальности. Актуальность исследования проблемы развития музыкальных способностей определяется ее значимостью для общепсихологической теории способностей, ре-шения многих кардинальных вопросов теории и практики музыкального воспита-ния. Степень разработанности проблемы. Существующая литература по данной проблеме достаточно обширна и раз-нопланова. Характер литературы различен от сугубо музыкальных исследований до педагогических теорий способностей. Это объясняется тем, что проблема музы-кальности актуальна и для музыкантов, и для психологов, и для педагогов. Для ис-следования это составляет определенные трудности, т.к. Проблемой музыкальных способностей ученые занимаются уже более ста лет. Целью исследования является изучение развития музыкальных способно-стей. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: " анализ и изучение отечественной и зарубежной литературы по данной проблеме; " раскрытие содержания понятия "музыкальные способности" и выделение основных компонентов; " изучение существующих систем развития музыкальных способностей и их применение в зарубежных странах (Венгрия, США, Япония, Велико-британия); " анализ отечественной системы развития музыкальных способностей в общеобразовательной школе ("три кита" Д.Б. Кабалевского) " подбор практических заданий для развития основных музыкальных спо-собностей. В соответствии с поставленными задачами строилась структура данного ис-следования. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключе-ния и списка используемой литературы. СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ: 1. Абдуллин Э.Б. Музыка в начальных классах. М.,1985. 2. Абдуллин Э.Б. Музыка в начальной школе: Пос. для учителя. М.,1979. 3. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразователь-ной школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. 4. Алексеев В.А. "Русская народная песня в начальной школе". Научно - методи-ческое пособие для средних и высших учебных заведений, учителей музыки и начальных классов. - Оса:"Росстани-на-Каме". 1994. 5. Ананьев Б.Г. О взаимосвязи в развитии способностей и характера. Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М. 1956. 6. Ананьев Б.Г. Первоначальное воспитание и обучение детей. М.,1958. 7. Апраксина О. К вопросу о диагностике музыкальных способностей. - В кн.: му-зыкальное воспитание в школе, вып.2.М.,1976. 8. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.,1983. 9. Артемьева Т.И. Методологические аспекты проблемы способностей. М.,1977. 10. Асафьев Б.В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе О хоровом искусстве. Л.,1980. 11. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.,1973. 12. Баренбойм Л.А. О музыкальном воспитании в СССР// Музыкальное воспитание в СССР. М. 1978. 13. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968. 14. Бочкарев Л.Л. Проблемы психологии музыкальных способностей. - В кн.: Ху-дожественное творчество. М.,1983. 15. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М., Издательство "Ин-ститут психологии РАН", 1997. 16. Верещагина А.В. Жодчак З.З. Методика преподавания музыки в 1 классе: Посо-бие для учителей музыки общеобразовательных школ - К.: Муз. Украина,1987. 17. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.,1968. 18. Вопросы методики воспитания слуха: Сб. статей. Ред. - сост. А.Л. Островский. М.,1967. 19. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.,1958. 20. Выготский Л.С. Психология искусства. М.,1968. 21. Гиппиус Е.В. сборник русских народных песен М. А. Балакирева Балакирев М.А. Русские народные песни. М.1957. 22. Готсдинер А.Л., Мясищев В.Н. Проблема музыкальных способностей и их со-циальное значение. - В кн.: Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Л.,1981. 23. Гродзенская Н.А. Школьники слушают музыку. М.1969. 24. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. М.,1986. 25. Добровольская Н.Н. Вокально - хоровые упражнения в детском хоре. М.,1987. 26. Дранков В.Л. Многогранность способностей как общий критерий художествен-ного таланта. - В кн.: Художественное творчество. М.,1983. 27. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.,1993. 28. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.,1984. 29. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.,1989. 30. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной програм-мы по музыке для общеобразовательной школы Музыкальное воспитание в СССР Ред.-сост. Л.А. Баренбойм. М.1978. 31. Кабалевский Д.Б. Про трех "китов" и про многое другое. М.,1972. 32. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека, т.2. Способ-ности. Л.,1960. 33. Леонтьев А.Н. О формировании способностей Вопросы психологии.№1,1960. 34. Луначарский А.В. В мире музыки. М.,1958. 35. Музыка в начальных классах. М.,1985. 36. Музыкальное воспитание в Венгрии. Ред. - сост. Л.А. Баренбойм. М.1983. 37. Музыкальное воспитание в странах социализма: Сб. статей Ред.-сост. А.Л. Островский. Л. 1975. 38. Музыкальное воспитание в школе. Сб. статей. Сост. О. Апраксина. Вып.11. М.:"Музыка", 1976. 39. Музыка в школе: 1983 - 1989. 40. Петухова И.А. О роли специальных способностей и интеллектуальной инициа-тивы в структуре музыкальной одаренности. М.,1970. 41. Пигров К.К. Руководство хором. М.1964. 42. Программа по музыке для общеобразовательной школы: 1-3 классы Научный руководитель Д.Б. Кабалевский. М.,1985. 43. Программы внеклассной работы в школе: "Музыка". М.,1978. 44. Тарасова К.В. Онтогинез музыкальных способностей. М.,1988. 45. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1985. 46. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - В кн.: Проблемы инди-видуальных различий. М.,1961. 47. Халабузарь П., Попова В., Добровольская Н. Методика музыкального воспита-ния: Учебное пособие. М.: музыка, 1989. 48. Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательных школ: 1кл. М.1977., 2кл. М.1978., 3кл. М.1979. 49. Шацкая В.Н. Становление теории и практики музыкально - эстетического обра-зования в нашей стране Музыкальное воспитание детей и юношества. М.,1978. 50. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа Ред.-сост. Л.А. Баренбойм. М. 1978. 51. Эстетическое воспитание в школах искусств Сост. П.В. Халабузарь. М., 1988. Цена: 8000.00руб. |
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Copyright © 2009, Diplomnaja.ru